Я, <_>, <_> Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении, возбужденного в отношении <_>, по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, его защитника
УСТАНОВИЛА:
29.09.2017 приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 102 было возбуждено дело N 23/А-17-2017 по признакам нарушения департаментом лесного комплекса Кемеровской области (652700, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Мирная, 5) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ N 135-ФЗ).
06.12.2017 по результатам рассмотрения дела N 23/А-17-2017 комиссией Кемеровского УФАС России было принято решение о признании департамента лесного комплекса Кемеровской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ.
Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений ООО "Таежный", сведения о котором отсутствовали в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Временем совершения административного правонарушения является дата составления протокола допуска к участию и подведения итогов - 27.09.2016.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение территориального отдела по Таштагольскому лесничеству - Кемеровская область, г. Таштагол, ул. Садовая, 9.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Лицом, ответственным за организацию и проведение указанных выше торгов, являлся начальник территориального отдела по Таштагольскому лесничеству - <_>.
Действия начальника территориального отдела по Таштагольскому лесничеству - <_>, выразившиеся в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений ООО "Таежный", сведения о котором отсутствовали в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ущемляют (могли ущемлять) права и интересы участников торгов, заинтересованных в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, привели (могли привести) к созданию для ООО "Таежный" преимущественных условий участия в торгах, к ограничению прав претендентов и участников торгов, вступают в противоречие с требованиями части 8.1 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), подлежат квалификации, как действия, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
20.02.2018 определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было возбуждено дело N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении в отношении <_> по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ и назначена дата составления и подписания протокола (20.03.2018 на 15 часов 00 минут). Определение было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес <_> (вручено 05.03.2018).
06.03.2018 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство <_> о рассмотрении дела N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении в его отсутствие в связи с невозможностью обеспечить явку.
20.03.2018 <_>, надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени составления и подписания протокола по делу N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении, на данную процедуру не явился, защитника не направил.
20.03.2018 в отсутствие <_>, его защитника состоялась процедура составления и подписания протокола по делу N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении. Копия протокола была направлена заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес <_> (вручено 29.03.2018).
21.03.2018 определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении рассмотрение данного дела было назначено на 03.04.2018 на 11 часов 00 минут. Копия определения была направлена заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес <_> (вручено 29.03.2018).
02.04.2018 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство <_> о рассмотрении дела N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении в его отсутствие в связи с невозможностью обеспечить явку. Данное ходатайство было удовлетворено.
03.04.2018 <_>, надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении, на рассмотрение данного дела не явился, защитника не направил.
03.04.2018, учитывая поступившее 02.04.2018 ходатайство, в отсутствие <_>, его защитника состоялось рассмотрение дела N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении.
Изучив материалы дела N 98/11-АДМ-2018 об административном правонарушении, заместитель руководителя Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений установлен статей 79 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ).
Частями 1, 2 статьи 79 ЛК РФ (в редакции N 40 от 01.07.2017) установлено, что организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация. Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 8.1 статьи 79 ЛК РФ при проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства основанием для отказа в допуске к участию в аукционе также является отсутствие сведений о заявителе в едином реестре субъектов малого или среднего предпринимательства (далее - Реестр МСП).
Согласно положениям статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 209-ФЗ) сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в Реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 408-ФЗ) установлено, что первое размещение сведений, содержащихся в Реестре МСП, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение указанного реестра в соответствии с ФЗ N 209-ФЗ, осуществляется 1 августа 2016 года. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно, начиная с 10 сентября 2016 года.
Частью 4 статьи 6 ФЗ N 408-ФЗ установлено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, в Реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются ФНС России на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей; представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.
Согласно пункту 4.1.3 Положения о департаменте лесного комплекса Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.07.2014 N 303 (далее - Положение о департаменте ЛК КО) в соответствии с основными задачами по государственному управлению в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Кемеровской области департамент осуществляет полномочия по разработке и реализации государственных программ Кемеровской области в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 4.2.3 Положения о департаменте ЛК КО департамент предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы.
Приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области N 01-06/1180 от 30.08.2016 территориальному отделу по Таштагольскому лесничеству предписано организовать и провести аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с ФЗ N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства.
28.09.2016 на официальном сайте торгов по адресу: www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона N 070916/1008798/01/01 по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (лоты N 1-6).
В соответствии с протоколом N 1 от 27.09.2016 ООО "Таежный" было допущено до участия в аукционе и признано победителем аукциона по лотам NN 1-3.
Согласно сведениям, содержащимся в Реестре МСП, размещенном на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет", расположенном по адресу: https://rmsp.nalog.ru, ООО "Таежный" (ИНН 4231001591) включено в указанный реестр 10.08.2017 в категории "среднее предприятие", т.е. по состоянию на 01.08.2016 данный хозяйствующий субъект не был включен в Реестр МСП.
Таким образом, на момент проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (с даты публикации извещения N 070916/1008798/01/01 - 07.09.2016 до даты проведения аукциона - 27.09.2016) сведения об ООО "Таежный" (ИНН 4231001591) в Реестре МСП отсутствовали, вместе с тем ООО "Таежный" было допущено к участию в данном аукционе.
Действия организатора торгов - департамента ЛК КО по допуску к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений ООО "Таежный", сведения о котором отсутствовали в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, вступают в противоречие с частью 8.1 статьи 79 ЛК РФ, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ.
Согласно пункту 1.1 Положения о территориальном отделе по Таштагольскому лесничеству департамента лесного комплекса Кемеровской области, утвержденного приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.01.2015 N 01-06/86 (далее - Положение о лесничестве), территориальный отдел по Таштагольскому лесничеству (далее - лесничество) является структурным подразделением департамента лесного комплекса Кемеровской области и создан для обеспечения деятельности департамента по государственному управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории лесничества.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о лесничестве основными задачами лесничества является исполнение переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное срочное пользование гражданам для собственных нужд, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 Положения о лесничестве начальник лесничества руководит деятельностью лесничества, осуществляет права и обязанности, вытекающие из настоящего положения, несет персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение задач и функций, возложенных на лесничество, организацию работы лесничества.
Таким образом, лицом, ответственным за организацию и проведение указанных выше торгов, являлся начальник территориального отдела по Таштагольскому лесничеству - <_>.
Действия начальника территориального отдела по Таштагольскому лесничеству - <_>, выразившиеся в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений ООО "Таежный", сведения о котором отсутствовали в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, привели (могли привести) к созданию для ООО "Таежный" преимущественных условий участия в торгах, к ограничению прав претендентов и участников торгов, вступают в противоречие с требованиями части 8.1 статьи 79 ЛК РФ, пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ, подлежат квалификации, как действия, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из смысла данной нормы, должностное лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
В данном случае у <_> имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации указанным должностным лицом предпринято не было.
<_> документально не подтвердил наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ, а также то, что были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению положений законодательства Российской Федерации.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (статья 2.2 КоАП РФ).
Действия (бездействие) <_> следует признать виновными, совершенными по неосторожности.
Срок давности привлечения <_> к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ в силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ на момент вынесения настоящего постановления не истек (истекает 06.12.2018).
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должностному лицу учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.
<_> Кемеровского УФАС России считает возможным, с учетом положений части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, признать в качестве обстоятельства, смягчающего вину должностного лица - совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), не установлено.
Совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.
Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину <_> доказанной, а действия (бездействие) верно квалифицированными по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ как действия, которые привели (могли привести) к созданию для ООО "Таежный" преимущественных условий участия в торгах, к ограничению прав претендентов и участников торгов, и назначает административное наказание <_> в пределах санкции, определенной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Негативные последствия действий <_> выразились в исключении возможности соперничества хозяйствующих субъектов, в сфере предпринимательской деятельности что, безусловно, является существенной угрозой охраняемым общественным отношениям, регулируемым законодательством Российской Федерации.
С учетом оценки конкретных обстоятельств совершения данного правонарушения <_> Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, <_> Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
ПОСТАНОВИЛА:
Признать <_> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.
Реквизиты счета для перечисления штрафа:
Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001
УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)
р/с 40101810400000010007 Отделение Кемерово
БИК 043207001, ОКТМО: 32701000
КБК: 161 1 1602010016000140
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу N 98/11-АДМ-2018.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 3 апреля 2018 г. N 98/11-АДМ-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.04.2018