В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.
Таким образом, из вышеназванных положений Закона о защите конкуренции следует, что максимальный срок рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не может превышать 14 рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.
Кроме того, согласно материалам Жалобы, исковое заявление ООО "Благоустройство-1" было подано в Арбитражный суд Новгородской области только 16.02.2018, то есть в день проведения заседания Комиссии по рассмотрению Жалобы, в связи с чем исковое заявление Арбитражным судом Новгородской области еще не было принято к производству.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок проведения конкурсного отбора установлен Правилами.
Таким образом, при проведении рассматриваемого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами его организатор - Департамент должен был придерживаться настоящего порядка (Правил).
Документация разработана организатором торгов (конкурсного отбора) - Департаментом и утверждена его приказом "О проведении конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области" от 15.11.2017 N 412 (в редакции приказов N 466 от 21.12.2017 и N 470 от 22.12.2017) (далее - Приказ).
Согласно пункту 3 Приказа Документация состоит из Приложений NN 1, 2, 3, 4 к нему.
Указанные Приложения к Приказу представляют собой отдельные разделы Документации, касающиеся проведения конкурсных отборов региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области конкретно по каждой зоне деятельности (1, 2, 3 и 4).
Так, Приложение N 1 к Приказу устанавливает требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 1, включающей территории Окуловского, Боровичского, Хвойнинского, Мошенского и Пестовского муниципальных районов Новгородской области.
Приложение N 2 к Приказу, в свою очередь, устанавливает требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 2, включающей территории Валдайского, Демянского, Крестецкого муниципальных районов Новгородской области, Приложение N 3 к Приказу - требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 3, включающей территории Шимского, Солецкого, Волотовского, Старорусского, Парфинского, Поддорского, Маревского, Холмского муниципальных районы Новгородской области, Приложение N 4 к Приказу - требования к отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 4, включающей территории Новгородского, Маловишерского, Чудовского, Батецкого, Любытинского муниципальных районов Новгородской области и города Великий Новгород.
В качестве одного из приложений к Приложениям NN 1, 2, 3, 4 к Приказу организатором торгов (конкурсного отбора) - Департаментом предусмотрен Перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году в каждой из четырех зон деятельности региональных операторов на территории Новгородской области (вышеуказанные Приложения N 6).
Согласно подпункту "п" пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать требования к участникам конкурсного отбора.
Пункт 19 Правил устанавливает обязательные требования к участникам конкурсного отбора.
В частности, подпункт "б" пункта 19 Правил в качестве обязательного требования к участникам конкурсного отбора устанавливает наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.
Требования к участникам рассматриваемого конкурсного отбора его организатором - Департаментом установлены в пунктах 9 Документации (Приложений NN 1-4 к Приказу).
Согласно пунктам 9 Документации (Приложений NN 1-4 к Приказу) участник настоящего конкурсного отбора должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено Приложениями N 6, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно подпункту "в" пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).
Согласно Документации (пункты 2 Приложений NN 1, 2, 3, 4 к Приказу) целью деятельности регионального оператора является осуществление и организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, в соответствии с Территориальной схемой.
Как указывалось выше, Территориальная схема утверждена постановлением Департамента природных ресурсов от 07.11.2016 N 15. Постановлением Департамента природных ресурсов от 13.10.2017 N 8 Территориальная схема была изменена, в частности дополнена перечнем отходов, образовавшихся на территории Новгородской области в 2016 году, с разбивкой по кодам отходов по ФККО.
В пункте 8.2 Территориальной схемы установлены зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (зоны деятельности 1, 2, 3, 4).
В пункте 8.23 Территориальной схемы установлен общий перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области, без разбивки отдельно по каждой существующей зоне деятельности регионального оператора (зоны деятельности 1, 2, 3, 4).
Под пунктами 7-9 и 13 указанного перечня твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области, названы следующие виды отходов:
- мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО: 7 33 151 01 72 4);
- отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код отхода по ФККО: 7 34 121 11 72 4);
- отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4);
- отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код отхода по ФККО: 7 36 100 02 72 4).
При указании в Документации сведений о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора организатором торгов (конкурсного отбора) - Департаментом в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства была использована Территориальная схема, в том числе установленный пунктом 8.23 Территориальной схемы перечень твердых коммунальных отходов, образовавшихся в 2016 году на территории Новгородской области.
При этом, такой вид твердых коммунальных отходов как отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4) организатором торгов (конкурсного отбора) был исключен из Приложений N 6 к Приложениям NN 1-3 к Приказу, поскольку в зонах деятельности 1-3 указанный вид отхода не образуется (в связи с неэксплуатацией в них городского электрического транспорта).
В соответствии со статьей 4.1 Закона об отходах производства отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона об отходах производства объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный порядок установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
В соответствии с пунктом 7 Порядка для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.
Согласно пункту 9 Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
При этом, одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Согласно материалам Жалобы, в Приложениях N 6, исходя из использованного значения одиннадцатого знака 11-значного кода твердых коммунальных отходов по ФККО (знак "4" и знак "5"), перечислены отходы IV и V классов опасности.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 9 Закона об отходах производства, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно имеющемуся в материалах Жалобы письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области (далее - Управление Росприроднадзора по Новгородской области) (вх. N 841 от 14.02.2018 Новгородского УФАС России) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности лицензированию не подлежит.
Как отмечалось выше, согласно письменным возражений организатора торгов (конкурсного отбора) - Департамента (вх. N 646 от 07.02.2018 Новгородского УФАС России), при рассмотрении заявок, поступивших на участие в настоящем конкурсном отборе, конкурсная комиссия организатора торгов исходила именно из вышеуказанных положений части 1 статьи 9 Закона об отходах производства, согласно которым лицензированию подлежит исключительно деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании вышеизложенного, при рассмотрении заявок конкурсной комиссией организатора торгов (конкурсного отбора) проверялось наличие в лицензиях, представленных участниками конкурсного отбора в составе заявок на участие в нем, исключительно права на обращение с твердыми коммунальными отходами IV класса опасности, перечисленными в Приложениях N 6.
Необходимо отметить, что указанные письменные возражения организатора торгов непосредственным образом основаны на положениях Документации (пунктах 9 Приложений NN 1-4 к Приказу), согласно которым участник настоящего конкурсного отбора должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов исключительно I - IV классов опасности (не V класса опасности).
Согласно Протоколу, ООО "АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК" подавало заявки на участие в настоящем конкурсном отборе по всем четырем зонам деятельности регионального оператора на территории Новгородской области (1, 2, 3, 4).
Конкурсной комиссией организатора торгов (конкурсного отбора) ООО "АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК" было отказано в допуске к участию в настоящем конкурсном отборе на основании абзаца 3 пункта 20 Документации по причине отсутствия в представленной участником торгов (конкурсного отбора) лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов права на обращение со всеми видами отходов, указанными в Приложениях N 6.
Согласно материалам Жалобы, в составе заявок ООО "АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК" по зонам деятельности 1-4 была представлена копия лицензии N 067 008 от 22.12.2015 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов II - IV классов опасности, в которой действительно отсутствуют следующие виды отходов по ФККО, относящиеся в IV классу опасности:
- мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО: 7 33 151 01 72 4);
- отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код отхода по ФККО: 7 34 121 11 72 4);
- отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4);
- отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код отхода по ФККО: 7 36 100 02 72 4).
Согласно пункту 43 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в следующих случаях:
а) непредставление документов, указанных в пункте 26 настоящих Правил, или наличие в таких документах недостоверных сведений;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил;
в) несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе;
г) несоответствие указанных в заявке значений критериев конкурсного отбора установленным документацией об отборе предельным значениям критериев конкурсного отбора.
В пунктах 20 Документации (Приложений NN 1-4 к Приказу) случаи недопуска заявителей к участию в настоящем конкурсном отборе Департаментом установлены в аналогичном виде.
Согласно абзацу 3 пунктов 20 Документации (Приложений NN 1-4 к Приказу) одним из таких оснований для недопуска является несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 9 Документации, в том числе требованию о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено Приложениями N 6.
Таким образом, действия конкурсной комиссии организатора торгов (конкурсного отбора) - Департамента по недопуску ООО "АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК" к участию в настоящем конкурсном отборе по зонам деятельности 1, 2, 3, 4 являются правомерными и основанными на действительном несоответствии заявителя требованиям Документации и Правил, влекущем невозможность осуществления им в полном объеме деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренными Документацией (Приложениями N 6) (мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код отхода по ФККО: 7 33 151 01 72 4), отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код отхода по ФККО: 7 34 121 11 72 4), отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта (код отхода по ФККО: 7 34 202 21 72 4), отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код отхода по ФККО: 7 36 100 02 72 4)).
Согласно Протоколу участник торгов - ЗАО "НСАХ" принимал участие в настоящем конкурсном отборе по зонам деятельности 1, 3, 4, а участник торгов - ООО "Спецтранс" - по зоне деятельности 1.
Указанными участниками в составе заявок на участие в конкурсном отборе были представлены копии лицензий серия 53 N 00050/П от 20.02.2017 (ЗАО "НСАХ") и серия 53 N 00035/П от 07.12.2017 (ООО "Спецтранс") на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, приложения которых содержат все виды твердых коммунальных отходов, обращение с которыми предусмотрено Документацией, за исключением отходов V класса опасности.
Вместе с тем, как следует из имеющегося в материалах Жалобы вышеуказанного письма Управления Росприроднадзора по Новгородской области, в связи с нелицензированием деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, отображению в тексте лицензии и приложениях к ней такие виды отходов и виды работ по обращению с ними не подлежат.
На основании вышеизложенного, допуск ЗАО "НСАХ" и ООО "Спецтранс" к участию в конкурсном отборе, несмотря на отсутствие в приложениях к представленным указанными участниками в составе заявок копиям лицензий права на обращение с отходами V класса опасности, является правомерным.
Согласно Протоколу, наравне с ЗАО "НСАХ" и ООО "Спецтранс" участниками настоящего конкурсного отбора конкурсной комиссией организатора торгов также признаны ООО "Экосити" и ООО "Экосервис".
Комиссия считает необходимым отметить, что имеющимся в материалах Жалобы вышеуказанным письмом Управление Росприроднадзора по Новгородской области также подтвердило правомерность выводов конкурсной комиссии организатора торгов (конкурсного отбора) о соответствии всех вышеперечисленных участников конкурсного отбора (ЗАО "НСАХ", ООО "Спецтранс", ООО "Экосити", ООО "Экосервис") требованиям Документации в части наличия у них права на осуществление деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности, в том числе наличие в имеющихся у них и представленных ими в составе заявок лицензиях и приложениях к ним всех видов твердых коммунальных отходов, обращение с которыми предусмотрено Приложениями N 6 по соответствующим зонам деятельности регионального оператора на территории Новгородской области.
Также, изучив материалы Жалобы, Комиссия приходит к выводу о непредставлении заявителем достаточных доказательств того, что такие виды твердых коммунальных отходов, как мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код по ФККО: 7 33 151 01 72 4), отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов (код по ФККО: 7 34 121 11 72 4) и отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код по ФККО: 7 36 100 02 72 4), образуются не во всех четырех зонах деятельности региональных операторов.
Довод заявителя о неправомерности и ошибочности указания в Протоколе N 2-ТКО-1-2-3-4 от 30.01.2018 вскрытия конвертов с конкурсными предложениями N 161117/24748698/01 ЗАО "НСАХ" в качестве победителя первого этапа оценки и сопоставления заявок по соответствующим зонам деятельности, также является несостоятельным, поскольку из указанного протокола, сформированного средствами официального сайта, следует лишь то, что заявкам ЗАО "НСАХ" был присвоен первый порядковый номер.
Победители первого этапа оценки и сопоставления заявок по каждой из четырех зон деятельности регионального оператора были определены конкурсной комиссией организатора торгов (конкурсного отбора) - Департамента только по результатам проведения соответствующей процедуры.
При этом, согласно Протоколу N 3-ТКО-1-2-3-4 от 30.01.2018 заседания конкурсной комиссии по конкурсному отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области (зона деятельности 1, 2, 3, 4) по оценке и сопоставлению заявок участников конкурсного отбора, ЗАО "НСАХ" ни по одной зоне деятельности регионального оператора не было признано победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок.
Необходимо отметить, что все протоколы, составленные конкурсной комиссией при проведении настоящего конкурсного отбора (в том числе протоколы, сформированные средствами официального сайта, и сканированные образы протоколов, составленных и подписанных членами конкурсной комиссии на бумажном носителе) размещены организатором торгов (конкурсного отбора) - Департаментом в разделе "Протоколы" на официальном сайте относительно информации о проведении рассматриваемых торгов (извещение N 161117/24748698/01).
Соответственно, доводы Жалобы о нарушении организатором конкурсного отбора и его конкурсной комиссией установленного порядка проведения торгов в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Доводы Жалобы о возможном нарушении Департаментом антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.
С учетом изложенного, заявитель - ООО "АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК" имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АЭРОСИТИ СМОЛЕНСК" (214019, г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 65 Б, пом. 201; 214031, г. Смоленск, пр-т Строителей, д. 23, 2 этаж) на действия конкурсной комиссии организатора торгов (конкурсного отбора) - Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 29/10; в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 465 с 01.01.2018 переименован в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области (зоны деятельности 1, 2, 3, 4), извещение N 161117/24748698/01 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru 20.11.2017, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
С.О. Михайлов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 16 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.02.2018