Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.04.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_.>;
члены Комиссии: <_.>, <_.>;
при участии представителей Управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи администрации Ангарского городского поселения (далее - заказчик) - <_.> по доверенности, <_.>; при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Восточная Строительная компания" (далее - заявитель, ООО "Восточная Строительная компания") <_.> по доверенности, <_.>; рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию цветников, газонов и древесно-кустарниковой растительности, извещение N 0134300095218000010 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что заказчиком размещен локальный ресурсный сметный расчет N18-03-24, который не соответствует информации и требованиям, указанным в техническом задании документации об электронном аукционе.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, из которых следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 14 марта 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300095218000010, а также документация по проведению аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию цветников, газонов и древесно-кустарниковой растительности (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 078 800 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
04 апреля 2018 года заявителем в Иркутское УФАС России представлено дополнение к жалобе (вх. 4512/18 от 04.04.2018 г.), согласно которому заявитель просит рассмотреть жалобу с учетом новых, отраженных в данном дополнении к жалобе и не указанных ранее доводов. При рассмотрении жалобы представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении указанного дополнения к жалобе и устно сообщил о доводах, изложенных в дополнении к жалобе.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика пояснил, что указанные дополнения к жалобе не получал.
Данное дополнение к жалобе содержит новые, ранее не заявленные и не связанные с отраженными в тексте жалобы доводы, касающиеся положений документации об электронном аукционе. Каких-либо иных требований, кроме таких новых доводов, дополнение к жалобе не содержит.
Таким образом, дополнение к жалобе по своей сути является вновь поданной жалобой.
Однако, жалоба на положения документации об аукционе, согласно части 4 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ, может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, то есть в рассматриваемом случае до 09 часов 00 минут 30 марта 2018 года. В противном случае в соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 105 Федерального закона N44-ФЗ жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения.
Подавая новую жалобу в форме ходатайства в рамках возбужденного производства по иной жалобе, ранее назначенной к рассмотрению, заявитель лишает контрольный орган в сфере закупок осуществить предусмотренные законом процессуальные действия в ее отношении.
Кроме того, ни Федеральным законом N44-ФЗ, ни административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 не закреплена обязанность (или право) контрольного органа в сфере закупок направлять копии или тексты ходатайств заказчику, уполномоченному органу и иным субъектам контроля, чьи действия обжалуются, а также размещать их в общедоступной части единой информационной системы в сфере закупок для ознакомления иными лицами, в том числе заинтересованными, намеревающимися принять участие в рассмотрении жалобы по существу и представлении собственных возражений по существу жалобы.
Поскольку доказательств направления данного дополнения к жалобе в адрес заказчика отсутствует, с учетом пояснений представителя заказчика о неполучении указанным лицом дополнения к жалобе, его рассмотрение по существу приведет к нарушению процессуальных прав заказчика на подготовку мотивированной правовой позиции по новым доводам и нарушению принципов равноправия и состязательности сторон.
Более того, в заявлении данного ходатайства усматриваются признаки злоупотребления правом.
Так, указанное дополнение к жалобе фактически подано заказчику в последний день рассмотрения жалобы по существу, в Иркутское УФАС России в день рассмотрением жалобы по существу, которое назначено на пятый, то есть последний возможный для рассмотрения жалобы по существу рабочий день с даты ее поступления. Таким образом, контрольный орган в сфере закупок не имеет возможности отложить рассмотрение дела на другую дату, что фактически лишает оппонентов заявителя возможности надлежащим образом подготовить возражения и правовую позицию по всем доводам.
Подача новой жалобы на положения документации в виде ходатайства после окончания срока подачи заявок лишает заказчика, предоставленного ему частью 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ права самостоятельно принять меры по устранении недостатков аукционной документации путем внесения в нее изменений и, как следствие, самостоятельно устранить признаки предусмотренных частями 4 - 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составов административных правонарушений.
Таким образом, в связи с тем, что данное ходатайство о приобщении к основной жалобе дополнений, по сути, является вновь поданной по истечении установленных законом сроков жалобой, наличием в действиях заявителя по заявлению такого ходатайства признаков злоупотребления правом, а также тем, что его удовлетворение повлекло бы нарушение прав и законных интересов заказчика и неопределенного круга лиц, Комиссия отказывает заявителю в удовлетворении ходатайства.
Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
В соответствии с условиями технического задания для вертикального озеленения по ул. Ленина и здания администрации требуется приобрести кашпо-мисок в кол-ве 30 шт. Для вертикального озеленения по улице Горького у заказчика имеются в наличии кашпо в кол-ве 48 шт.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что аналогичное условие включалось в закупки по содержанию цветников в предыдущих годах, в том числе закупки N0134300095216000019, победителем которой был признан заявитель жалобы.
В техническом задании документации об электронном аукционе отсутствует указание объема видов работ по погрузке и перевозке непригодного грунта, в связи с тем, что грунт будет оставаться вблизи места выполнения работ, а именно, в расценках по устройству корыта под цветники (позиция N1, N2 сметы) учтены работы по разработке грунта вручную, откидывание грунта от корыта, разравнивание откинутого грунта.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что Локальным ресурсным сметным расчетом (позиция N31) предусмотрена перевозка растительных остатков на расстояние до 10 км на территорию муниципального предприятия "Парки Ангарска", в связи, с чем утилизация не требуется.
Также, подрядчик вправе использовать растительные остатки для собственных нужд в целях получения удобрений.
Агровермикулит - это натуральный природный минерал из группы гидрослюд, который применяется в садоводстве как экологически чистая натуральная добавка, используемая в грунтах в основном при выращивании рассады овощных культур, цветов.
В связи с тем, что при устройстве элементов вертикального озеленения (вазонов) подрядчик использует уже готовый саженец (цветочную рассаду), у заказчика отпала необходимость в использовании данного материала.
В ходе рассмотрения жалобы, представитель заказчика пояснил, что заказчиком в техническом задании допущена опечатка.
Вместе с тем, указанная техническая ошибка не повлекла за собой нарушения прав и законных интересов участников закупки в связи с тем, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.04.2018 года N0134300095216000019-1 на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки.
Помимо этого, потенциальный участник закупки имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ, направив на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако данным правом заявитель жалобы не воспользовался.
Согласно ЛРСР N18-03-24 работы по устройству вертикального озеленения фигур включают в себя, в том числе сметную стоимость по сборнику текущих сметных цен "земли растительной механизированной заготовки" (позиция N12 сметы), которая содержит в себе: отпускную цену на продукцию, а также стоимость транспортировки груза до приобъектного склада/места проведения работ, погрузочно-разгрузочные работы, заговительно-складские расходы.
Следовательно, отдельной стоимости доставки грунта к месту выполнения работ не требуется.
В соответствии с техническим заданием документации об электронном аукционе необходимо выполнить работы по уходу за цветниками и элементами вертикального озеленения (зеленые фигуры, вазоны) - сезонный полив, внесение рабочих растворов комплексных удобрений и стимуляторов роста, прищипывание рассады контроль высоты), удаление засохшей соцветий и цветов, прополка с последующим рыхлением.
В Техническом задание документации об электронном аукционе заказчиком установлены следующие поливы:
"- выполнение работ по поливу перед посадкой цветников, вертикального озеленения, зеленых скульптур, газонов (позиции сметы NN 6, 14,21,28);
- выполнение работ по поливу после посадки цветников, вертикального озеленения, зеленых скульптур, газонов (позиции сметы NN 7, 15, 22, 29);
- выполнение работ по уходу за цветниками и элементами вертикального озеленения в объеме 1836,67 м2, в том числе полив - 413300 литров воды на весь период уходных работ (позиция сметы N30). Таким образом, на 1 м2 цветников и элементов вертикального озеленения предусмотрено 225 литров воды (413300 / 1836,67), что в свою очередь, при использовании 7,5 литров воды на 1 м2 посадок получаем 30 поливов (1 раз в три дня) на 3 месяца периода активного роста и цветения".
Согласно п.3.2.8. Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 N153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" кратность поливов газонов определяется по общему состоянию растений и по степени сухости почвы.
Ссылка заявителя на поливы через каждые три дня с нормой полива 20-30 л/кв. м относится к засушливому периоду.
В ходе рассмотрения жалобы, представители заказчика пояснили, что считают нецелесообразным выполнять уходные работы за газоном, в связи, с чем техническим заданием документации об электронном аукционе данные работы не предусмотрены, также в муниципальном контракте не установлен гарантийный срок на выполняемые работы.
Таким образом, подрядчику следует выполнять только те работы, которые предусмотрены муниципальным контрактом.
Согласно п. 3.3.2 Приказа полив цветников за вегетационный сезон в условиях лесной зоны при нормальных погодных условиях должен быть проведен в кол-ве 15 - 20 поливов, в более южных районах - 30-40. Цветники из ковровых растений поливают чаще - до 40-50 раз за сезон.
Ангарский городской округ не относится к городам лесной зоны, а также к южным районам России, в связи с тем, что нормативно-правовыми актами, а также указанным Приказом не раскрывается понятия "лесные зоны" и "южные районы", заказчиком принята средняя периодичность полива - 30 раз за сезон.
В случае установления засушливого периода и нехватки объема полива, предусмотренного в муниципальном контракте, подрядчик вправе воспользоваться пунктом 4.1.21 проекта контракта и направить заказчику акт на выполнение дополнительных работ.
Согласно техническому заданию документации об электронном аукционе при выполнении работ по устройству цветников партерных и вертикальных необходимо проводить очистку рабочих площадок от мусора и смыв земли с асфальта после посадки цветочной рассады.
Данные работ не включены в ЛРСР в связи с тем, что при устройстве цветников рассада выращивается в торфяных емкостях, которые вместе с рассадой высаживаются в открытый грунт, в связи, с чем отсутствует необходимость утилизации мусора, а грязь, образующаяся при посадках, смывается при поливе растений после посадки.
Техническим заданием документации об электронном аукционе предусмотрено выполнение работ по подготовке, перекопке грунта к посадке вручную на толщину 25-30 см в тех цветниках, в которых не предусмотрена замена грунта.
Выборка непригодного грунта на толщину 20 см, а также внесение растительной земли должна выполнятся по тем адресам, в которых предусмотрена работа по замене грунта согласно таблице "Перечень адресов расположения цветников, элементов вертикального озеленения и газонов" приложения N2 к техническому заданию.
В позиции N2 локального ресурсного сметного расчета, предусмотрена корректировка глубины корыта (позиции N1) под цветники на каждые 10 см со знаком "минус". Таким образом, получаем работы по устройству корыта под цветники глубиной 20 см.
В связи с чем, в аукционной документации, техническом задании и ЛРСР N18-03-24 отсутствуют противоречия в объемах выполняемых работ.
Наименование предмета закупки указано в соответствии с наименованием мероприятия в рамках утвержденной муниципальной программы Ангарского городского округа "Благоустройство территории" на 2017-2020 годы, подпрограммы "Озеленение территорий" на 2017-2020 годы, основного мероприятия "Улучшение и поддержание эстетического облика зеленых насаждений".
Следовательно, вышеописанные действия заказчика не противоречат нормам Федерального закона N44-ФЗ.
Пунктом 3.33 Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
В силу части 9 статьи 105 Федерального закона N44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Помимо этого, потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, направив на адрес электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако данным правом заявитель не воспользовался.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.04.2018 г. N0134300095216000019-1, на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя указанные в жалобе являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Восточная Строительная компания" необоснованной.
2. Направить копии решения заявителю, заказчику.
3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_.> |
Члены комиссии
|
<_.> |
|
<_.> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 4 апреля 2018 г. N 000
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.04.2018