Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ "Мосгоргеотрест" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на предоставление добровольного медицинского страхования (реестровый N 31705927962) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в следующем:
В установлении в Конкурсной документации требования, ограничивающего участие в Конкурсе коллективных участников.
В установлении в Конкурсной документации оснований для отклонения заявок, не предусмотренных Положением о закупках Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Заказчиком 21.12.2017 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Конкурса. Начальная (максимальная) цена договора - 48 880 666,67 руб.
В соответствии с протоколом от 12.01.2018 N 31705927962-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, к участию в Конкурсе допущена заявка САО "Якорь".
Заявитель в своей жалобе указывает, что установленное пунктом 1.6.1 Конкурсной документации требование, ограничивающее участие в Конкурсе нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, противоречит Положению о закупках и требованиям части 5 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Разделом 1 Положения о закупках утверждено, что участник закупки - юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей.
В разделе 1 "Термины и определения" Конкурсной документации Заказчик утвердил, что участник закупки - юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Вместе с тем, в пункте 1.6.1 (Требования к участникам закупки) Конкурсной документации установлено, что в Конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора. Участник закупки имеет право выступать в отношениях, связанных с проведением закупки на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, как непосредственно, так и через своих представителей на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.
Таким образом, положения пункта 1.6.1 Конкурсной документации ограничивают участие в Конкурсе нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.
Комиссия отмечает, что требования пункта 1.6.1 Конкурсной документации не соответствуют положениям Закона о закупках и Положения о закупках.
Указание в разделе 1 "Термины и определения" Конкурсной документации условия о том, что участник закупки это, в том числе несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, при одновременном утверждении требований пункта 1.6.1 Конкурсной документации, ограничивающих участие в Конкурсе нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, не свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований Закона о закупках, в том числе информационной открытости закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
В пользу указанного вывода Комиссии свидетельствует в том числе то обстоятельство, что на участие в Конкурсе подана одна заявка, при наличии конкурентного рынка субъектов страхового дела.
Кроме того, в Конкурсной документации документации отсутствует порядок подачи коллективной заявки.
Совокупность указанных обстоятельств, в том числе имеющихся противоречий, не позволяют потенциальным участникам Конкурса при принятии решения об участии в Конкурсе оценить возможность подачи коллективной заявки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает довод жалобы Заявителя обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 и части 5 статьи 3 Закона о закупках.
Заявитель указывает, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены основания для отклонения заявок от участия в Конкурсе, не предусмотренные Положением о закупках.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 14.4 Положения о закупках установлен закрытый перечень оснований для отказа в допуске к участию в закупках:
- непредставление обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
- несоответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке;
- непредставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;
- несоответствие заявки требованиям закупочной документации, в том числе наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, либо предложения о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара), превышающем срок, установленный документацией о закупке;
- наличие в составе заявки недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных;
- осуществление закупки лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае если предельная отпускная цена на лекарственные препараты, предлагаемые таким участником, не зарегистрирована.
Вышеуказанная норма Положения о закупках позволяет сделать вывод о возможности отклонения заявки участника закупки, ввиду непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений, а также несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке.
При этом, в качестве обязательных документов, подлежащих включению в состав заявки являются документы, подтверждающие соответствие участника обязательным требованиям, предъявляемым к участникам закупок в соответствии с Положением о закупках.
Комиссией установлено, что пунктом 8.7 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлены дополнительные требование к участникам Конкурса, в том числе по предоставлению соответствующих документов.
При этом указано, что не представление указанных документов расценивается Конкурсной комиссией как несоответствие заявки требованиям Конкурсной документации в части условия, установленного пунктом 1.10.1.4. Конкурсной документации: несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации и может являться основанием для отказа в допуске участника закупки.
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации предусмотрено условие о возможности отклонения заявки участника по причине не предоставления дополнительных документов.
Комиссия отмечает, что положения пункта 8.7 Информационной карты Конкурсной документации в части установления возможности отклонения заявки участника закупки, в том числе за не предоставление не обязательных документов, противоречат требованиям пункта 14.4 Положения о закупках и нарушают требования части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика влекут нарушение принципов осуществления закупок, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Конкурсная документация должна быть сформирована и утверждена в строгом соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупках. Однако требование части 10 статьи 4 Закона о закупках не соблюдено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает довод жалобы Заявителя обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 14.4 Положения о закупках, пункта 1 части 1 и части 5 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-83/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.01.2018 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 19.01.2018 по делу N 1-00-83/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУ "Мосгоргеотрест" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на предоставление добровольного медицинского страхования (реестровый N 31705927962) (далее - Конкурс), а именно:
Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Конкурсе с указанием о возможности повторной подачи заявки.
Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 19.01.2018 по делу N 1-00-83/77-18.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новой дате рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и подведения итогов Конкурса.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 28.02.2018.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 06.03.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 января 2018 г. N 1-00-83/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.02.2018