Резолютивная часть оглашена 19.02.2018
В полном объеме изготовлено 20.02.2018 Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Герасимова М.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика - Областного государственного автономного учреждения "Агентство информационных коммуникаций" - _. (доверенность N _ от _);
- подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Компьютерный центр "МедИнфо" - _. (доверенность N _ от _.);
- участника закупки (единственного участника) - Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Печатный двор" (173025, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 61, пр-ный корпус 3; далее - ООО "Торгово-производственная компания "Печатный двор") - _. (доверенность N _. от _.),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Компьютерный центр "МедИнфо" (173003, Великий Новгород, ул. Мусы Джалиля-Духовская, д. 23; далее - ООО "Компьютерный центр "МедИнфо") на действия закупочной комиссии заказчика - Областного государственного автономного учреждения "Агентство информационных коммуникаций" (173001, Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 27; далее - ОГАУ "АИК") при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по печати девятнадцати газет, извещение N 31805998617 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 10.01.2018,
УСТАНОВИЛА:
08.02.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" на действия закупочной комиссии заказчика - ОГАУ "АИК" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по печати девятнадцати газет, извещение N 31805998617 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.01.2018 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" была подана заявка на участие в вышеуказанном открытом аукционе в электронной форме (порядковый номер заявки 2).
Согласно Протоколу N 1 заседания единой закупочной комиссии Областного государственного автономного учреждения "Агентство информационных коммуникаций" по рассмотрению заявок участников открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по печати 19 (девятнадцати) газет от 01.02.2018 (далее - Протокол) ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" было отказано в допуске к участию в рассматриваемом аукционе по следующему основанию: "Отказать в допуске. Заявка не соответствует пп. "б" пункта 8.1 раздела 9 Положения, пп. "б" пункта 9.3.2 Документации. В составе заявки не представлена полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведения аукциона выписка из ЕГРЮЛ. Представлена скан-копия выписки в электронном виде, электронная подпись налогового органа отсутствует (письмо Минэкономразвития от 01.12.2015 N Д28и-3448)".
ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" не согласно с данным решением закупочной комиссии заказчика - ОГАУ "АИК".
ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" предоставило не скан-копию выписки в электронном виде, а оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), полученную ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" 11.01.2018, заверенную печатью и подписью Межрайонной ИФНС N 9 по Новгородской области.
С учетом вышеизложенного, ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" просит выдать закупочной комиссии заказчика - ОГАУ "АИК" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" поддержал ее доводы в полном объеме.
Заказчик - ОГАУ "АИК" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. N 887 от 16.02.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
Оригиналами выписки из ЕГРЮЛ считаются:
- выписка из ЕГРЮЛ на бумажном носителе, подписанная собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенная печатью;
- выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа.
Рассматриваемая закупка осуществлялась в электронном виде, что исключало возможность подачи документов на бумажном носителе (электронный документооборот).
Выписка из ЕГРЮЛ ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" была получена в налоговом органе на бумажном носителе.
ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" провело сканирование полученной выписки из ЕГРЮЛ.
В составе заявки ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" была представлена сканированная копия оригинала выписки из ЕГРЮЛ (в виде нескольких заархивированных файлов в формате "jpg").
Сканированная копия не может считаться выпиской из ЕГРЮЛ, полученной в электронном виде, ввиду отсутствия электронной подписи налогового органа, в связи с чем ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" было отказано в допуске к участию в аукционе.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика - ОГАУ "АИК" поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Участник аукциона (единственный участник) - ООО "Торгово-производственная компания "Печатный двор" письменные возражения на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представитель ООО "Торгово-производственная компания "Печатный двор" устно поддержала доводы возражений заказчика - ОГАУ "АИК" на Жалобу.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика - ОГФУ "АИК" и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18
"О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг".
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению исх. N 477/03 от 12.02.2018 Новгородского УФАС России было установлено требование о запрете заключения договора по итогам рассматриваемой закупки до принятия антимонопольным органом решения по Жалобе.
Сканированный образ данного уведомления был направлен сторонам с электронной почты Новгородского УФАС России (to53@fas.gov.ru) в 14 часов 24 минут 12.02.2018.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика - ОГАУ "АИК" устно пояснил, что данное требование заказчиком исполнено не было, поскольку договор по итогам закупки был заключен на электронной площадке Закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" 12.02.2018 в 12 часов 47 минут, то есть до отправления Новгородским УФАС России уведомления о принятии Жалобы к рассмотрению.
В подтверждение данного факта представитель заказчика - ОГАУ "АИК" представил "скриншот" личного кабинета заказчика на сайте оператора электронной площадки, в соответствии с которым договор действительно был заключен 12.02.2018 в 12 часов 47 минут.
Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком - ОГАУ "АИК" в соответствии с положениями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено решением заседания Наблюдательного совета ОГАУ "АИК" (Протокол N 5 от 16.10.2017) Положение о закупках товаров, работ, услуг ОГАУ "АИК" (далее - Положение о закупках), которое регламентирует закупочную деятельность ОГАУ "АИК".
Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с разделом 9 Положения о закупках предусмотрен следующий способ закупки - закупка путем проведения открытого аукциона.
Разделом 8 Положения о закупках предусмотрено, что заказчик - ОГАУ "АИК" вправе осуществлять закупки в электронной форме на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, входящих в Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденный Постановлением Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 (далее - Перечень), а также на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, не входящих в Перечень.
Согласно пункту 3.1 документации об аукционе, объектом закупки является: оказание полиграфических услуг по печати 19 (девятнадцати) газет (код ОКДП 2: 18.11.10.000).
Вышеуказанный объект закупки включен в Перечень и входит в ОКДП 2 "Услуги по печатанию газет" (Код 18.11.10.000) в составе кода ОКДП 2 18.1 - "Услуги полиграфические и услуги, связанные с печатанием".
Согласно пункту 2 раздела 8 Положения о закупках осуществление закупок в электронной форме обеспечивается операторами электронных торговых площадок, которые своевременно, в полном объеме, с соблюдением конфиденциальности поданных предложений участниками закупок осуществляют передачу документов и информации между участниками закупок и Заказчиком.
Согласно пункту 3 раздела 8 Положения о закупках электронная торговая площадка представляет собой программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих проведение торгово-закупочных процедур в электронной форме (взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи).
В соответствии с пунктом 6 раздела 8 Положения о закупках проведение закупок в электронной форме обеспечивает:
- размещение Заказчиком информации о проводимой закупке в единой информационной системе;
- возможность подачи участником закупки заявки в виде электронного документа;
- определение Заказчиком победителя закупки с использованием программно-аппаратного комплекса оператора электронной торговой площадки;
- возможность заключения договора путем обмена документами через оператора электронной торговой площадки.
10.01.2018 на официальном сайте заказчиком - ОГАУ "АИК" было размещено извещение N 31805998617 о проведении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по печати девятнадцати газет (начальная (максимальная) цена контракта - 10 579 809, 60 рублей).
Документация о проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме (далее - Документация) утверждена Приказом ОГАУ "АИК" от 09.01.2018 N 2 за подписью директора ОГАУ "АИК" _..
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 1 раздела 9 Положения о закупках под открытым аукционом понимается конкурентный способ закупки, при котором:
- определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг" аукциона, который устанавливается Заказчиком в документации об аукционе;
- победителем открытого аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации об аукционе, предложившее наиболее низкую цену договора, за исключением случая, если при проведении аукциона на право заключить договор цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на продажу права заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации об аукционе, предложившее наиболее высокую цену права заключить договор.
В соответствии с подпунктом 7.3 пункта 7.1 раздела 9 Положения о закупках документация об аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в открытом аукционе.
Согласно абзацу "б" подпункта 8.1 пункта 8 раздела 9 Положения о закупках заявка на участие в открытом аукционе должна содержать, в том числе, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого аукциона.
Аналогичное требование к составу заявок участников рассматриваемого аукциона содержится в абзаце "б" подпункта 9.3.2 пункта 9.3 Документации.
Согласно пункту 9.1 пункта 9 раздела 9 Положения о закупках единая закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.
В соответствии с абзацем "а" пункта 13.3 Документации единая закупочная комиссия не допускает участника закупки к участию в аукционе (отклоняет заявку) в случае непредоставления документов, определенных разделом 9.3 настоящей документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, о работах, об услугах, на поставку, выполнение, оказание, создание которых проводится закупка.
Согласно Протоколу заявка ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" была отклонена закупочной комиссией заказчика - ОГАУ "АИК" в связи с предоставлением в составе заявки данного участника закупки скан-копии выписки в электронном виде, не подписанной электронной подписью налогового органа.
Закупочная комиссия заказчика - ОГАУ "АИК" посчитала, что предоставление данной выписки в таком виде не соответствует требованиям действующего законодательства о закупках и Документации.
Изучив материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В составе заявки на участие в рассматриваемом открытом аукционе ООО "Компьютерный центр "МедИнфо", в числе прочего, содержался сканированный образ (скан-копия) выписки ЕГРЮЛ от 11.01.2018 года на бумажном носителе, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 92 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 N 5н (далее - Административный регламент), возможно предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде.
Согласно пункту 103 Административного регламента предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с использованием Интернет-сервиса осуществляется в виде выписки о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе - заявителе (о самом себе) в форме электронного документа.
Пунктом 104 Административного регламента установлено, что доступ к Интернет-сервису осуществляется при наличии у индивидуального предпринимателя, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, действующего сертификата ключа проверки электронной подписи (СКПЭП) (сертификат CryptoPro), выданного удостоверяющими центрами, аккредитованными в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно пункту 105 Административного регламента при поступлении запроса, сформированного с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы, в автоматическом режиме программными средствами Федеральной налоговой службы осуществляется проверка достоверности СКПЭП заявителя, а также полномочий заявителя в соответствии со сведениями о юридическом лице и индивидуальном предпринимателе, содержащимися в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
В соответствии с пунктом 107 Административного регламента в случае, если при проведении проверки, указанной в пункте 105 настоящего Административного регламента, не выявлено оснований, предусмотренных пунктом 31 настоящего Административного регламента, осуществляется формирование выписки в электронном виде с электронной подписью.
Согласно пункту 108 Административного регламента предоставление выписки с использованием Интернет-сервиса в электронном виде осуществляется путем предоставления заявителю ссылки для скачивания выписки. Выписка предоставляется заявителю непосредственно при переходе по указанной ссылке.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи), информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Частью 3 статьи 6 Закона об электронной подписи предусмотрено, что если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.
Как было указано выше, рассматриваемая закупка проводилась в электронной форме, что означает необходимость предоставления в составе заявки электронных документов, то есть подписанных электронной подписью выдавших или заверивших данные документы лиц.
Представленная ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" в заявке на участие в рассматриваемом открытом аукционе скан-копия выписки из ЕГРЮЛ не является оригиналом выписки для участия в открытом аукционе в электронной форме, поскольку она не подписана электронной подписью налогового органа, а значит, не могла расцениваться закупочной комиссией заказчика - ОГАУ "АИК" при рассмотрении заявок в качестве документа, предусмотренного абзацем "б" подпункта 9.3.2 пункта 9.3 Документации.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявки подателя Жалобы - ООО "Компьютерный центр "МедИнфо", поданной на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме, проверки правильности ее оформления, проверки ее соответствия требованиям Документации, а также проверки соответствия участника требованиям Документации, комиссия заказчика - ОГАУ "АИК" правомерно и обоснованно отказала ООО "Компьютерный центр "МедИнфо" в допуске к участию в аукционе.
Соответственно, предусмотренный Положением порядок отбора участников рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме закупочной комиссией заказчика - ОГАУ "АИК" при рассмотрении заявки подателя Жалобы нарушен не был.
Следовательно, Жалоба является необоснованной.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Компьютерный центр "МедИнфо" (173003, Великий Новгород, ул. Мусы Джалиля-Духовская, д. 23) на действия закупочной комиссии заказчика - Областного государственного автономного учреждения "Агентство информационных коммуникаций" (173001, Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 27) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по печати девятнадцати газет, извещение N 31805998617 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.01.2018, необоснованной.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии А.Т. Иванов
М.В. Герасимова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 19 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2018