Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы города
от 3 июня 2004 г. N 51
Положение
о порядке регулирования цен и тарифов администрацией города Кемерово
20 января 2005 г.
1. Общие положения
1.1. Положение "О порядке регулирования цен и тарифов администрацией города Кемерово" (далее - Положение) разработано в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", Законами Кемеровской области от 15.07.2002 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровском области", от 06.10.1997 N 31-ОЗ "О местном самоуправлении в Кемеровской области", от 21.02.2003 N 3-03 "О совершенствовании контроля за соблюдением порядка ценообразования".
По-видимому, в тексте пункта 1.1. имеется в виду Закон Кемеровской области от 21 февраля 2003 г. N 3-ОЗ "Об осуществлении контроля за соблюдением порядка ценообразования"
1.2. Положение определяет порядок регулирования цен и тарифов в соответствии с компетенцией администрации города, принципы и методы, в соответствии с которыми данное регулирование производится, порядок проведения независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг.
1.3. В Положении применяются следующие термины и определения:
цена (тариф) - выраженная в валюте Российской Федерации стоимость единицы продукции (товара, работ, услуг);
регулирование цен и тарифов - установление в порядке, предусмотренном настоящим Положением, цен и тарифов, установление которых относится к компетенции администрации города;
расчетный период регулирования - период, на который устанавливаются регулируемые цены и тарифы;
расходы - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию;
регулируемая деятельность - деятельность хозяйствующего субъекта, осуществляемая по ценам и тарифам, устанавливаемым в соответствии с настоящим Положением;
экспертная организация - осуществляющее экспертизу юридическое лицо, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация;
независимая экспертиза - анализ экономической обоснованности цен на жилье и тарифов на коммунальные услуги, который проводится экспертной организацией с учетом факторов, влияющих на формирование этих цен и тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами;
инвестиционная составляющая - сумма амортизационных отчислений, включаемых в расходы, и части прибыли, направляемой на развитие и модернизацию производства;
цена за наем жилого помещения - размер дохода собственника жилого помещения (жилого дома), взимаемого с нанимателя за право пользования единицей общей площади этого жилого помещения (жилого дома);
норматив потребления услуг населением - объем услуги, измеряемый в соответствующих единицах измерения, используемый как оценочный достаточный уровень потребления того или иного вида услуг населением, из расчета на одного человека в месяц или на один квадратный метр жилой (общей) площади.
2. Основные принципы регулирования цен и тарифов
Основными принципами регулирования цен и тарифов в течение регулируемого периода являются:
2.1. Создание экономических условий для стабильной работы предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города, и их развития.
2.2. Обеспечение доступности товаров и услуг для потребителей.
2.3. Компенсация экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ.
2.4. Защита экономических интересов потребителей и городского бюджета от необоснованного повышения цен и тарифов.
2.5. Открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения.
2.6. Раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.
3. Компетенция администрации города по регулированию цен и тарифов
Администрация города:
3.1. Осуществляет регулирование цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий, учреждений, оказываемые в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными их уставами.
3.2. Устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг.
3.3. Устанавливает цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах.
3.4. Устанавливает тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях.
3.5. Устанавливает цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
3.6. Организует и осуществляет контроль за правильностью применения муниципальными предприятиями и учреждениями утвержденных в установленном порядке цен и тарифов на товары и услуги.
3.7. Осуществляет контроль за применением цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах; тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях, в том числе в части обоснованности их размера.
3.8. Осуществляет регулирование цен и тарифов путем установления фиксированных, предельных цен и тарифов или коэффициентов к ним.
3.9. Главой города устанавливаются: фиксированные цены на содержание, ремонт жилья, тарифы на коммунальные услуги, услуги муниципальных предприятий и учреждений, оплачиваемые за счет средств граждан или за счет средств городского бюджета. Перечень данных услуг, период регулирования и сроки подготовки документов в пределах календарного года приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
3.10. Отраслевые управления администрации города устанавливают предельные цены и тарифы, или коэффициенты к ним на товары и услуги, оказываемые подведомственными муниципальными предприятиями и учреждениями, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
3.11. Руководителями муниципальных предприятий и учреждений устанавливаются цены и тарифы на товары и услуги муниципальных предприятий и учреждений, не подлежащие регулированию Главой города и отраслевыми управлениями администрации города, с учетом затрат на их производство и рыночной коньюктуры. Решение о необходимости согласования цен и тарифов принимается отраслевым управлением администрации города.
4. Методы установления цен и тарифов
4.1. Основным методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов.
Экономическая обоснованность расходов, включаемых в цены и тарифы, обеспечивается соблюдением следующих условий:
4.1.1. Цены и тарифы определяются в зависимости от установленного состава, периодичности и порядка выполнения работ.
При этом учитываются национальные стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства Российской Федерации, Кемеровской области, правовые акты Главы города, регулирующие сроки, качество, периодичность и объемы работ.
4.1.2. Расчету цен и тарифов предшествует утверждение плана производства услуг по регулируемой деятельности для хозяйствующего субъекта на расчетный период регулирования.
План производства для муниципальных предприятий и учреждений утверждается руководителем соответствующего отраслевого управления.
План производства хозяйствующих субъектов других форм собственности утверждается их руководителями.
4.1.3. При необходимости расчету цен и тарифов предшествует разработка и утверждение (согласование) инвестиционной программы хозяйствующего субъекта на расчетный период регулирования.
Инвестиционные программы муниципальных предприятий и учреждений разрабатываются отраслевым управлением и утверждаются его руководителем.
Инвестиционные программы хозяйствующих субъектов других форм собственности разрабатываются хозяйствующим субъектом и согласовываются с руководителем соответствующего отраслевого управления.
4.1.4. Хозяйствующие субъекты обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому из регулируемых видов деятельности.
4.1.5. Затраты на материальные ресурсы при расчете экономически обоснованных цен и тарифов базируются на нормах расхода материалов, топлива, энергии, запасных частей в расчете на единицу товара, услуги.
4.1.6. Стоимость нормативных затрат по оплате труда в экономически обоснованном тарифе подтверждается расчетом нормативной численности работающих по профессиям.
Расчет нормативной численности работающих выполняется на основе отраслевых норм времени и норм обслуживания. Может быть принята иная численность, если заданные объемы работ выполняются без нарушений правил техники безопасности, технологии процесса и качества работ.
При отсутствии отраслевых норм для хозяйствующих субъектов муниципальной собственности нормы времени или нормы обслуживания могут быть утверждены отраслевым управлением; для хозяйствующих субъектов иных форм собственности - руководителем организации.
Расходы на оплату труда, включаемые в цены и тарифы, определяются для предприятий на основании общих условий оплаты труда, установленных отраслевым тарифным соглашением, а для бюджетных учреждений на основании тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
4.2. Дополнительным методом установления цен и тарифов является метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, пересматриваются с учетом индексов-дефляторов, учитываемых для формирования городского бюджета на расчетный период регулирования.
5. Порядок регулирования цен и тарифов на услуги
муниципальных предприятий и учреждений
5.1. Установление цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений осуществляется в сроки, указанные в приложении N 1 к настоящему Положению. Ответственными за соблюдение сроков установления цен и тарифов, являются руководители отраслевых управлений.
5.2. В качестве периода регулирования принимается год. Тарифы на услуги, имеющие сезонный характер, могут устанавливаться в зависимости от наступления сезона регулирования.
5.3. Хозяйствующие субъекты представляют предложения об установлении цен и тарифов курирующему их деятельность отраслевому управлению администрации города.
Если регулируемой деятельностью занимается несколько хозяйствующих субъектов, то предложения об установлении цен и тарифов формирует отраслевое управление.
5.4. Отраслевое управление принимает предложения хозяйствующего субъекта при наличии:
а) оснований для установления цен (тарифов) администрацией города;
б) наличия раздельного учета доходов и расходов по регулируемой деятельности, предусмотренного приказом по учетной политике.
5.5. Для обоснования цен (тарифов) хозяйствующий субъект должен представить в отраслевое управление:
а) пояснительную записку, обосновывающую необходимость изменения цен (тарифов);
б) отчетные калькуляции расходов на товары и услуги, составленные в соответствии с отраслевыми методиками калькулирования себестоимости, и плановые калькуляции на предстоящий период регулирования;
в) технологию изготовления товара, оказания услуги, если цена (тариф) утверждается для хозяйствующего субъекта впервые;
г) бухгалтерский баланс с приложениями за предшествующий период регулирования;
д) приказ об учетной политике;
е) сведения о численности, заработной плате и движении работников (форма N П-4);
ж) сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) (форма 5-З);
з) штатное расписание;
и) нормы расхода материальных ресурсов;
к) статистическую отчетность об объемах оказанных услуг в натуральном выражении: 22-ЖКХ (сводная), 1-ТЕП, 1-водопровод, 1-канализация, 1-КХ и др.;
л) справку об использовании амортизации и прибыли;
м) план мероприятий по сокращению расходов, утвержденный отраслевым управлением;
н) договоры хозяйствующего субъекта с комитетом по управлению муниципальным имуществом и отраслевым управлением.
5.6. Расходы на производство товаров (оказание услуг) формируются в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету, отраслевыми методиками планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг и принятой учетной политикой.
Отчетные калькуляции должны подтверждаться данными бухгалтерского учета.
5.7. Для определения планового размера прибыли производится расчет объема инвестиций в соответствии с утвержденной (согласованной) инвестиционной программой хозяйствующего субъекта и оценивается их доля, финансируемая за счет прибыли. Кроме того, учитываются остальные платежи, осуществляемые за счет прибыли (налоги, уплачиваемые из прибыли; социальное развитие, включая образование фондов, исходя из программы социального развития; расходы на прочие цели).
5.8. При расчете цен (тарифов) учитывается установленный для хозяйствующего субъекта план по сокращению расходов.
5.9. Отраслевое управление готовит проект постановления об установлении цен и тарифов.
Если была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, то ее выводы учитываются при подготовке проекта постановления.
Отраслевое управление дополняет комплект обосновывающих материалов следующими документами:
а) правовыми актами Главы города, устанавливающими состав работ, периодичность их выполнения (при наличии);
б) планом производства услуг на расчетный период регулирования в натуральных единицах измерения;
в) инвестиционной программой (при необходимости).
5.10. Отдел регулирования и контроля цен анализирует представленные обосновывающие материалы и дает заключение об экономической обоснованности расходов хозяйствующего субъекта и о размере цены (тарифа), подлежащего утверждению.
5.11. После получения заключения отдела регулирования и контроля цен об экономической обоснованности предлагаемых цен и тарифов, отраслевое управление выносит проект постановления на обсуждение городского экономического Совета.
5.12. Проект постановления после рассмотрения на городском экономическом Совете выносится на рассмотрение коллегии администрации города.
5.13. Проект постановления об установлении цен (тарифов) после рассмотрения на коллегии представляется Главе города.
6. Порядок регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства
6.1. Установление цен на содержание, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги осуществляется в сроки, указанные в приложении N 1 к настоящему Положению. Ответственным за соблюдение сроков установления цен и тарифов является, начальник управления жизнеобеспечения городского хозяйства.
6.2. Цены на услуги по содержанию и ремонту жилья и тарифы на коммунальные услуги в жилых устанавливаются с учетом заключения независимой экспертизы фактических затрат по оказанию этих услуг, проводимой экспертными организациями. Экспертные организации привлекаются по результатам конкурса, проводимого управлением жизнеобеспечения городского хозяйства.
6.3. Независимая экспертиза фактических затрат осуществляется в целях:
а) выявления неэффективных и необоснованных затрат хозяйствующих субъектов по регулируемой деятельности;
б) определения путей снижения производственной себестоимости содержания, текущего ремонта жилья и коммунальных услуг;
в) выявления внутренних резервов хозяйствующих субъектов в целях повышения эффективности производства, обеспечения ресурсосбережения;
г) защиты экономических интересов населения от повышения цен и тарифов.
6.4. Независимая экспертиза фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг хозяйствующего субъекта проводится за год предшествующий периоду регулирования.
6.5. Если регулируемый вид деятельности осуществляет один хозяйствующий субъект, то проводится экспертиза фактических затрат этого хозяйствующего субъекта.
Если одним регулируемым видом деятельности занимается несколько хозяйствующих субъектов, то выбор одного или нескольких субъектов для проведения экспертизы осуществляет отраслевое управление совместно с отделом регулирования и контроля цен.
Если один хозяйствующий субъект занимается несколькими видами регулируемой деятельности, подлежащими экспертизе, то одновременно проводится экспертиза всех этих видов деятельности.
6.6. Экспертиза проводится при обеспечении хозяйствующим субъектом раздельного ведения доходов и расходов по каждому из регулируемых видов деятельности.
6.7. Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертными организациями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.8. Независимая экспертиза фактических затрат осуществляется на основании договора, заключаемого управлением жизнеобеспечения городского хозяйства, отделом регулирования и контроля цен и экспертной организацией.
При заключении договора управление жизнеобеспечения городского хозяйства совместно с отделом регулирования и контроля цен формирует задание для проведения независимой экспертизы в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению.
Средства на проведение независимой экспертизы ежегодно предусматриваются в смете расходов управления жизнеобеспечения городского хозяйства.
6.9. При выявлении фактов необоснованного отнесения затрат на регулируемую деятельность или допущенных ошибок, которые могут существенно повлиять на величину цен и тарифов, экспертная организация отражает эти факты в своем заключении.
6.10. Заключение независимой экспертизы принимается по акту в соответствии с заданием.
6.11. Цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливаются на основании цен и тарифов и установленного уровня платежей граждан.
6.12. Цены за наем жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах устанавливаются в зависимости от качественных характеристик жилых помещений.
6.13. Хозяйствующие субъекты представляют предложения об установлении цен и тарифов управлению жизнеобеспечения городского хозяйства не менее чем за 60 дней до срока, указанного в приложении N 1 к Положению.
6.14. После проведения независимой экспертизы фактических затрат управление жизнеобеспечения городского хозяйства готовит проект постановления, который рассматривается в порядке определенном пунктами 5.11-5.13
6.15. Срок рассмотрения представленных материалов составляет не более 30 дней после получения заключения экспертизы.
7. Основания для установления цен и тарифов
Основанием для установления цен и тарифов в течение расчетного периода регулирования является:
7 .1. Изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов организации на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен и тарифов на предыдущий расчетный период регулирования.
7.2. Изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Обеспечение принципа открытости информации
Открытость, доступность материалов по рассмотрению и утверждению цен и тарифов для потребителей и общественности обеспечивается:
8.1. Открытым обсуждением вопросов регулирования цен и тарифов в период подготовки постановления с участием всех заинтересованных сторон, депутатов городского Совета народных депутатов, общественных организаций.
8.2. Проведением в средствах массовой информации разъяснительной работы о необходимости пересмотра цен и тарифов, предшествующей их введению.
8.3. Публикацией в средствах массовой информации постановлений Главы города об установлении цен и тарифов.
8.4. Представлением по запросам нанимателей жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, собственников жилых помещений, общественных объединений, объединений потребителей товаров и услуг информации о полном составе затрат, относимых хозяйствующим субъектом на себестоимость услуг.
Управляющий делами |
О.В. Турбаба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.