Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе <_>,
в присутствии представителей:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Техноавиа-Хабаровск" на действия Филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды, спецобуви и дру-гих средств индивидуальной защиты для нужд предприятий МЭС Востока, мате-риалы дела 8-01/25,
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО "Техноавиа-Хабаровск" на действия Филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты для нужд предприятий МЭС Востока.
Из жалобы общества следует, что данная закупка согласно требованиям заку-почной документации должна проводится только среди субъектов малого и средне-го предпринимательства. Заказчиком неправомерно допущено к участию в закупке ООО "Восток-Сервис-Амур" в связи с несоответствием требованиям закупочной документации, так как данный участник не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Представителя заявителя в заседании Комиссии доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Организатор закупки в представленном отзыве и его представители в заседа-нии комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что закупочная документация оформлена в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках, содер-жит всю необходимую информацию для подготовки участником заявки и в ней от-сутствовало ограничение о проведении закупки исключительно среди субъектов мало и среднего предпринимательства. При проведении закупки на общих основа-ниях предоставление участниками выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства либо декларации о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства позволяет выявлять указанные субъекты и своевременно учитывать закупки с их участием согласно требованиям законодательства для отражения информации в единой информационной системе. Поставка спецодежды и средств индивидуальной защиты не входит в перечень то-варов, работ и услуг, закупка которых осуществляется среди субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный заказчиком на официальном сайте в единой информационной системе.
Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заслушав заявителей, представителей организатора закупки, рассмотрев мате-риалы дела, комиссия пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к за-купке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупоч-ную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а уста-навливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур за-купки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информацион-ная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискримина-ции и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам за-купки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жиз-ненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокра-щение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при закупке на офици-альном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое из-вещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, со-ставляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положени-ем о закупке.
Пунктами 1, 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что в до-кументации о закупке должны быть помимо прочего указаны установленные заказ-чиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услу-ги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требова-ния к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
По смыслу приведенной нормы закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических, ценовых и иных характеристиках прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом N 223-ФЗ не ограничена.
Частью 3.1 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответст-вии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
Согласно пунктам 8, 9, 10 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринима-тельства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", "Требова-ниями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства") установлено, что для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 указанного По-ложения заказчики обязаны утвердить перечень. При этом допускается осуществ-ление закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, у любых лиц, указан-ных в части 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклас-сов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подка-тегорий продукции (услуг, работ). Заказчик размещает перечень в единой инфор-мационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу-дарственных и муниципальных нужд или до ввода в эксплуатацию единой инфор-мационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информаци-онно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о раз-мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденного решением Совета директоров ПАО "ФСК ЕЭС" N 279 от 24.07.2015 (далее - Положение), в случае установления Правительством Российской Федерации приоритета товаров российского происхождения, работ, ус-луг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, ока-зываемым иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Тамо-женного союза и международных договоров Российской Федерации, а также осо-бенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства, за-казчик включает соответствующее условие в документацию о закупке в требуемом объеме (п. 4.6.3).
Пунктом 9.9.4.1 Положения установлено, что в случае закупки продукции, предусмотренной реестром товаров, работ, услуг (утверждённым внутренним ОРД Общества и размещённым на официальном сайте общества, в единой информаци-онной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государст-венных и муниципальных нужд - после ввода в эксплуатацию соответствующего раздела в единой информационной системе), приобретение товаров, работ и услуг проводится путём проведения соответствующей процедуры закупки, предусмот-ренной настоящим Положением только с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
В случае если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на постав-ку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в реестр товаров, работ, услуг, ука-занный в п. 9.9.4.1 настоящего Положения, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 9.9.4.2).
01.12.2017 ПАО "ФСК ЕЭС" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru раз-мещено извещение N 31705819196 о проведении открытого запроса цен в элек-тронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды, спецобу-ви и других средств индивидуальной защиты для нужд предприятий МЭС Востока по лотам NN 1, 2, 3, закупочная документация. Срок подачи заявок установлен до 12.12.2017, рассмотрение заявок - 12.12.2017, подведение итогов - 29.12.2017. На-чальная (максимальная) цена договора - по лоту N 1 - 1243094,00 руб., по лоту N 2 - 2191534,00 руб., по лоту N 3 - 2408975,00 руб. (с учетом НДС).
В извещении - документации о закупке отсутствует указание на проведение закупки исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, закупка проводилась на общих основаниях для всех участников.
Материалами дела установлено, что спорная закупка не входит в реестр това-ров, работ, услуг, размещённый в единой информационной системе, приобретение которых проводится только с участием субъектов малого и среднего предпринима-тельства.
Согласно части 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных за-казчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, за-ключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с закупочной документацией участник в составе своей заявки в числе прочего должен предоставить выписку в форме электронного документа из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на сайте ФНС РФ и содержащую информацию о поставщике. В случае отсутствия сведений о поставщике в едином реестре субъектов малого и среднего предприни-мательства, в состав заявки необходимо включить Декларацию о соответствии по-ставщика критериям отнесения к субъектам малого и среднего предприниматель-ства (Приложение 4) (п. 13.7), что не противоречит требованиям закона и служит для регулирования учета закупок у субъектов малого и среднего предприниматель-ства.
Согласно пунктам 15, 18 документации о закупке заявка должна быть оформ-лена по форме, приведенной в Приложении 2 к документации, и быть действитель-ной не менее чем в течение 60 дней с момента вскрытия заявок. Заявка должна быть подписана лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица контрагента без доверенности, или надлежащим образом, уполномоченным им лицом на основании доверенности (далее - уполномоченного лица). Предложение также должно быть скреплено печатью контрагента. В случае если поставщиком является физическое лицо, то заявка должна быть им подписана собственноручно, или надлежащим образом, уполно-моченным им лицом на основании доверенности. При нарушении этих требований участник, по решению закупочной комиссии, может быть не допущен к участию в запросе цен.
Заказчик в срок до 20 рабочих дней с момента окончания приема заявок уча-стников определит победителя. Единственным критерием для определения победи-теля является наименьшая цена заявки при условии соответствия самой заявки и предлагаемой продукции (услуги) условиям настоящего запроса цен. Оценка зая-вок участников осуществляется по окончательной цене (независимо от системы налогообложения) (п. 25).
На участие в закупке по лоту N 1 поданы заявки ООО "Восток-Сервис Амур", ООО РЦ "Охрана труда", по лоту N 2 - ООО "Восток-Сервис-Амур", ООО РЦ "Охрана труда", ООО "Техноавиа- Владивосток", по лоту N 3 - ООО "Восток-Сервис-Амур", ООО РЦ "Охрана труда", ООО "Техноавиа-Хабаровск". По лотам NN2, 3 отклонена заявка ООО РЦ "Охрана труда" в связи с не предоставлением к моменту вскрытия заявок образцов спецодежды, спецобуви и СИЗ входящих в но-менклатуру закупки для проведения экспертизы их качества и проверки на соот-ветствие техническим требованиям (п.13.9 Документации по запросу цен). Заявки остальных участников признаны соответствующими требованиям закупочной до-кументации (протоколы по лотам NN2, 3 от 16.01.2018).
В составе заявок участников закупки представлены все требуемые документа-цией документы.
ООО "Восток Сервис-Амур" в составе заявки представлена составленная в соответствии с Приложением 4 к документации требуемая Декларация о соответст-вии поставщика критериям отнесения к субъектам малого и среднего предприни-мательства, в которой указано, что общество не удовлетворяет критериям отнесе-ния организации к субъектам малого и среднего предпринимательства, что не про-тиворечит требованиям документации.
Учитывая, что ООО "Восток Сервис-Амур" в результате переторжки по лоту N 3 предложена минимальная цена исполнения договора, в составе его заявки представлены все требуемые документы, закупочной комиссией обоснованно при-нято решение о признании общества победителем.
Пунктом 10 части 1 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что в документа-ции о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закуп-ке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставле-ния участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 4.3.1 Положения установлены права потенциального участника, в ко-торые, в числе прочего, входит подача заявки на участие в закупке, получение от организатора закупки исчерпывающей информации по предмету закупки и разумно достаточной для подготовки заявки, обращение к организатору закупки с вопроса-ми о разъяснении документации о закупке.
Пунктом 6.3.2 Положения установлено, что в документации о закупке долж-ны быть указаны сведения, определенные настоящим Положением, в том числе - формы, порядок, срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 20 закупочной документации установлено, что разъяснения настоя-щего извещения о проведении запроса цен не предусматривается. Предполагается, что участник запроса цен изучит все инструкции, формы, условия, технические ус-ловия и другую информацию, содержащуюся в документации по запросу цен. Ни-какие претензии к организатору запроса цен не будут приниматься на том основа-нии, что участник запроса цен не понимал какие-либо вопросы. Неполное пред-ставление информации, запрашиваемой в документации по запросу цен, или же подача заявки, не отвечающей требованиям документации по запросу цен, пред-ставляют собой риск для участника и может привести к отклонению его заявки (п. 30).
Указанные положения закупочной документации нарушают требования пункта 10 части 1 статьи 4 Закона N 223-ФЗ и пункта 6.3.2 Положения.
Частью 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляю-щими предмет обжалования.
В связи с тем, что указанное нарушение не является доводом жалобы заявите-ля, Комиссией решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об ад-министративном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматри-вает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электрон-ной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рас-смотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нару-шения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного ор-гана принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонополь-ного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 на-стоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техноавиа-Хабаровск" на действия Филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды, спецобуви и дру-гих средств индивидуальной защиты для нужд предприятий МЭС Востока (изве-щение N 31705819196) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 февраля 2018 г. N 8-01/25
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2018