Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
<_> - зам.руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
<_> - ведущего специалиста-эксперта ОКЗ Кировского УФАС России;
<_> - ведущего специалиста-эксперта ОКЗ Кировского УФАС России;
В присутствии:
<_> - представителей Администрация Кирово-Чепецкого района Кировской области, по доверенности, на основании распоряжения,
<_> - представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок", по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири",
У С Т А Н О В И Л А:
04.12.2017 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрацию Кирово-Чепецкого района Кировской области при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Кирово - Чепецком районе на 2018 год (номер извещения 0340200003317008318). Уполномоченное учреждение на проведение электронного аукциона - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель сообщает, что Аукционная документация сформирована с нарушением требований ст. 31, ч.3 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) - не установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.15 N 99, штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств установлены не в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закон о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате, времени, месте рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 11.12.2017 года.
На заседание Комиссии Кировского УФАС России представители Заявителя не явились, извещены надлежащим образом.
На заседание Комиссии Кировского УФАС России представители Заказчика пояснили, что документация по электронному аукциону не содержит требования к участникам закупки, согласно Постановления Правительства от 04.02.015 N 99, так как предметом электронного аукциона является выполнения работ по содержанию дорог, а не по их ремонту; поскольку стоимость контракта предполагает большой объем работ, то цена контракта априори не может снизится до 3 млн. рублей, следовательно, Заказчиком данный вариант штрафа не предусмотрен. Считает жалобу необоснованной.
Представитель Уполномоченного учреждения поддержал позицию Заказчика.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Уполномоченного учреждения, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
31.10.2017 года на официальном сайте ЕИС размещено извещение N0340200003317008318 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Кирово-Чепецком районе на 2018 год. Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.12.2017 г. 09:00 час. Дата проведения аукциона в электронной форме - 11.12.2017 г. Начальная (максимальная) цена контракта - 38000000,00 рублей.
1. Относительно довода об отсутствии в документации об аукционе дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.15 N 99 установлено следующее.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В целях реализации требований Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией, предмет закупки отнесен заказчиком к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов". Начальная (максимальная) цена контракта электронного аукциона превышает 10 млн. руб. и составляет 38000000,00 руб.
Как следует из содержания извещения, аукционной документации, дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99, заказчиком не установлены. Также в документации об электроном аукционе отсутствуют требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие таким дополнительным требованиям.
Как пояснили в ходе рассмотрения дела представители заказчика, виды работ, которые необходимо выполнить при исполнении государственного контракта, не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Комиссией установлено, что в соответствии с содержанием извещения, аукционной документации, предметом закупки является "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Кирово-Чепецком районе на 2018 год".
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ.
Как следует из содержания технического задания аукционной документации, видами работ, которые необходимо исполнить при выполнении государственного контракта являются работы по содержанию дорог.
Из смысла приведенных положений Постановления N 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Принимая во внимание обстоятельство того, что из технического задания аукционной документации не следует потребность заказчика в проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, а также при наличии факта классификации объекта закупки в соответствии с кодом 42.11.20.000 ОКПД2 и начальной (максимальной) цены в размере 38 000 000,00 рублей, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика по неустановлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением N 99 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Довод Заявителя не обоснован.
2. Относительно довода об установлении размеров штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств не в соответствии с законодательством установлено следующее.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 9.1. Проекта контракта, стороны, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, несут ответственность в соответствии с нормами Федерального закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042"Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Постановление) и гражданским законодательством РФ.
В соответствии с п. 9.2. Проекта Контракта, в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
В соответствии с п. 9.7. Проекта Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы __________ рублей, что составляет 5 % от цены контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства N 1042) утверждены правила определения размера штрафа и пени при ненадлежащем исполнении контракта сторонами.
Согласно п. 3. Постановления Правительства N 1042, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил): а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) и т.д.
Согласно п.9 Постановления Правительства N 1042 за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) и т.д.
Согласно п. 4.1 Информационной карты Аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 000 000,00 руб.
Таким образом, Заказчиком не предусмотрена ответственность Подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта до 3 миллионов и ниже, а так же ответственность Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в случае если начальная (максимальная) цена контракта будет снижена до 3 миллионов рублей и ниже, что является нарушением ч.ч.5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя обоснован.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Заказчиком в проекте контракта была установлена ссылка на Постановление Правительства N 1042, в котором указаны все возможные пороговые значения для начисления штрафов. Данное нарушение не препятствовало подаче заявок участниками аукциона, не влияет на результат закупки, в связи с чем Комиссия Кировского УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Недра Сибири" на действия Администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Кирово - Чепецком районе на 2018 год (номер извещения 0340200003317008318), в связи с нарушением ч.ч.5,8 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушения не выдавать.
3. Отменить приостановление заключения контракта.
4. Передать материалы дела должностному лицу Кировского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 11 декабря 2017 г. N 515/03-17-з
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.12.2017