Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а) <...>, рассмотрев протокол от 26.12.2017 об административном правонарушении N ОШ 114-12/17, материалы дела N ОШ 114-12/17 о совершении <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях),
УСТАНОВИЛА:
Коми УФАС России рассмотрено дело N АО 30-12/16 в отношении Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Администрация МО ГО "Усинск") о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Основанием к возбуждению дела N АО 30-12/16 явились материалы прокуратуры города Усинска исх. N 07-13-2016 от 08.04.2016 (вх. N 1821 от 12.04.2016) в отношении Администрации МО ГО "Усинск", касающиеся непроведения в установленный Жилищным кодексом Российской Федерации срок открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами N 32а по адресу: Республика Коми, город Усинск, улица Нефтяников, и N 11 по адресу: Республика Коми, город Усинск, село Усть-Уса, улица Советская, и заключения договоров управления в отношении многоквартирных домов с ООО "Жилкомхоз" без проведения торгов.
Между муниципальным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства" администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - МБУ "Управление капитального строительства" администрации МО ГО "Усинск") и ООО "Омега" заключен муниципальный контракт N 0107300022014000129-0420820-01 от 10.06.2014 на выполнение работ по строительству 38-квартиного жилого дома в мкр. Пионерный г. Усинска.
По пункту 1.1 данного контракта "Исполнитель" (ООО "Омега") принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству 38-квартирного жилого дома в мкр. Пионерный г. Усинска, место строительства: Республика Коми, г. Усинск, ул., Нефтяников, земельный участок площадью 0,39 га с кадастровым N 11:15:0102010:529.
Между МБУ "Управление капитального строительства" администрации МО ГО "Усинск" и ООО "Московская строительная компания" заключен муниципальный контракт N 0107300022014000128-0420820-01 от 11.06.2014 на выполнение работ по строительству 38-квартиного жилого дома в с. Усть-Уса.
По пункту 1.1 данного контракта "Исполнитель" (ООО "Московская строительная компания") принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству 38-квартирного жилого дома в с. Усть-Уса, место строительства: Республика Коми, г. Усинск, с. Усть-Уса, ул. Советская, д. 11, земельный участок площадью 0,1941 га с кадастровым N 11:15:160100128.
Администрацией МО ГО "Усинск" в адрес МБУ "Управление капитального строительства" администрации МО ГО "Усинск" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10.07.2015 N 11-RU1130400-12-2015 в отношении объекта капитального строительства "38-квартирный жилой дом в с. Усть-са", расположенного по адресу: Республика Коми, город Усинск, село Усть-Уса, улица Советская, дом 11.
Администрацией МО ГО "Усинск" в адрес МБУ "Управление капитального строительства" администрации МО ГО "Усинск" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 13.07.2015 N 11-RU1130400-13-2015 в отношении объекта капитального строительства "38-квартирный жилой дом в г. Усинске", расположенного по адресу: Республика Коми, город Усинск, улица Нефтяников, дом 32а.
Право собственности МО ГО "Усинск" на 38-квартирный жилой дом по адресу: Республика Коми, город Усинск, село Усть-Уса, улица Советская, дом 11, зарегистрировано 10.07.2015 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2015 11-11/015-11/012/012/2015-363/1).
Право собственности МО ГО "Усинск" на 38-квартирный жилой дом по адресу: Республика Коми, город Усинск, улица Нефтяников, дом 32а, зарегистрировано 15.07.2015 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.07.2015 11-11/015-11/012/012/2015-366/1).
Между Администрацией МО ГО "Усинск" в лице <...> МКУ "УЖКХ" <...>и ООО "Жилкомхоз" заключен договор N 1/ГД от 22.01.2016 на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в городе Усинске по улице Нефтяников, дом 32а (далее - договор N 1/ГД).
Между Администрацией МО ГО "Усинск" в лице <...> МКУ "УЖКХ" <...> и ООО "Жилкомхоз" заключен договор N 2/ГД от 22.01.2016 на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в селе Усть-Уса по улице Советская, дом 11 (далее - договор N 2/ГД).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 43 Устава муниципального образования городского округа "Усинск", принятого Советом муниципального образования городского округа "Усинск" 10.04.2014 (далее - Устав МО ГО "Усинск"):
1. Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Коми.
2. Администрацию городского округа возглавляет руководитель Администрации городского округа на принципах единоначалия.
3. Администрация городского округа обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В Уставе МО ГО "Усинск" содержатся аналогичные положения.
В договорах N 1/ГД, N 2/ГД указано, что договоры заключены в лице <...>МКУ "УЖКХ" <...>, действующей на основании Устава.
В Коми УФАС России имеется копия Устава МКУ "УЖКХ", утвержденного постановлением Администрации МО ГО "Усинск" от 28.12.2011 N 2038. В Уставе полномочия МКУ "УЖКХ" на заключение договоров управления многоквартирными домами не установлены.
Дополнительно Администрация МО ГО "Усинск" письменно (исх. N 675 от 27.12.2016 (вх. N 6622 от 29.12.2016)) пояснила, что договоры N 1/ГД, N 2/ГД заключены на основании доверенности от 15.01.2016 N 13.
По доверенности от 15.01.2016 N 13 Администрация МО ГО "Усинск" уполномочивает <...> МКУ "УЖКХ" <...> на совершение от имени Администрации МО ГО "Усинск", в том числе действий, связанных с договорами управления многоквартирными домами с управляющими организациями, с правом подписи указанных договоров.
Таким образом, договоры N 1/ГД, N 2/ГД заключены от имени Администрации МО ГО "Усинск" уполномоченным ей должностным лицом - <...> МКУ "УЖКХ" <...>.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
В части 4 статьи 161 Жилищного кодекса указано, что орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По пункту 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", конкурс проводится, если:
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с действующим законодательством после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Заключение договора управления многоквартирным домом в отношении вновь введенного многоквартирного дома в эксплуатацию без проведения открытого конкурса не предусмотрено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 163 Жилищного кодекса порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности МО ГО "Усинск", уполномоченным органом местного самоуправления МО ГО "Усинск" принят не был.
В связи с чем, при выборе управляющей организации для управления рассматриваемыми многоквартирными домами (после их ввода в эксплуатацию) Администрация МО ГО "Усинск" должна была руководствоваться положениями частей 4, 13 статьи 161, частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса, т.е. организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами N 32а по адресу: Республика Коми, город Усинск, улица Нефтяников, и N 11 по адресу: Республика Коми, город Усинск, село Усть-Уса, улица Советская, либо поручить их проведение уполномоченному органу местного самоуправления, а не заключать договоры N 1/ГД, N 2/ГД без проведения открытого конкурса.
Согласно пункту 11.1 договора N 1/ГД договор вступает в силу с 01.02.2016 и действует до даты заключения договора управления по итогам проведенного в соответствии с действующим законодательством открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Пункт 11.1 договора N 2/ГД содержит аналогичное положение.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Администрацией МО ГО "Усинск" договоры N 1/ГД, N 2/ГД заключены с ООО "Жилкомхоз" без проведения открытого конкурса.
Участниками товарного рынка услуг управления многоквартирными домами в границах МО ГО "Усинск" (кроме ООО "Жилкомхоз") согласно информации, представленной Администрацией МО ГО "Усинск" письмом от 09.06.2016 N 2878 (вх. N 3113 от 20.07.2016)), являлись: ООО УО "САГ Билдинг Плюс", ООО УК "Партнер", ООО УО "СтройМастер", ООО УО "Форма", ООО "Управдом", ООО "Гелиос" УК, ООО УО "Модуль", ООО УО "Перспектива", ООО УО "ФОК".
Управление многоквартирными домами является лицензируемым видом деятельности.
На сайте Службы строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в сети "Интернет" размещен реестр лицензий на управление многоквартирными домами в Республике Коми. По состоянию на 22.09.2016 такие лицензии выданы следующим управляющим организациям: ООО УО "Перспектива", ООО УО "Жилкомхоз", ООО УО "Форма", ООО УО "Модуль", ООО "Гелиос", УК ООО "Управдом", ООО УО "Фок", ООО УО "Саг Билдинг Плюс", ООО УО "СтройМастер", ООО УО "Универсал", ООО "Жилкомхоз", ООО УК "Партнер".
Исходя из приведенных данных товарный рынок услуг управления многоквартирными домами в границах МО ГО "Усинск" является конкурентным.
Заключение Администрацией МО ГО "Усинск" рассматриваемых договоров без проведения конкурса могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке управления многоквартирными домами в границах МО ГО "Усинск" путем создания преимущественных условий деятельности для ООО "Жилкомхоз".
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
В действиях Администрации МО ГО "Усинск" по заключению рассматриваемых договоров управления многоквартирными домами - N 1/ГД, N 2/ГД без проведения открытого конкурса содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С 05.01.2016 в Закон о защите конкуренции Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены следующие изменения.
Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
При таких обстоятельствах в адрес Администрации МО ГО "Усинск" на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение от 12.07.2016 N 01-107/6386 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение), путем принятия мер по расторжению договоров NN 1/ГД, 2/ГД, в срок до 09.09.2016.
Коми УФАС России в связи с поступившим ходатайством Администрации МО ГО "Усинск" исх. N 4606 от 09.09.2016 (вх. N 2916э от 15.09.2016) о продлении срока выполнения предупреждения, на основании части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции продлило срок выполнения предупреждения до 18.11.2016.
О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Коми УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Администрацией МО ГО "Усинск" письмом исх. N 5996 от 22.11.2016 (вх. N 3661э от 23.11.2016, вх. N 5974 от 28.11.2016) представлена информация о несогласии ООО "Жилкомхоз" расторгнуть договоры по соглашению сторон, в связи с чем, ведется процедура подачи искового заявления в суд о расторжении договоров управления многоквартирными домами.
Как следует из представленных документов в адрес ООО "Жилкомхоз" направлялись соглашения о расторжении договоров. Соглашения обществом подписаны не были.
По пункту 12.1 договоров NN 1/ГД, 2/ГД договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
В установленный срок Администрация МО ГО "Усинск" (либо уполномоченное лицо) с иском в суд о расторжении договоров NN 1/ГД, 2/ГД не обратилась.
Таким образом, Администрацией МО ГО "Усинск" не приняты все возможные меры по расторжению договоров NN 1/ГД, 2/ГД в установленный срок. Предупреждение в установленный срок не было выполнено.
Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
В действиях Администрации МО ГО "Усинск" в виде заключения с ООО "Жилкомхоз" договоров NN 1/ГД, 2/ГД без проведения открытых конкурсов имелись признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, было возбуждено дело N АО 30-12/16.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", при заключении договора управления многоквартирными домами, установлено следующее.
1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.02.2016 до даты проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами либо даты расторжения договоров NN 1/ГД, 2/ГД.
2. Продуктовые границы товарного рынка - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.32.1).
3. Географические границы товарного рынка - административные границы МО ГО "Усинск".
4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий - создание преимущественных условий деятельности для ООО "Жилкомхоз", ограничение конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Для квалификации действий органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывать факт наступления неблагоприятных последствий, достаточно наличия угрозы их наступления.
Действие Администрации МО ГО "Усинск" в виде заключения с ООО "Жилкомхоз" договоров NN 1/ГД, 2/ГД могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в границах МО ГО "Усинск", в том числе, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке ООО "Жилкомхоз".
На сайте Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в сети "Интернет" размещен реестр лицензий на управление многоквартирными домами в Республике Коми. По состоянию на 28.11.2016 такие лицензии выданы следующим управляющим организациям на территории муниципального образования городского округа "Усинск": ООО УО "Перспектива", ООО УО "Жилкомхоз", ООО УО "Форма", ООО УО "Модуль", ООО "Гелиос", УК ООО "Управдом", ООО УО "Фок", ООО УО "Саг Билдинг Плюс", ООО УО "СтройМастер", ООО УО "Универсал", ООО "Жилкомхоз", ООО УК "Партнер", ООО "Информкредитсервис", ООО Управляющая компания "Усинское коммунальное хозяйство".
Указанные хозяйствующие субъекты наравне с ООО "Жилкомхоз" могли претендовать на заключение договоров управления многоквартирными домами. Однако, многоквартирные дома переданы в управление ООО "Жилкомхоз" в приоритетном порядке, без проведения открытого конкурса. Указанное лишало других хозяйствующих субъектов участвовать в конкурентной борьбе за право заключения договоров управления многоквартирными домами по результатам открытого конкурса, что привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В рассматриваемом действии Администрации МО ГО "Усинск" имелось нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Предписание выдаче не подлежало в связи со следующим. По информации, представленной Администрацией МО ГО "Усинск" исх. N 498 от 06.02.2017 (вх. N 639 от 07.02.2017), Администрация МО ГО "Усинск" в лице МКУ "УЖКХ" обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением от 17.01.2017 N 95 о расторжении договоров NN 1/ГД, 2/ГД. Как следовало из определения Арбитражного суда Республики Коми от 30.01.2017 по делу N А29-523/2017 исковое заявление Администрации МО ГО "Усинск" принято, возбуждено производство по делу, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 21.03.2017. Таким образом, Администрацией МО ГО "Усинск" были приняты меры по расторжению договоров NN 1/ГД, 2/ГД путем обращения с иском в суд о их расторжении и предписание Коми УФАС России не выдавалось.
Решением Коми УФАС России от 02.03.2017 по делу N АО 30-12/16 Администрация МО ГО "Усинск" признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части заключения с ООО "Жилкомхоз" договоров NN 1/ГД, 2/ГД без проведения открытых торгов.
Частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 2.4 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 43 Устава муниципального образования городского округа "Усинск", принятого Советом муниципального образования городского округа "Усинск" 10.04.2014 (далее - Устав МО ГО "Усинск"):
1. Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Коми.
2. Администрацию городского округа возглавляет руководитель Администрации городского округа на принципах единоначалия.
3. Администрация городского округа обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
По доверенности от 15.01.2016 N 13 Администрация МО ГО "Усинск" в лице <...>уполномочила <...> МКУ "УЖКХ" <...>совершать от имени Администрации МО ГО "Усинск" все действия, связанные, в том числе с договорами управления многоквартирными домами и жилыми домами с управляющими организациями, с правом подписи указанных договоров и иных необходимых документов. Доверенность выдавалась со сроком действия по 31.12.2016.
Таким образом, <...>временно, в соответствии со специальными полномочиями - в соответствии с доверенностью от <...> Администрации МО ГО "Усинск" осуществлял функции представителя власти - Администрации МО ГО "Усинск", была наделена распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от нее, т.е. являлась должностным лицом.
Договоры N 1/ГД, N 2/ГД с ООО "Жилкомхоз" заключены <...>.
<...>на даты заключения Договоров N 1/ГД, N 2/ГД являлась <...> МКУ "УЖКХ" (это следует из постановления Администрации МО ГО "Усинск" N 1823 от 01.10.2015 "О назначении <...>МКУ "УЖКХ", трудового договора N 22/15-ТД от 01.10.2015).
Должностное лицо - <...> допустила нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части заключения с ООО "Жилкомхоз" договоров NN 1/ГД, 2/ГД без проведения открытых торгов, что могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в границах МО ГО "Усинск", в том числе, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке ООО "Жилкомхоз".
Тем самым, <...> совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.
Место совершения правонарушения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13.
Время совершения правонарушения: 22.01.2016.
Частью 6 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решение по делу N АО 30-12/16 изготовлено в полном объеме 02.03.2017. Решение по делу N АО 30-12/16 не обжаловано. Срок давности привлечения <...>к административной ответственности не истек.
Частями 1, 2 статьи 25.1 Кодекса об административных правонарушения определено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
<...>извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N ОШ 114-12/17 путем направления копии определения от 10.01.2018 N 01-111/123 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N ОШ 114-12/17, отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лица, истребовании дополнительных материалов по делу, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 16799117233166 (вручено 23.01.2018), а также телеграммой от 11.01.2018 (вручена 18.01.2018).
Дело рассмотрено в отсутствии <...>.
Обстоятельства, исключающие возможность соблюдения <...>требований антимонопольного законодательства, а также свидетельствующие о принятии ей всех зависящих от нее мер по соблюдению указанных требований, не усматриваются.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также смягчающие, отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.
Документы, свидетельствующие о неудовлетворительном имущественном положении <...>, в материалах дела отсутствуют.
Ходатайства, отводы не поступали.
Основания для освобождения <...>от административной ответственности в силу статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют ввиду следующего.
Статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
По пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности.
Описанное в настоящем постановлении нарушение в виде заключения (в лице <...>МКУ "УЖКХ" <...>) с ООО "Жилкомхоз" договоров NN 1/ГД, 2/ГД могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в границах МО ГО "Усинск", в том числе, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке ООО "Жилкомхоз".
Иные хозяйствующие субъекты наравне с ООО "Жилкомхоз" могли претендовать на заключение договоров управления многоквартирными домами. Однако, многоквартирные дома переданы в управление ООО "Жилкомхоз" в приоритетном порядке, без проведения открытого конкурса. Указанное лишало других хозяйствующих субъектов участвовать в конкурентной борьбе за право заключения договоров управления многоквартирными домами по результатам открытого конкурса, что привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Статьей 1.2 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Статья 14.9 Кодекса об административных правонарушениях включена в главу 14 Кодекса об административных правонарушениях, объединяющую административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за несоблюдение требований антимонопольного законодательства имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.
Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая применение к должностным лицам административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного <...> административного правонарушения, личность <...>, отсутствие обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.9, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать <...>виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, выразившегося в нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в виде заключения с ООО "Жилкомхоз" договоров NN 1/ГД, 2/ГД без проведения открытых торгов, что могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в границах МО ГО "Усинск", в том числе, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке ООО "Жилкомхоз".
Назначить <...>наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам для уплаты штрафа:
ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР |
БИК |
048702001 |
|
|||||||||
Сч. N |
|
|
||||||||||
Банк получателя |
|
|||||||||||
ИНН 1101481197 |
КПП 110101001 |
Сч. N |
40101810000000010004 |
|
||||||||
УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ) |
|
|||||||||||
Вид оп. |
01 |
Срок плат. |
|
|
||||||||
Наз. пл. |
|
Очер. плат. |
3 |
|
||||||||
Получатель |
Код |
|
Рез. поле |
|
|
|||||||
16111602010016000140 |
87701000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|||||
ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПО ДЕЛУ N_______ ОТ ___________ СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ N _______ ОТ ______________ |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.
В силу статей 30.2, 30.3 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со статьей 31.1 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Срок предъявления постановления к исполнению составляет 2 года.
Должностное лицо <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 8 февраля 2018 г. N ОШ 114-12/17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2018