Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления Попова К.Ю.; |
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.; |
в отсутствие сторон,
|
|
рассмотрев дело N 14 753/03-2018 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Зеленый Мегаполис" (далее - ООО "Зеленый Мегаполис", заявитель) на положения документации открытого конкурса N 0168300001318000003, наименование объекта закупки: "Разработка комплексной схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Барыш Барышского района Ульяновской области и формированию базы дорожных данных в геоинформационной системе "ITSGIS" (заказчик - администрация МО "Барышский район"; уполномоченный орган - Администрация муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта - 1 290 114,00 руб.; дата окончания срока подачи заявок - 16.02.2018 г. в 09:00) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 746 от 13.02.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Зеленый Мегаполис" на положения документации открытого конкурса.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
По мнению заявителя, объект закупки "Разработка комплексной схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Барыш Барышского района Ульяновской области и формированию базы дорожных данных в геоинформационной системе "ITSGIS" не соответствует работам, указанным в техническом задании.
Учитывая, что Приказ Минтранса РФ от 17.03.2015 г. N 43 "Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения" разграничивает понятия комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) и проект организации дорожного движения (ПОДД) из анализа технического задания конкурсной документации следует, что итогом работы является проект организации дорожного движения.
По мнению заявителя жалобы, проводимая закупка направлена на победу единственного потенциального участника, поскольку техническое задание конкурсной документации содержит указание на наличие программного обеспечения "INSGIS", которое производится только ООО "Интеллектуальные транспортные системы".
Также, по мнению ООО "Зеленый Мегаполис", заказчиком неверно выбран способ определения закупки, поскольку на разработку ПОДД проводится электронный аукцион, а не открытый конкурс.
На заседание Комиссии 19.02.2018 г. представитель ООО "Зеленый Мегаполис" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по электронной почте 15.02.2018 г. в 13:22).
Представители заказчика и уполномоченного органа на заседание Комиссии 19.02.2018 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения (исх. N 726 от 19.02.2018 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.
Работы, предусмотренные в техническом задании, являются работами, предусмотренными в приказе Министерства транспорта РФ от 17.03.2015 г. N 43 "Об утверждении правил подготовки проектов схем организации дорожного движения". Техническое задание содержит требования по разработке КСОДД с учетом существующих ПОДД.
Законом о контрактной системе не предусмотрены какие-либо ограничения по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном описании объекта закупки.
Администрация МО "Барышский район" обладает лицензией на использование геоинформационной системы "INSGIS". При этом указанное программное обеспечение является свободно распространяемым лицензионным сетевым программным продуктом.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:20 20.02.2018 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.01.2018 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0168300001318000003, наименование объекта закупки: "Разработка комплексной схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Барыш Барышского района Ульяновской области и формированию базы дорожных данных в геоинформационной системе "ITSGIS" (начальная (максимальная) цена контракта - 1 290 114,00 руб.).
29.01.2018 г. в единой информационной системе было размещено разъяснение положений конкурсной документации.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 16.02.2018 г. для закупки N 0168300001318000003 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана одна заявка ООО "Научно-производственный центр "Интеллектуальные транспортные системы".
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Зеленый Мегаполис" обоснованной в части формирования описания объекта закупки. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 8 раздела 1 "Общие сведения о конкурсе" документации объектом закупки является разработка комплексной схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Барыш Барышского района Ульяновской области и формированию базы дорожных данных в геоинформационной системе "ITSGIS".
Согласно пункту 9 раздела 1 "Общие сведения о конкурсе" документации описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к документации "Техническое задание", которое содержит указание на цели работы, исходные данные, технические и качественные характеристики выполняемых работ, требования при проведении работ, содержание работ, требования к выполняемым работам, рекомендации по технике безопасности и охране труда, требования к срокам выполнения работ, условия финансирования, перечень автомобильных дорог.
Пунктом 1 "Цели работы" Технического задания конкурсной документации установлено, что целью требуемых к выполнению работ является разработка комплексной схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Барыш Барышского района Ульяновской области (далее - КСОДД) и формирование базы дорожных данных программного обеспечения геоинформационной системы "ITSGIS" совместимую с ранее установленной у Заказчика геоинформационной системой "ITSGIS" (версия базы данных N 4.5).
Пунктом 3 Технического задания установлен перечень документов, на основании которых должны быть выполнены работы, в том числе, Приказ Минтранса России от 17.03.2015 г. N 43 "Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения" (далее - Приказ Минтранса).
Указанный приказ содержит правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения (далее - Правила), устанавливают требования к проектам и схемам организации дорожного движения.
Согласно части 4 раздела I "Общие положения" Приказа Минтранса документация по организации дорожного движения (далее - ОДД) разрабатывается в соответствии с Правилами и должна соответствовать требованиям законодательства РФ в области градостроительной деятельности, дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, экологической безопасности и технического регулирования.
Разделом I "Общие положения" Приказа Минтранса установлено, что в целях формирования комплексных решений по ОДД на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, осуществляется разработка схем ОДД, реализующих долгосрочные стратегические направления развития и совершенствования деятельности в сфере ОДД (далее - КСОДД).
В целях проектной реализации КСОДД и (или) корректировки отдельных ее предложений, либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки КСОДД разрабатываются проекты организации дорожного движения (далее - ПОДД).
При этом раздел II Правил содержит требования к комплексным схемам организации дорожного движения, а раздел III Правил - требования к проектам организации дорожного движения.
Таким образом, из анализа указанных Правил следует, что установленные требования к КСОДД и ПОДД различны по принципам, срокам разработки и утверждения, характеру и предмету выполняемых работ, что приводит к выводу о не идентичности результата и вида выполнения работ.
Объектом открытого конкурса N 0168300001318000003 является разработка комплексной схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Барыш Барышского района Ульяновской области и формированию базы дорожных данных в геоинформационной системе "ITSGIS", результат работ должен соответствовать разделу II Приказа Минтранса.
Вместе с тем, Техническое задание конкурсной документации не позволяет сделать вывод о конечном результате выполнения работ по указанной закупке, поскольку Техническое задание конкурсной документации содержит требование на составление и разработку проектов организации и безопасности дорожного движения, что соответствует, требованиям, установленным в разделе III Приказа Минтранса.
Таким образом, указанное несоответствие в конкурсной документации вводит в заблуждение участников закупки относительно характера необходимых к выполнению работ и, соответственно, конечного результата, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что заказчиком и уполномоченным органом при проведении открытого конкурса N 0168300001318000003 является одно юридическое лицо - Администрация МО "Барышский район", нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допущено указанным субъектом.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО "Зеленый Мегаполис" в указанной части является обоснованной.
2. Относительно довода заявителя жалобы о наличии в конкурсной документации требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки Комиссия Ульяновского УФАС России сообщает следующее.
Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам работ, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Техническое задание конкурсной документации содержит требование к участникам закупки о формировании базы дорожных данных с использованием конкретного программного обеспечения "ITSGIS".
При этом согласно сведениям, отраженным в конкурсной документации, а также пояснениям, представленным заказчиком в рамках рассмотрения жалобы ООО "Зеленый Мегаполис" требование, включенное в Техническое задание закупки, о необходимости разработки КСОДД при помощи программного обеспечения "ITSGIS", обусловлено наличием ранее установленной геоинформационной системы "ITSGIS" у заказчика.
ООО "Зеленый Мегаполис" не было представлено документальных подтверждений, свидетельствующих о том, что установленные заказчиком требования к участникам закупки, являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, вышеуказанный довод заявителя жалобы, не нашел своего документального подтверждения, в связи с чем, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что в указанной части в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки, соответственно, жалоба ООО "Зеленый Мегаполис" в указанной части является необоснованной.
3. Довод заявителя жалобы о неправомерном выборе способа закупки не может быть признан состоятельным Комиссией Ульяновского УФАС на основании следующего.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
3) идентификационный код закупки;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено обязательное указание кода ОКПД2 в извещении об осуществлении закупки.
Указание кода ОКПД2 предусмотрено извещением о проведении открытого конкурса, сформированном заказчиком при планировании закупки.
Извещение содержит наименование объекта закупки - разработка комплексной схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Барыш Барышского района Ульяновской области и формированию базы дорожных данных в геоинформационной системе "ITSGIS" - код по ОКПД2: 71.12.14.000.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОК 034-2014).
ОК 034-2014 включает код 71.12.14.000 "Услуги по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов".
При этом в соответствии с техническим заданием конкурсной документации N 0168300001318000003 заказчик закупает работу по разработке комплексных схем организации дорожного движения.
Комплексная схема организации дорожного движения - это целостная система технически, экономически и экологически обоснованных мероприятий организационного и инженерно-планировочного характера, взаимоувязанных с документами территориального планирования, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, упорядочение и улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов по улично-дорожной сети.
При этом разработка комплексной схемы организации дорожного движения не входит в перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р, который предусматривает случаи осуществления закупок, когда заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Таким образом, учитывая, что законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность по указанию сведений о коде ОКПД2 в извещении о проведении закупки, а в соответствии с аукционным перечнем фактическое содержание объекта закупки не обязывает заказчика проводить закупку в форме электронного аукциона, довод заявителя в части неверно выбранного способа закупки является несостоятельным, соответственно, жалоба ООО "Зеленый Мегаполис" в указанной части является необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Зеленый Мегаполис" обоснованной в части формирования описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Администрации МО "Барышский район" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязать:
- единую комиссию устранить допущенное Администрацией МО "Барышский район" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем отмены протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 16.02.2018 г. для закупки N 0168300001318000003;
- Администрацию МО "Барышский район" устранить допущенное нарушение путем возврата конкурсных заявок (при наличии), внесения изменений в конкурсную документацию N 0168300001318000003, продления срока приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом принятого решения,
на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 14 753/03-2018 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Ю.П. Кузьминова
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 9
20.02.2018 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления Попова К.Ю.; |
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П., |
руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 20.02.2018 г. по делу N 14 753/03-2018 по жалобе ООО "Зеленый Мегаполис" на положения документации открытого конкурса N 0168300001318000003, наименование объекта закупки: "Разработка комплексной схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Барыш Барышского района Ульяновской области и формированию базы дорожных данных в геоинформационной системе "ITSGIS" (заказчик - администрация МО "Барышский район"; уполномоченный орган - Администрация муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта - 1 290 114,00 руб.; дата окончания срока подачи заявок - 16.02.2018 г. в 09:00),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Единой комиссии Администрации МО "Барышский район" в срок до 12.03.2018 г. устранить допущенное Администрацией МО "Барышский район" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем отмены протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 16.02.2018 г. для закупки N 0168300001318000003.
2. Администрации МО "Барышский район" в срок до 12.03.2018 г. устранить допущенное нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем возврата конкурсных заявок (при наличии), внесения изменений в документацию об открытом конкурсе, продления срока приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом принятого решения по делу N 14 753/03-2018.
3. В срок до 16.03.2018 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Ю.П. Кузьминова
|
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 20 февраля 2018 г. N 14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.02.2018