Резолютивная часть оглашена 23.03.20186
Решение в полном объеме изготовлено 23.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - <_>, членов Комиссии УФАС: главного специалиста - эксперта Управления <_>.; ведущих специалистов-экспертов <_>., в присутствии представителя Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Адыгея "Адыгеяавтодор" <_>. (доверенность от 18.08.2017 исх. N74), Уполномоченного органа - Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок <_>. (доверенность от 13.12.2017 исх.N1114) рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Ротонд" (далее - Заявитель) от 15.03.2018 на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Устройство недостающего электроосвещения на автомобильной дороге подъезд к с. Красногвардейское на км 0+020 - км 1+500 в границах МО "Красногвардейский район" Республики Адыгея" (извещение N0176200005518000142) (далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поступила жалоба ООО "Строительная компания Ротонд" на положения Аукционной документации.
В своей жалобе Заявитель указал, что:
1. Заказчик нарушил пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как в пунктах 2, 4, 5 и т.д. "ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" установлены требования к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров, а именно:
- для краски по ГОСТ 10503-71 "время высыхания", "стойкость пленки у статическому воздействию воды";
- для стали полосовой по ГОСТ 103-2006 "выпуклость, (вогнутость) боковых граней проката", "предельные отклонения на изготовляемую длину проката", "притупление углов проката", "серповидность проката", "отклонение от плоскости", "допустимое отклонение от прямого угла";
- для шкафа управления навесного "рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации", "должны быть предназначены для среднегодовой относительной влажности воздуха - не ниже 70%, и абсолютной среднегодовой влажности - не ниже 10 г м-3".
2. Заказчиком также необъективно описан товар:
- Стойки опор СВ 95-3,5 (пункт 11) "Морозостойкость бетона не менее F200. Водонепроницаемость бетона не менее W4. Изгибающий момент не менее 3,5 тсм";
- Самонесущий кабель СИП-2 (пункта 12) "Номинальная толщина изоляции основных, нулевой несущей и вспомогательных жил... Электрическое сопротивление основных жил постоянному току, пересчитанное на температуру 20 °С и 1 км длины не более 1,91 Ом";
- Провода с поливинилхлоридной изоляцией (ПУНКТ 14) "Марка проволоки жил должна быть ММ. Марка пластиката изоляции - И40-13А; И40-14. Нижние предельные отклонения от номинальной толщины изоляции \x{2264} 0.20 мм. Строительная длина не менее 100 м. Характеристики эксплуатации провода должны быть предназначены для эксплуатации при относительной влажности воздуха 100% при температуре 35 °С",
а именно показатели испытания товара, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что нарушает часть 6 статьи 66 44-ФЗ. Также требования устанавливаются к компонентам товара и являются излишними, так как отсутствуют в маркировках данных видов товаров и не могут быть известны на стадии подачи заявки.
3. Заказчик нарушил положения Закона о контрактной системе, так как в аукционной документации отсутствуют четкие требования к заполнению первой части заявки, так как в Инструкции по заполнению первой части заявки сказано: Показатель соответствия (параметр эквивалентности), отмеченный символом "*" является показателем, значение которых, вместе с сопровождающими его словами, символами, знаками, изменяться не может. союз "или" и знаки "/" и ";" разделяют значения (характеристики), представленные на выбор, за исключением единиц измерения, при этом участнику закупки в первой части заявки необходимо указать одно конкретное значение (характеристику) которое относится к материалу предлагаемому участником. При этом Заказчик не описывает в инструкции как быть при сочетании этих двух знаков вместе, как, например, в пункте 1 "Номинальное напряжение, В - 230; 230/400*" или в пункте 12 "Назначение: должны быть самонесущие изолированные провода - для воздушных линий электропередачи на напряжение 0,6/1* кВ". Также не установлено какое правило является приоритетным.
На основании изложенного Заявитель просит приостановить подписание контракта по рассмотрения настоящей жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Заказчик на рассмотрении дела возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия УФАС установила следующее.
Уполномоченным органом - Комитетом Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 28.02.2018 размещены извещение и документация Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта 3 112 640,00 рублей. Источник финансирования - Республиканский бюджет Республики Адыгея.
Аукционная документация утверждена <_>. - 27.02.2018.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В части IV. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" Аукционной документации содержится Таблица требований к отдельным товарам, используемым при выполнении работ с описанием функциональных характеристик и потребительских свойств товара (далее - Техническое задание), в том числе:
1. Пункт 2 "Краски по ГОСТ 10503-71" "Должны быть готовые к применению масляные краски мумия; сурик железный, предназначенные для наружных и внутренних работ. Цвет - кремовая/ бежевая/ темно-серая/ светло-голубая/ голубая. По физико-механическим показателям готовые к применению масляные краски должны соответствовать требованиям: Массовая доля пленкообразующего вещества, % - 27/30; Массовая доля летучего вещества, % - \x{2264}14,5; Степень перетира, мкм - не более 80; Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С, ч - не более 24; Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С, ч, не менее 0,5".
Согласно подпункту 4.1. "Подготовка образцов к испытанию" ГОСТ 10503-71 цвет пленки, время высыхания, стойкость пленки к статическому воздействию воды, условную светостойкость определяют па пластинках размером 70 \x{00b4} 150 мм из стали марок 08кп и 08пс толщиной 0,5 - 1,0 мм по ГОСТ 16523 -89 или проката холоднокатаного марки 08кп по ГОСТ 9045 -80 или из черной горячекатаной жести толщиной 0,25 - 0,32 мм. Укрывистость и твердость пленки определяют на стекле для фотографических пластинок размером 9 \x{00b4} 12 - 1,2 по ТУ 21-0284461-058-90. Массовую долю летучих и пленкообразующих веществ, степень перетира, вязкость определяют в неразбавленной краске. В случае повышения вязкости красок выше нормы при разбавлении краски уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в количестве не более 5 %, условная вязкость должна соответствовать п. 4 табл. 2.
Пункт 4 "Сталь полосовая по ГОСТ 103-2006" "_Длина проката от 2 м. Масса 1 м длины проката, кг -от 1,256. Плотность стали - от 7,85 г/см3. Предельные отклонения по толщине проката, мм - не более +1,5 и не более -2,4. Предельное отклонение по ширине проката, мм - не более - 2,8 и не более +2,5. Выпуклость (вогнутость) боковых граней проката не должна превышать предельных отклонений по ширине. Предельные отклонения на изготовляемую длину проката, мм - не более +30/_100. Притупление углов проката - не более 0,2 толщины. Серповидность проката, % длины - не более 0,5. Отклонение от плоскостности на 1 м длины - не более 20 мм. Допустимое отклонение от прямого угла, мм - до 1,6".
В пункте 4 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" Аукционной документации (далее - Инструкция) установлено, что при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретные значения установленных заказчиком показателей, характеристик товаров согласно с требованиями настоящей инструкции. Показатели, позволяющие определить соответствие товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), установленным заказчиком требованиям, указаны в "Таблице требований к отдельным товарам, используемым при выполнении работ" части IV "Техническая часть документации об электронном аукционе" (далее - Техническое задание).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе показатели значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. При этом Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, жалоба Заявителя, в данной части, является обоснованной.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонены.
Вместе с тем, довод Заявителя о том, что Заказчиком установлены требования о предоставлении конкретных значений к шкафу управления навесному в части "_Рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации - от -60 до +40 °С. Должны быть предназначены для среднегодовой относительной влажности воздуха - не ниже 70 %, и абсолютной среднегодовой влажности - не ниже 10 г·м-3" является необоснованным, так как согласно Инструкции "На слова, термины, знаки и значения показателей, выделенные "курсивом" положения данной инструкции не распространяются, при этом такие слова, термины, знаки и значения показателей переносятся Участником в неизменном виде".
При этом, по мнению Комиссии УФАС, вышеуказанная характеристика не является показателями, значения которых становятся известными только после испытания товара.
2. Заявитель не представил доказательств того, что Заказчиком необъективно описан товар, "а именно показатели испытания товара, показатели значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства" по следующим пунктам Технического задания:
- пункт 11 Стойки опор СВ 95-3,5, в части "_Марка бетона по прочности на сжатие не менее В30. Морозостойкость бетона не менее F200. Водонепроницаемость бетона не менее W4. Изгибающий момент не менее 3,5 тсм";
- пункта 12 Самонесущий кабель СИП-2 ГОСТ 31946-2012 Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия (с Изменением N 1) ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров, части "_Номинальная толщина изоляции основных, нулевой несущей и вспомогательных жил не менее 1,3 мм. Электрическое сопротивление основных жил постоянному току, пересчитанное на температуру 20 °С и 1 км длины не более 1,91 Ом";
- пункт 14 Провода с поливинилхлоридной изоляцией ГОСТ 6323-79 "провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия", в части "_Марка проволоки жил должна быть ММ. Марка пластиката изоляции - И40-13А; И40-14. Нижние предельные отклонения от номинальной толщины изоляции \x{2264} 0.20 мм. Строительная длина не менее 100 м. Характеристики эксплуатации провода должны быть предназначены для эксплуатации при относительной влажности воздуха 100% при температуре 35 °С".
Комиссия УФАС установила, что вышеуказанное описание товаров согласно ГОСТ содержит технические требования и характеристики, соответствующие потребностям Заказчика.
Следовательно, в данной части жалоба Заявителя является необоснованной.
3. Довод Заявителя об отсутствии надлежащей Инструкции по заполнению первой части заявки в связи с отсутствием описания "как быть при сочетании" двух знаков "/" и "*" вместе не нашел своего подтверждения, ввиду следующего.
В шестом абзаце Инструкции указано, что знаки "/" и ";" разделяют значения (характеристики), представленные на выбор, за исключением единиц измерения, при этом участнику закупки в первой части заявки необходимо указать одно конкретное значение (характеристику) которое относится к материалу предлагаемому участником.
При этом в абзаце пятом Инструкции указано, что показатель соответствия (параметр эквивалентности), отмеченный символом "*" является показателем, значение которых, вместе с сопровождающими его словами, символами, знаками, изменяться не может.
Таким образом, установленные в пунктах 1 "Номинальное напряжение, В - 230; 230/400*" и 12 "Назначение: должны быть самонесущие изолированные провода - для воздушных линий электропередачи на напряжение 0,6/1* кВ" характеристики остаются неизменными согласно абзацу пятому Инструкции, следовательно, в данной части жалоба Заявителя является необоснованной.
В ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС установила, что в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, согласно которой исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в пункте 12.1 Проекта контракта установлено: "В целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему Контракту Исполнитель предоставляет Заказчику безотзывную банковскую гарантию, выданную банком или иной кредитной организацией, либо передает заказчику в залог денежные средства в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в пункте 12.2. настоящего Контракта".
Кроме того, подпункты 11.7, 16.21 и 17.5 Проекта контракта дублируют друг друга, при этом, в пунктах 11.7 и 16.21 установлено, что в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента изменений адреса, руководства, банковских или иных реквизитов Стороны обязуются уведомлять друг друга об указанных изменениях, а в пункте 17.5 указано, что в случае реорганизации, ликвидации, изменения адреса, руководства, банковских или иных реквизитов Сторона обязана в трехдневный срок уведомить об этом другую Сторону.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Ротонд" обоснованной в части установления в пунктах 2 и 4 Технического задания требований к характеристикам товаров, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункт 2 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела NК-33/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по выявленным признакам административных правонарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 23 марта 2018 г. N К-33/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.03.2018