Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее Комиссия): <_> рассмотрев дело N 62-05-1/2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" с признаками нарушения части 1, 2 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в присутствии представителя ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" - <_> (доверенность от 26.02.2018),
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Рязанского УФАС России выявлен факт распространения на рекламной конструкции (щит 3x6) вдоль проезжей части после перекрестка автодорог: Рязань-Спас-Клепики и Солотча (напротив поворота на с. Агро-Пустынь), размещена информация следующего содержания: "GREEN PARK Солотча Комплекс элитных апартаментов Ипотека от 5999 руб/мес. 77 77 77 зеленыйсад.рф", нарушающей часть 1, 2 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Данный факт подтвержден протоколом осмотра Рязанского УФАС России при проведении фотосъемки от 12.02.2018.
На данном баннере размещалась информация следующего содержания: "GREEN PARK Солотча Комплекс элитных апартаментов Ипотека от 5999 руб/мес. 77 77 77 зеленыйсад.рф" написанная крупным шрифтом.
В нижней части сообщения мелким, невозможным для восприятия шрифтом, содержится информация о существенных условиях рекламируемой услуги. Форма ее представления не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и соответственно, не может рассматриваться как их наличие.
Реклама, согласно ч. 1 ст. 3 Закона "О рекламе" - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Таким образом, ипотечное кредитование относится к категории финансовых услуг.
Ипотечное кредитование - долгосрочный кредит, предоставляемый юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости.
Ипотека - это вид залога недвижимого имущества с целью получения денежного кредита или займа, при котором заложенное недвижимое имущество не передается в собственность кредитодателя, а остается в распоряжении заемщика, и является средством обеспечения долговых обязательств заемщика (залогодателя, должника по закладной) перед займодателем (залогодержателем, кредитором по ипотечному кредиту). Ипотека используется при необходимости получения денежной ссуды, ипотечного кредита, как правило, на длительный срок.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "ипотечное кредитование", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к ипотечному кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об ипотечном кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Текст рекламы напечатан мелким шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, даже при непосредственным нахождении рядом с рекламным щитом, а информация о том, какая именно организация занимается предоставлением услуг по ипотечному кредитованию, является обязательной в силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Таким образом, учитывая обстоятельства, указанные в заявлении, а именно, что сотрудникам управления не удалось прочитать информацию, напечатанную мелким шрифтом, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности получить информацию, что указывает на наличие признаков нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, 2 статьи 28 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Совокупность таких особенностей наружной рекламы, как ее месторасположение над проезжими частями дорог, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны сведения о лице, предоставляющем кредит, а также высота расположения рекламной конструкции лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным к прочтению только фрагмент: "Ипотека от 5999 руб/мес.".
На основании изложенного возбуждено дело о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Определением о возбуждении дела N62-05-1/2018 от 12.02.2018 (исх.N512) у ООО "Зеленый сад - Солотча" запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе мотивированное письменное пояснение по факту нарушения рекламного законодательства.
В соответствии с указанным определением ООО "Зеленый сад - Солотча" представило письменное пояснение, из которого следует, что у ООО "Зеленый сад - Солотча" заключен договор на оказание рекламных услуг от 01.12.2016 с ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад".
рассмотрении дела представитель ООО "Зеленый сад - Солотча" заявил о том, что данной компанией указанная реклама не изготовлялась и не распространялась. Им также заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью привлечения к рассмотрению дела ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад".
основании изложенного Комиссия приняла решение рассмотрение дела отложить и привлечь в качестве заинтересованного лица ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад".
В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела N 62-05-1/2018 (исх. N 718 от 27.02.2018) у ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе мотивированное объяснение по факту предъявленного нарушения.
В соответствии с указанным определением ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" представило договор от 01.12.2016, согласно которому общество принимает на себя обязанность по разработке, изготовлению и размещению рекламных и информационных материалов в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
На основании изложенного 13.03.2018 Комиссия установила необходимость замены ненадлежащего лица - ООО "Зеленый сад - Солотча", надлежащим - ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад".
Таким образом, рекламодателем является ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" (ИНН/ОГРН 6220006707/1076215000124, ул. Озерная, д.93, пом.Н5, с. Алеканово, Рязанский район, Рязанская область, 390528).
При рассмотрении дела представитель ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" представила письменное пояснение и фотографии от 05.11.2017, свидетельствующие о предпринятых мерах на устранение нарушений, а именно: в значительной степени увеличен размер шрифта в отношении описания условий программы ипотечного кредитования.
Кроме того, ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" представило договор на размещение рекламной конструкции от 13.01.2018, заключенный с ООО Санаторий "Солотча".
В соответствии с п.1.1 данного договора ООО Санаторий "Солотча" предоставляет для эксплуатации рекламную конструкцию, а ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" размещает на указанной конструкции рекламный материал. Рекламная конструкция - билборд, размер 6000 мм х 3000 мм, на участке, расположенном по адресу: г. Рязань, пос. Солотча, в р-не перекрестка автодорог: Рязань-Спас-Клепики-Солотча.
В соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 "Ответственность сторон" ООО "Агентство недвижимости "Зеленый сад" несет ответственность за нарушение ФЗ "О рекламе", допущенные им при установке и эксплуатации рекламной конструкции.
В этой связи Рязанское УФАС России считает необходимым предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения законодательства РФ о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащую рекламу, размещенную 12.02.2018 на рекламной конструкции (щит 3x6) вдоль проезжей части после перекрестка автодорог: Рязань-Спас-Клепики и Солотча (напротив поворота на с. Агро-Пустынь), следующего содержания: "GREEN PARK Солотча Комплекс элитных апартаментов Ипотека от 5999 руб/мес. 77 77 77 зеленыйсад.рф", поскольку реклама не соответствуют требованиям части 1, 2 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 10 апреля 2018 г. N 62-05-1/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.04.2018