Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 января 2018 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
"....."
в присутствии представителей:
Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства": "....."
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Единая Сервисная Служба" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" при проведении открытого конкурса на осуществление строительного контроля при строительстве объекта "Строительство канализационных очистных сооружений "Южные", г. Севастополь", извещение N 0874200000617000289 (далее - Конкурс), рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация, протоколы заседаний Конкурсной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующим образом, Заказчик при даче разъяснений положений конкурсной документации, не предоставил разъяснения на поступившие запросы.
Изучением представленных документов Комиссией Управления установлено, что предметом Конкурса является осуществление строительного контроля при строительстве объекта "Строительство канализационных очистных сооружений "Южные", г. Севастополь".
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Изучением разъяснений Заказчика на поступившие запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации, Комиссией Управления установлено, что Заказчик фактически не предоставил разъяснения на поступившие вопросы, ответив лишь, то, что указанные требования установлены исходя из необходимости Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушено требование части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствие разъяснений на поступившие запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Довод Заявителя подтвержден.
Дополнительно Комиссией Управления установлено:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.
Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а также застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (заказчик).
Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц его осуществляющих устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Также согласно СНиП 12-01-2004 лицо, осуществляющее строительство, в том числе капитальный ремонт, проводит контроль за качеством строительства, выполняя следующие действия:
входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);
приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
входной контроль применяемых материалов, изделий;
операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;
оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.
Статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика на привлечение специалиста либо организации к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - специалисту: инженеру или инженерной организации. Необходимо отметить, что в случае привлечения профессиональной организации для осуществления строительного контроля, она должна соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим данные виды работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 (далее - Перечень), для выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, такая организация (индивидуальный предприниматель) обязана иметь свидетельство о допуске на данный вид работ, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что при осуществлении строительного контроля исполнитель работ обязан быть членом в саморегулируемой организации в области строительства.
Аналогичная позиция содержится в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05 сентября 2017 года N31723-ТБ/02.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлено требование к участникам Конкурса, о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства.
2. Изучением пункта 8.1 проекта контракта, Комиссией Управления установлено, что в течение 3 дней с момента заключения Контракта Исполнитель обязан направить своего уполномоченного представителя для получения у Заказчика документации указанной в п. 7.1 Контракта и предоставить оригиналы документов, подтверждающих наличие у Исполнителя лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности:
аттестат аккредитации и (или) аттестат о подтверждении компетентности лаборатории, со всеми приложениями и (или) свидетельство о состоянии измерений в лаборатории с подтверждением компетентности по ГОСТ 17025-2009 с приложениями.
свидетельства о прохождении поверки, сертификаты калибровки приборов и оборудования.
Пунктом 8.5 проекта контракта предусмотрено, что не позднее 10 рабочих дней со дня подписания настоящего Контракта представить Заказчику документы, подтверждающие наличие у Исполнителя лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. При этом, Исполнитель имеет право привлечь к выполнению отдельных испытаний субподрядную испытательную лабораторию, компетентную в проведении испытаний в заявленной области деятельности, не имеющую материально-технических отношений с Подрядчиком и поставщиками материалов и конструкций на Объекте.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что проектом контракта не установлено требование, о наличии у исполнителя работ в собственности лаборатории.
3. Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Изучением условий проекта контракта, Комиссией Управления установлено, что пункт 8.1 и пункт 8.5 проекта контракта содержит противоречивые требования к исполнению работ, выразившиеся в установлении различных сроков для предоставления Заказчику документов, подтверждающих наличие у Исполнителя лаборатории.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, о том, что Заказчик в нарушение части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, установил противоречивые требования к исполнению работ по контракту.
4. Согласно требованиям статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Изучением конкурсной документации, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком к конкурсной документации приложено обоснование НМЦК, в котором содержится обоснование стоимости выполнения строительно-монтажных работ по проекту. При этом, Закон о контрактной системе не регламентирует размещение в конкурсной документации расчета формирования стоимости строительного контроля.
5. Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно конкурсной документации, Заказчиком установлено следующее критерии оценки:
1. Стоимостной критерий, значимость критерия - 60%;
2. Нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Качество работ", значимость критерия - 40%.
При этом, Заказчиком установлена Шкала оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг":
Содержание показателя |
Значение показателя, количество баллов |
|
1 |
2 |
3 |
Пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, в соответствии с требованиями пункта 5.7.5 СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" к проекту производства работ с учетом требований проекта государственного контракта, Технического задания |
При отсутствии подробного описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующее требованиям технической документации и действующей нормативной документации, либо представлено только полностью скопированное техническое задание - 0 баллов |
При наличии подробного описания порядка выполнения работ (с привязкой к объекту) со следующей информацией: Решения по производству геодезических работ (с учётом допускаемых отклонений на конструктивные элементы по видам выполняемых работ, а также примеры исполнительных схем), решения по прокладке временных сетей и освещения строительной площадки и рабочих мест; обоснования и мероприятия по применению мобильных форм организации работ, режимы труда и отдыха; решения по производству работ, включая зимнее время; потребность в энергоресурсах; потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке; природоохранные мероприятия; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве; технико-экономические показатели - 25 баллов |
Технологические карты на выполнение видов работ с привязкой к Объекту, в соответствии с требованиями пункта 5.7.5 СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" к проекту производства работ |
При отсутствии подробного описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующее требованиям технической документации и действующей нормативной документации, либо представлено только полностью скопированное техническое задание - 0 баллов |
При наличии подробного описания порядка выполнения работ (с привязкой к объекту) со следующей информацией: Решения по выбору технологии (состава и последовательности технологических процессов) строительного производства, по определению состава и количества строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, требования к качеству и приемке - 25 баллов |
Геодезический контроль в соответствии с требованиями пунктов 5, 6 и 7 СП 126.13330.2012 "СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве" |
При отсутствии подробного описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующее требованиям технической документации и действующей нормативной документации, либо представлено только полностью скопированное техническое задание - 0 баллов |
При наличии подробного описания порядка выполнения работ (с привязкой к объекту) со следующей информацией: Создание геодезической разбивочной основы для строительства, разбивочные работы в процессе строительства, геодезический контроль точности геометрических параметров - 15 баллов |
Контроль за выполнением природоохранных мероприятий в составе строительного контроля |
При отсутствии подробного описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующее требованиям технической документации и действующей нормативной документации, либо представлено только полностью скопированное техническое задание - 0 баллов |
При наличии подробного описания порядка выполнения работ (с привязкой к объекту) со следующей информацией: Проведение контроля за выполнением природоохранных мероприятий, наличие специалистов надлежащей квалификации - 5 баллов. |
Информационное моделирование |
При отсутствии подробного описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующее требованиям технической документации и действующей нормативной документации, либо представлено только полностью скопированное техническое задание - 0 баллов |
При наличии подробного описания порядка выполнения работ (с привязкой к объекту) со следующей информацией: Создание трехмерной модели на основе проектной и рабочей документации, увязка графиков производства работ с трехмерной моделью, насыщение модели средствами производства, проверка проектной документации на пространственные и пространственно-временные коллизии - 30 баллов. |
Итого по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" |
|
Rci = С1i+ С2i__.+ Сki, где Сki - значение в балах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов единой комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей. |
ИТОГО по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)": от 0 до 100 баллов |
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены критерии оценки. При этом, конкретных требований к установлению порядка раскрывающего содержание критерия оценки "Качество работ", Законом о контрактной системе не предусмотрено.
6. Согласно части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания.
Изучением извещения о проведении Конкурса, Комиссией Управления установлено, что вскрытие заявок на участие в Конкурсе осуществляется 15 января 2018 года в 14 часов 30 мин.
При этом, по состоянию на 19 января 2018 года, Заказчиком так и не опубликован протокол вскрытия заявок на участие в Конкурсе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик в нарушение части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе, не опубликовал протокол вскрытия конвертов с заявками участников.
7. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, о том, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Изучением проекта контракта Комиссия Управления установлено, что пунктом 8.11.2 Заказчиком установлено, что. проведение Исполнителем операционного контроля качества работ в объеме 100 % от объема измерений Подрядчика и лабораторных испытаний в объеме, не менее 20 % от объема лабораторных испытаний установленных договором (контрактом), заключенным между Заказчиком и Подрядчиком предусмотренных В соответствии с п. 5.1 ГОСТ 32731-2014 Исполнитель должен выполнить силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющий материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний, с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации, нормативным документам, своими контрольно-измерительными приборами, с указанием количественных характеристик контролируемых параметров, отдельно от Подрядчика с предоставлением результатов Заказчику. Допускается привлечение субподрядных испытательной лаборатории при выполнении пункта 8.5. настоящего Контракта.
При этом, ГОСТ 32731-2014 регламентирует дороги автомобильные общего пользования, а также требования к проведению строительного контроля.
Так как объект закупки является осуществление строительного контроля при строительстве объекта "Строительство канализационных очистных сооружений "Южные", г. Севастополь", то ГОСТ 32731-2014 не регламентирует проведение строительного контроля при строительстве объекта "Строительство канализационных очистных сооружений "Южные", г. Севастополь".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, неправомерно установил требование относительно ГОСТа 32731-2014.
Руководствуясь статьей, 99 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Единая Сервисная Служба" на действия Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" при проведении открытого конкурса на осуществление строительного контроля при строительстве объекта "Строительство канализационных очистных сооружений "Южные", г. Севастополь", извещение N 0874200000617000289, обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 33, части 7 статьи 52, пункта 1 части 1 статьи 33, части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с выданным ранее по делу N08/0034-18.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.
В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 января 2018 г. N 08/0032-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2018