Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Кемеровской области от 22 апреля 2003 г. N 23-ОЗ настоящая Программа изложена в новой редакции
Приложение
к Закону Кемеровской области
от 22 апреля 2002 г. N 21-ОЗ
"О региональной целевой программе
Экология и природные ресурсы Кемеровской
области" на 2002-2004 годы"
Региональная целевая программа
"Экология и природные ресурсы Кемеровской области"
на 2002-2004 годы
22 апреля 2003 г.
Паспорт
региональной целевой программы
"Экология и природные ресурсы Кемеровской области"
на 2002-2004 годы
Наименование Программы |
- региональная целевая программа "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2002-2004 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- Программа разработана на основании распоряжения Администрации Кемеровской области от 16.10.2001 N 806-р "О разработке региональной целевой программы "Экология и природные ресурсы" |
Директор Программы Государственный заказчик |
- первый заместитель Губернатора Кемеровской области - департамент рационального природопользования и природоохранной деятельности Кемеровской области |
Основные разработчики |
- департамент рационального природопользования и природоохранной деятельности Кемеровской области |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
- обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Кемеровской области |
Сроки реализации Программы |
- Программа предусматривает реализацию первоочередных мероприятий на 2002-2004 годы |
Перечень подпрограмм |
- "Минерально-сырьевые ресурсы"; "Обеспечение экологической безопасности"; "Рациональное использование,восстановление и охрана водных объектов" |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
- предприятия, организации, научные и проектные учреждения Кемеровской области |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- повышение обеспеченности экономики Кемеровской области минерально-сырьевыми ресурсами; - улучшение экологической обстановки за счет снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов неочищенных стоков в водные объекты; - защита населенных пунктов от затопления и разрушения берегов рек; - повышение надежности гидротехнических сооружений; - водоохранные и водохозяйственные мероприятия |
Объемы и источники финансирования по этапам |
- общий объем финансирования на 2002-2004 гг.1556,07 млн. руб., в том числе на 2002 год - 372,7 млн. руб.; на 2003 год - 102 млн. руб.; на 2004 год - 1081,50 млн. руб.; - средства областного бюджета |
Система организации и контроля за выполнением Программы |
- организация выполнения программных мероприятий возлагается на департамент рационального природопользования и природоохранной деятельности Кемеровской области, который подготавливает материалы к организации тендеров для отбора исполнителей мероприятий, производит уточнение объемов работ, обеспечение составления сметы расходов |
Обеспечение финансирования мероприятий |
- выделение средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации |
Введение
Региональная целевая программа "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2002-2004 годы (далее - Программа) направлена на сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Кемеровской области (далее - область) в условиях динамического развития, а также решение приоритетных экологических проблем с целью снижения негативного техногенного воздействия на природную среду и здоровье населения области.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета. В областном бюджете на очередной год с учетом фактического уровня инфляции, изменения ставок платы и фактического освоения средств будет предусматриваться объем финансирования Программы, который будет ежегодно корректироваться исходя из реальной ситуации.
Формирование инвестиционных проектов Программы осуществлялось совместно с департаментом по развитию жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, промышленности, управлениями строительства, транспорта и связи Администрации Кемеровской области, с участием Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Кемеровской области. Учтены предложения Центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Кемеровской области и других специально уполномоченных органов природно-ресурсного блока.
Анализ исходного состояния проблем. Состояние минерально-сырьевой базы
Подпрограмма геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы "Минерально - сырьевые ресурсы" сформирована по принципу концентрации бюджетных средств на объектах и мероприятиях, имеющих стратегическое значение для области, определяет регулирование работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы области, направленных на качественное улучшение ресурсов важнейших видов полезных ископаемых.
Уголь. Кузбасс является уникальным угольным бассейном. По марочному составу в его пределах имеется весь известный спектр углей - от бурых до антрацитов. Общие ресурсы углей в Кузбассе оцениваются около 600 млрд. тонн. По состоянию на 1 января 2001 г. на государственном балансе числится 55,4 млрд. тонн каменных углей, разведанных по промышленным категориям.
Нефть и газ. Подпрограммой предусмотрено продолжение работ по мероприятию "Метан Кузбасса". "Метан Кузбасса". Предусмотрено продолжение поисковых работ по определению наиболее перспективных площадей для добычи метана из угольных пластов. Планируется начать работы по добыче метана из угольных пластов. Объективными предпосылками широкомасштабной промысловой добычи местного газа в Кузбассе являются наличие эффективных технологий извлечения метана из угольных пластов и огромные его ресурсы в недрах угольного бассейна (13 трлн. куб. м).
Черные металлы. В пределах марганцеворудного района юго-западной части Горной Шории известно около 200 проявлений марганцевых руд. Прогнозные запасы насчитываются в пределах 120 млн. тонн окисленных руд. В условиях дефицита марганцевого сырья в Кузбассе и в России целесообразно и необходимо вовлечение в освоение новых перспективных месторождений марганца
Молибден. Является дефицитным сырьем для получения специальных видов сталей. Подпрограммой предусмотрено проведение поисковых работ на Викторьевском участке.
Золото. Подпрограммой предусматривается проведение оценочных работ с приростом запасов по россыпным месторождениям более 1000 кг.
Неметаллы. Подпрограммой предусматривается изучение проявления черных известняков с возможностью их использования в виде облицовочного материала; месторождений тремолитов, которые используются для производства огнеупоров, керамики; месторождений минеральных вод.
Экологическая ситуация по состоянию на 2001 год в области остается сложной. Активизация деятельности промышленных предприятий в 1999-2000 годах, рост регионального валового объема выпуска продукции в среднем на 20% в 1999 году, на 8,7% в 2000 году сопровождаются существенным увеличением уровня антропогенного воздействия на окружающую среду. По элементам природной среды это представлено нижеследующим образом.
Атмосферный воздух. Проблема загрязнения атмосферного воздуха - одна из наиболее острых экологических проблем Кемеровской области. Суммарная масса выбросов загрязняющих веществ за 2000 год от стационарных источников (общее количество - 17490, из них 13510 - организованных от 1509 предприятий, стоящих на учете) составляет 1206,676 тыс. тонн при лимите выбросов 1102,061 тыс. тонн.
По сравнению с предыдущим годом увеличение в целом составляет 122,369 тыс. тонн. Основное увеличение выбросов дают топливная промышленность (на 94,358 тыс. тонн) в связи с уточнением источников выброса метана, металлургия (на 14,880 тыс. тонн) за счет увеличения выпуска продукции, энергетика и жилищно-коммунальный сектор (на 0,902 тыс. тонн) за счет увеличения количества сожженного топлива.
В территориальном разрезе к городам с наибольшим уровнем загрязнения относятся: Новокузнецк (43,7%), Белово (7,3%), Ленинск-Кузнецкий (5,7%), Кемерово (5,6%), Мыски (5,6%), Междуреченск (4,6%)
В отраслевом разрезе к основным загрязнителям относятся выбросы металлургии (36,2 %), топливной промышленности (27,2 %), автотранспорта (18,5%), энергетики (17,2 %). Высокий уровень выбросов в атмосферу взвешенных веществ сохраняется от предприятий жилищно-коммунального хозяйства в городах Междуреченске, Осинники, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Киселевске.
В структуре выбросов загрязняющих веществ преобладают оксид углерода (36,2 %), углеводороды (22,2 %), диоксид серы (11,4 %), оксид азота (8,3 %), относящиеся к газообразным веществам.
Выбросы от передвижных источников составляют 274,266 тыс. тонн, в том числе от автомобильного транспорта - 246,237 тыс. тонн, железнодорожного транспорта - 27,376 тонн, воздушного транспорта - 0,653 тонны. Основная доля в выбросах от передвижных источников представлена автомобильным транспортом (89,8%).
По данным УГИБДД УВД Кемеровской области абсолютный рост автотранспорта составляет по отношению к 1999 году 3,1% (13347 ед.). Увеличение объема выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составляет 6,6 тыс. тонн (2,8%), представлено в большей доле городами Кемерово, Анжеро-Судженском, Междуреченском.
В личном пользовании находится 82,7% от общего количества транспортных единиц. Доля автомобилей с дизельными двигателями составляет 13,2%, автомобилей с бензиновым двигателем - 86,8%.
В атмосферу поступает свыше 200 различных веществ, которые в большинстве своем являются высокотоксичными и канцерогенными (3,4-бенз(а)пирен, различные соединения металлов, кремния, цианиды, фториды, широкий спектр углеводородов, включая летучие органические соединения).
К причинам сохранения высокого уровня выбросов вредных веществ в атмосферу относятся: рост физического износа основных фондов промышленных предприятий, изношенность (и отсутствие) газоочистного оборудования на котельных, нарушение технологии в топливно-энергетическом, жилищно-коммунальном комплексах. Только в жилищно-коммунальном хозяйстве области насчитывается 1406 котельных с различным уровнем механизации, высокой степенью износа, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Все это наряду с часто повторяющимися неблагоприятными для рассеивания метеорологическими условиями обуславливает высокий уровень загрязнения воздуха в приземном слое городов и районов.
Основным методом решения данной проблемы является оптимизация системы теплоснабжения. При этом за счет закрытия нескольких котельных, являющихся наиболее интенсивными источниками загрязнения атмосферного воздуха, тепловые нагрузки переключаются на одну модернизованную котельную, что позволяет увеличить эффективность сгорания топлива, значительно сократить выбросы в атмосферу, механизировать углеподачу, золоудаление. За счет использования температуры отходящих дымовых газов увеличивается производительность котельных, а экономия топлива составляет от 5 до 10 процентов.
Другим направлением снижения выбросов в атмосферу является переход на водоугольное топливо - один из основных источников энергии на ближайшее будущее. Состоит оно из 60%-ной мелкой угольной фракции (в том числе отходов углей), на 1% из присадки-пластификатора, а остальное - вода (могут использоваться технические стоки). Перевод малых котельных на новый вид топлива даст не только значительную экономию средств, возможность использовать угольные отходы, но и сокращает выбросы в атмосферу.
Программой предусмотрены мероприятия по переводу коммунальных котельных на водоугольное топливо, перевод автотранспорта на газ.
Водные ресурсы. Большая часть промышленного потенциала (60%) и населения (65%) области сосредоточена в бассейне реки Томь - основном источнике водоснабжения и главном водоприемнике сточных вод. Среди рек России с наибольшими экологическими проблемами река Томь оценивается как "сильно загрязненная".
Наиболее водоемкими отраслями народного хозяйства в области являются энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, черная и цветная металлургия. Доля водопотребления из бассейна реки Томи в общем объеме водопотребления по области составляет 77%.
Общий объем водоотведения за 2000 год составляет 2 202,2 млн. куб. м, в котором доля загрязненных стоков составляет 36,3%, объем стоков нормативно-чистых, без очистки, представленный в основном стоками энергетического комплекса, - 62%. По отношению к 1999 году отмечается снижение объема водоотведения сточных вод на 6,815 млн. куб. м.
Масса сброса загрязняющих веществ в водные объекты за 2000 год составляет 499 171,6 тонны, что на 10 337,6 тонны меньше уровня 1999 года. В доле загрязняющих веществ преобладающими являются нитраты, азот аммонийный, фосфор общий, фтор.
Снижение отведения сточных вод и загрязняющих веществ связано с сокращением водопритока шахтно-рудничных вод на предприятиях угледобывающей промышленности городов Березовский, Ленинск-Кузнецкий, Анжеро-Судженск, Новокузнецк и других, а также временным отсутствием сбросов шахтно-рудничных вод ряда ликвидированных предприятий угледобывающей промышленности в городах Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Кемерово.
К наибольшим загрязнителям относятся предприятия: ЗАО "Водоканал", ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат"(г.Новокузнецк); МП "Управление водно-канализационного хозяйства", ОАО "Шахта им. Кирова" (г.Ленинск-Кузнецкий); ОАО "Кемвод", ОАО "Азот" (г.Кемерово).
Забор воды на нужды жилищно-коммунального хозяйства в целом по области составляет свыше 810 млн. куб. м в год (свыше 35 % от общего водопотребления), доля использования поверхностных вод - 40%. При этом качество питьевой воды во многих населенных пунктах не отвечает санитарно- гигиеническим нормам.
Объем отводимых стоков жилищно-коммунального хозяйства составляет свыше 350 млн. куб. м (около 16 % от общего объема водоотведения), доля объема нормативно-очищенных сточных вод жилищно-коммунального хозяйства в общем объеме нормативно-очищенных отводимых стоков - 11%, неочищенных сточных вод и недостаточно очищенных - соответственно 36% и 53%.
В области имеется 55 коммунальных сооружений по очистке сточных вод мощностью 1273 тыс. куб. м в сутки, протяженность канализационных сетей составляет 3089,7 километра. Ежесуточно по ним проходит 1272,9 тыс. куб. м жидких стоков. Удельный вес сточных вод, пропускаемых через очистные сооружения, к общему объему сточных вод составляет по области 91,4%. Однако существующие технологии очистки сточных вод на действующих сооружениях не обеспечивают их очистку до требуемых нормативов. Необходимо внедрение новых технологий с применением систем доочистки. Очистные сооружения в городах Белово, Ленинске-Кузнецком, Междуреченске, Осинники, Прокопьевске, Киселевске, Топки работают со значительной нагрузкой. Практически во всех рабочих поселках и сельских населенных пунктах отсутствуют очистные сооружения, а существующие технологии на действующих сооружениях не обеспечивают очистку сточных вод до требуемых нормативов.
Отставание строительства очистных сооружений канализации от развития систем водоснабжения привело к тому, что в настоящее время объем подаваемой в сеть воды превышает пропускную способность очистных сооружений канализации на 500 тыс. куб. м в сутки. По этой причине в водоемы области сбрасывается до 8% неочищенных, 70% недостаточно очищенных и только 22% нормативно-очищенных стоков.
Сброс в поверхностные водоемы неочищенных и недостаточно очищенных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод привел к тому, что вода в большинстве створов водозаборов непригодна в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Нарушение земель, отходы производства и потребления. В области ежегодно образуется в среднем около 45 млн. тонн отходов производства 1 - 4-го класса токсичности и свыше 400 - 500 млн. тонн нетоксичных отходов, представленных в большей степени вскрышными породами. Образование твердых бытовых отходов (отходы потребления) составляет ежегодно свыше 1,5 млн. куб. м.
Так как компоненты отходов потребления (макулатура, стекло, полимеры, металлолом) относятся к вторичным ресурсам, то организация сортировки отходов потребления позволит увеличить процент их использования до 80-85 процентов.
Переработка отходов производства при наличии технологий остается на низком уровне. При ежегодном образовании, например, таких отходов, как отработанные шины, в количестве свыше 15 тыс. тонн (10,7 тыс. куб. м), илового осадка очистных сооружений сточных вод, в количестве 30,5 тыс. тонн (23,4 тыс. куб. м), в области не ведется их утилизация.
Техногенные нарушения, связанные с добычей полезных ископаемых, привели к наиболее сильным и необратимым изменениям геологической среды в Кузбассе и представлены отвалами вскрышных пород, отходов углеобогащения, терриконами, карьерными полями, отстойниками и неравномерными просадками земной поверхности. Всего в области нарушено свыше 100 тыс. га земель, рекультивировано за все годы менее 20,0 тыс. га.
Состояние биологических ресурсов. Загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почв не могло не сказаться на состоянии биологических ресурсов Кемеровской области. Многие виды животных и растений, ранее обычных для нашего региона, перешли в разряд редких и исчезающих. В Красную книгу Кемеровской области вошли 124 вида животных и 152 вида растений и грибов.
Сохранение биологического разнообразия является одним из приоритетных направлений природоохранной политики области, а главный путь к достижению разнообразия видов и сохранению генофонда - это развитие системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Сегодня ООПТ занимают около 15 % территории области, из них около 7 % - областного значения (зоологические заказники). Однако часто эти территории обозначены только на карте и не выполняют возложенных на них задач. Уровень финансирования ООПТ не позволяет полностью укомплектовать их квалифицированными кадрами, обеспечить надлежащую охрану, провести необходимые научные исследования.
В области выявлено более 100 единичных уникальных объектов, которым следует придать соответствующий статус памятника природы, и их нужно взять под охрану.
Рациональное использование, восстановление и охрана водных объектов
Ситуация с гидротехническими сооружениями (далее - ГТС), число которых в области насчитывает свыше 3 тысяч, критическая. Многие из них находятся в аварийном состоянии, что не позволяет обеспечить безопасную их эксплуатацию, особенно в период прохождения паводков. Необходимо выявление бесхозных аварийных ГТС с последующей их ликвидацией, для чего требуется продолжение проведения инвентаризации всех ГТС.
Водные объекты на большом протяжении требуют обустройства водоохранных зон, необходимо обустройство зон санитарной охраны головных водозаборов.
Размыв берегов рек Томь, Урюп, Кондома, Кия представляет угрозу для жизнедеятельности целых районов, поселков и населенных пунктов. Существующие темпы проведения берегоукрепительных работ являются неудовлетворительными.
Сложившаяся ситуация с водоснабжением и канализованием, улучшением состояния водных объектов может быть решена только при реализации комплекса мероприятий в составе региональной целевой программы за счет средств от платы за пользование водными объектами.
Обеспечение населения качественной питьевой водой - одна из важнейших задач жизнеобеспечения населения Кузбасса. От ее качества зависит здоровье людей, уровень санитарно-эпидемиологического благополучия, степень комфортности и, следовательно, социальная стабильность в обществе.
Состояние водоохранных зон большинства водных объектов, используемых для водоснабжения, является неудовлетворительным. Отсутствуют проекты обустройства водоохранных зон, не установлены и не закреплены их границы. Отсутствуют проекты организации зон санитарной охраны групповых водозаборов.
По результатам лабораторного контроля в створах открытых хозяйственно-питьевых водозаборов, более 20% проб не отвечают гигиеническим нормам по микробиологическим показателям и более 37% проб по санитарно-химическим. Причина высокого загрязнения - сброс в водоемы неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод из-за перегруженности очистных сооружений канализации и коллекторов, а также несовершенной схемы очистки.
Вышеизложенное позволяет интегрально выделить наиболее значимые проблемы, решение которых является приоритетным на 2002- 2004 годы:
недостаток перспективных площадей месторождений полезных ископаемых с оцененными прогнозными запасами, которые могут выставляться в дальнейшем на конкурсы для эксплуатационной разведки и добычи минерально-сырьевых ресурсов;
неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь, в городах Кузбасса, за счет выбросов предприятий черной, цветной металлургии, жилищно-коммунального хозяйства и автомобильного транспорта;
неудовлетворительное состояние в сфере обращения с отходами потребления и производства;
неудовлетворительное состояние водных объектов - источников питьевого водоснабжения;
неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений на водных объектах.
Цели и задачи программы
Целью Программы, исходя из учета сложившейся ситуации, является повышение обеспеченности экономики области минерально-сырьевыми ресурсами в условиях экономического роста и снижение техногенной нагрузки на окружающую природную среду.
Выбор приоритетных направлений решения проблем проведен с ориентацией на:
повышение обеспеченности экономики области минерально-сырьевыми ресурсами;
поэтапное завершение строящихся природоохранных объектов;
включение объектов, в том числе переходящих, с интенсивной динамикой освоения средств и планируемой их реализацией;
решение неотложных задач в сфере обращения с отходами, в том числе - по утилизации пестицидов с просроченными сроками годности и лежалых кеков;
улучшение обеспечения населения области качественной питьевой водой;
обследование и оценка безопасности гидротехнических сооружений;
проведение берегоукрепительных работ;
разработку и реализацию мероприятий по улучшению экологической обстановки Беловского водохранилища;
сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий областного значения;
создание и функционирование территориальной системы экологического мониторинга;
развитие экологического образования, распространение достоверной экологической информации средствами массовой информации, развитие общественных экологических движений.
Задачи, подлежащие решению для достижения указанных целей, включают:
интенсификацию геологоразведочных работ на перспективных к промышленному освоению площадях;
внедрение современных методов разведки и добычи полезных ископаемых;
завершение строительства и реконструкции очистных сооружений населенных пунктов и промышленных предприятий в верхнем течении реки Томь (третья очередь очистных сооружений канализации города Междуреченска, строительство второй очереди очистных сооружений канализации города Новокузнецка, реконструкция очистных сооружений СХК "Чистогорский"), а также в городах Кемерово, Топки, Киселевске и других населенных пунктах области;
расширение сети установок локальной доочистки питьевой воды коллективного пользования;
разработку и изготовление пилотной установки автоматизированного мусороперерабатывающего комплекса по переработке твердых бытовых отходов на существующей базе машиностроительных предприятий области;
внедрение технологии обработки и утилизации осадка сточных вод на ОАО "Кемвод";
внедрение технологии по утилизации отработанных шин на базе ФГУП ПО "Прогресс" мощностью 15 тыс. тонн в год (10,7 тыс. куб. м в год);
создание цехов и установок общей мощностью 1600 тыс. тонн в год по экологически безопасному использованию отходов обогащения углей; модернизацию котельных, сопровождающихся закрытием старых котельных;
перевод автотранспорта на газомоторное топливо.
Перечень подпрограмм и работ по реализации программы
Программные мероприятия определены с учетом сложившейся эколого-социально-экономической ситуации на территориях муниципальных образований с учетом предложений в рамках программ городов и районов, а также остротой тех или иных проблем в целом для области.
По комплексному охвату решаемых задач Программа состоит из 3 подпрограмм.
При включении мероприятий в состав подпрограмм учитывались сведения о месте и сроках проведения мероприятия, заказчике, ожидаемых результатах, финансовом обеспечении каждого мероприятия, наличии проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы на нее, готовность органов местного самоуправления оказать финансовую и организационную поддержку реализации проекта.
Мероприятия приведены в Перечне региональной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2002-2004 годы и с учетом решаемых задач в подпрограммах в приложениях 1-6
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование геологоразведочных, природоохранных мероприятий, мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране вод Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета.
С целью сбалансированного обеспечения экономики области приростом запасов минеральных ресурсов Программой предусмотрены средства на реализацию соответствующих мероприятий в размере 140,87 млн. рублей в 2002 году; 35,0 млн. рублей в 2003 году; 327,38 млн. рублей в 2004 году.
На мероприятия по обеспечению экологической безопасности в2002 году предусмотрены средства в размере 150,0 млн. рублей, в 2003 году в размере 15,0 млн. рублей, в 2004 году в размере 591,89 млн. рублей.
На финансирование мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов в 2002 году предусмотрены средства в размере 81,7 млн. рублей, в 2003 году в размере 52,0 млн. рублей, в 2004 году в размере 162,23 млн. рублей.
В целом для реализации мероприятий Программы на 2002-2004 годы требуется финансирование из областного бюджета в объеме 1556,07 млн. рублей, в том числе 2002 год - 372,57 млн. рублей, 2003 год - 102,0 млн. рублей, 2004 год - 1081,50 млн. рублей.
Оценка эффективности осуществления программы
Реализация подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" с выполнением геологоразведочных и тематических работ направлена на обеспечение по категориям Р1+С2+С1 прироста запасов угля на 150 млн. тонн, углеводородов на 5 млрд. куб. м, черных металлов (марганец) на 10 млн. тонн, золота на 13 тонн.
В том числе реализация мероприятия "Метан Кузбасса" по результатам опытно-промышленной добычи метана на первоочередных площадях Ерунаковского и Томь-Усинского районов должна позволить оценить запасы газа метана в угольных пластах в количестве 3-5 млрд. куб. м в год.
Экологический эффект, ожидаемый от реализации строительных природоохранных мероприятий по элементам природной среды, составит:
по атмосфере - снижение выбросов загрязняющих веществ на 6135,7 тонны в год;
по водным объектам - снижение сбросов загрязняющих веществ на 5897,7 тонны в год; снижение объема сброса неочищенных стоков на 410,4 тыс. куб. м, повышение степени очистки сточных вод, исключение аварийных сбросов неочищенных хозфекальных стоков, улучшение общей санитарно-эпидемиологической обстановки в области;
по земле - снижение негативного воздействия отходов производства и потребления за счет уменьшения объемов и площадей их размещения в связи с их переработкой в количестве 1014,7 тыс. куб. м в год (623,6 тыс. тонн в год).
Механизм осуществления программы
Работы и услуги по реализации мероприятий Программы намечены к осуществлению на условиях областного государственного заказа за счет средств областного бюджета.
С целью максимального исключения нецелевого использования бюджетных средств предусмотрены обязательное наличие проектов строящихся и реконструируемых объектов, имеющих положительные заключения государственной экологической экспертизы, разработка проектно-сметной документации в установленном порядке с перспективной проработкой финансирования будущего строительства.
Организация, формы и методы управления программой
Государственным заказчиком Программы является департамент рационального природопользования и природоохранной деятельности Кемеровской области, который осуществляет текущее управление Программой.
Финансирование мероприятий Программы, перераспределение бюджетных средств между мероприятиями Программы, корректировка Программы, контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляются в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Директор Программы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации вправе перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% от общего размера финансирования Программы.
Проверки хода реализации мероприятий Программы должны отражать сроки, объемы выполнения программных мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.