Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4 в составе:
<_>;
в присутствии от уполномоченного органа - администрации Аликовского района Чувашской Республики - <_>,
в отсутствие:
заказчика - администрации Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики - надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
заявителя - индивидуального предпринимателя <_> - надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>) на положения аукционной документации Заказчика - администрации Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, уполномоченного органа - администрации Аликовского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на строительство сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики (изв. N 0115300025818000006) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 26.01.2018 обратилась ИП <_> с жалобой на положения аукционной документации Заказчика - администрации Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, уполномоченного органа - администрации Аликовского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на строительство сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики (изв. N 0115300025818000006) (далее - Электронный аукцион).
В жалобе заявитель указал, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- аукционная документация не устанавливает конкретную группу работ строительных, по которой необходимо предоставлять подтверждение наличия опыта выполнения работ;
- Заказчиком и Уполномоченным органом установлено излишнее требование о предоставлении в декларации о соответствии участника аукциона части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе сведений о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
- в аукционную документацию не включены виды и объемы работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017
N 570.
На основании вышеизложенного, просит приостановить закупку до рассмотрения жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, указали на соответствие аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
10.01.2018 в 20 час. 37 мин. уполномоченным органом - администрацией Аликовского района Чувашской Республики на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115300025818000006 о проведении электронного аукциона на строительство сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 13 958 392,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
Заказчиком, осуществляющим закупку, выступает администрация Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Относительно довода жалобы по отсутствию в документации требования по конкретной группе работ строительных, по которой необходимо предоставлять наличие опыта выполнения работ, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Во исполнение Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление от 04.02.2015 N 99) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В соответствии с пунктом 2 Перечня "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" указанного Постановления от 04.02.2015 N 99 выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей предусматривает наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что в соответствии с Постановлением от 04.02.2015 N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Следовательно, данными положениями заказчику предоставляются дополнительные гарантии надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Согласно аукционной документации предметом закупки является строительство сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики. Согласно извещению о проведении электронного аукциона объект закупки отнесен к коду по ОКПД2 41.20.20.180.
Пунктом 30 Информационной карты документации об электронном аукционе установлены обязательные требования к участникам аукциона, в том числе:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, являются:
1) копия исполненного контракта (договора);
2) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
3) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом символ * аукционная документация раскрывает следующим образом:
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
1) работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
2) работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, Заказчиком и Уполномоченным органом не конкретизированы группы работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, следовательно, данный довод заявителя Комиссия признает обоснованным, а в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
По доводу заявителя об установлении в документации излишнего требования по предоставлению в декларации о соответствии участника аукциона части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе сведений о том, что участник закупки не является офшорной компанией, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 10 Информационной карты документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.
В составе второй части заявки необходимо представить, в том числе, декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5,7,7.1,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе, требование пункта 10 данной статьи о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Частью 8.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.
Кроме того пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, установление в аукционной документации требования о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5,7,7.1,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе противоречит требования Закона о контрактной системе, следовательно, данный довод заявителя Комиссия признает обоснованным, а в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
По доводу заявителя о том, что в аукционную документацию не включены виды и объемы работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570, Комиссией Чувашского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Пунктом 3.1.12 Проекта контракта предусмотрено, что "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту виды и объемы работ из числа возможных видов работ, утвержденных Постановлением N 570. Виды, объемы работ должны быть представлены Заказчику в течение 5-ти рабочих дней после заключения Контракта.
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных аукционной документацией, определяются по предложению подрядчика, включаются в муниципальный контракт исходя из сметной стоимости этих работ, в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 15 процентов цены муниципального контракта. Форма предложения объемов и видов работ заказчику представляется в произвольной форме и будет являться неотъемлемой частью муниципального контракта".
Комиссией установлено, что в составе аукционной документации в единой информационной системе в сфере закупок размещены локальные сметы, которые в своем составе имеют сводный сметный расчет стоимости работ, что позволяет участникам закупки выбрать виды и объемы работ, которые они будут выполнять самостоятельно.
Таким образом, данный довод заявителя Комиссия признает необоснованным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ИП <_> обоснованной в части отсутствия в аукционной документации требования по конкретной группе работ строительных, необходимых для подтверждения опыта выполнения работ и установленного документацией требования о предоставлении в декларации сведений о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 2 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что электронный аукцион изв. N 0115300025818000006 являлся предметом рассмотрения Комиссии по жалобе ООО "Новострой". По итогам рассмотрения заказчику и уполномоченному органу выдано предписание
N 18-К-2018 о внесении изменений в документацию об электронном аукционе. В соответствии с изложенным Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы ИП <_>
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на строительство сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики (изв. N 0115300025818000006) обоснованной в части отсутствия в аукционной документации требования по конкретной группе работ строительных, необходимых для подтверждения опыта выполнения работ и установленного документацией требования о предоставлении в декларации сведений о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 31, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 31 января 2018 г. N 19-К-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.02.2018