Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель |
- |
Цакулов Ю.Г. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России; |
Член комиссии
|
- |
Спирина Т.А. |
Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России; |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Т.В. |
Главный специалист\x{2011}эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России, |
в присутствии представителя Органа исполнительной власти Архангельской области, уполномоченного на ведение реестра квалифицированных организаций - Контрактного агентства Архангельской области: <...> (доверенность);
в отсутствие представителей Заказчика - Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" и Заявителя - ООО "ЛифтоваяСтроительнаяКомпания", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
19.03.2018 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛифтоваяСтроительнаяКомпания" (далее - ООО "ЛСК") на действия органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций - Контрактного агентства Архангельской области при проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в т.ч. на ремонт (замену) лифтового оборудования).
Заказчик - Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области". Реестровый номер процедуры - FKR22011800014 (адрес электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка": https://www.roseltorg.ru).
Содержание жалобы:
Заявитель считает незаконным и необоснованным отказ во включении ООО "ЛифтоваяСтроительнаяКомпания" в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине несоответствия заявки на участие в предварительном отборе требованиям к уровню и направлению образования, установленным в Документации о проведении предварительного отбора, а именно: участником не представлены копии документов, подтверждающих наличие у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала (протокол на участие в предварительном отборе FKR22011800014 от 12.03.2018).
Комиссия Архангельского УФАС России (далее - Комиссия Управления) согласно статье 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" рассмотрела жалобу ООО "ЛСК" с учетом следующего:
Правовое регулирование отношений в сфере капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области, принятыми в соответствии с ними областными законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области, а также муниципальными правовыми актами.
Необходимость проведения рассматриваемой процедуры обусловлена требованиями Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение).
Данное Положение утверждено в соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 ЖК РФ.
Указанное Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 02.08.2016 N 289\x{2011}пп, на основании абз. 9, 12 п. 2 Положения, п. "е" ст. 31.2 Устава Архангельской области, п. 8 ст. 19 и п. 3 ст. 30 областного закона от 20.05.2009 N 19\x{2011}3\x{2011}ОЗ "О Правительства Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области", уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определено Контрактное агентство Архангельской области (далее - орган по ведению РКП).
Контрактное агентство Архангельской области осуществляет указанное полномочие в соответствии с Порядком взаимодействия Контрактного агентства Архангельской области и Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" (далее - Фонд, региональный оператор) по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, утв. постановлением Правительства Архангельской области от 13.09.2016 N 353\x{2011}пп (далее - Порядок взаимодействия).
В соответствии с пп. 4 п. 14 Порядка взаимодействия Фонд при проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области формирует заявку на проведение предварительного отбора по предметам электронного аукциона, предусмотренным п. 8 Положения, с учетом требований, установленных пп. "г" п. 20, пп. "о" и "п" п. 23 и пп. "а"\x{2011}"в" п. 30 Положения.
Орган по ведению РКП объявил о проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования) (N 02\x{2011}18).
Документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме утверждена зам. руководителя агентства - начальником отдела по определению подрядчиков Контрактного агентства Архангельской области 22.01.2018 (далее - Документация о проведении предварительного отбора).
Согласно извещению N 02\x{2011}18 от 22.01.2018 и Документации о проведении предварительного отбора, дата начала срока подачи заявок на участие в предварительном отборе - 23.01.2018, дата окончания срока подачи заявок - 26.02.2018, дата окончания срока рассмотрения заявок - 12.03.2018.
Согласно п. 2 Положения, под предварительным отбором понимается совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
Принципами привлечения подрядных организаций являются, в том числе, создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов и добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.
Подпунктом "о" пункта 23 Положения предусмотрено, что при проведении предварительного отбора к участникам предварительного отбора устанавливается, в том числе, требование о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
Частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже, чем минимально установленные в указанной части:
1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно\x{2011}строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5\x{2011}1 указанного кодекса, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Таким образом, требования к специалистам по организации инженерных изысканий, специалистам по организации архитектурно\x{2011}строительного проектирования, специалистам по организации строительства и их должностные обязанности строго регламентированы указанной нормой законодательства.
Соответствующее требование было установлено в пункте л) части 9 раздела I Документации о проведении предварительного отбора, а именно: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям: не менее чем два специалиста по месту основной работы, имеющие высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет.
При этом образованием соответствующего профиля считается образование в строительной отрасли по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Архитектура и строительство" или по направлению подготовки "Подъемно\x{2011}транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование".
Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе установлены в части 10 раздела I Документации о проведении предварительного отбора. В частности, участник предварительного отбора в составе заявки на участие должен представить, в том числе, следующие документы: копию штатного расписания, штатно\x{2011}списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек (всех заполненных страниц, содержащих сведения о трудовой деятельности), дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.
В соответствии с пунктом 48 Положения Комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 указанного Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 52 Положения на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе Комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:
а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;
б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 указанного Положения.
В соответствии с п. 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:
а) несоответствие участника требованиям, установленных пунктом 23 Положения;
б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения;
в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
При рассмотрении заявки ООО "ЛСК" Комиссией по проведению предварительного отбора было принято решение о ее несоответствии требованиям документации о проведении предварительного отбора по основанию непредставления копий документов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала (установленным требованиям к уровню и направлению образования соответствует только один сотрудник) (Протокол на участие в предварительном отборе FKR22011800014 от 12.03.2018).
Заявитель считает указанные основания для отказа надуманными и необоснованными, не соответствующими требованиям действующего законодательства.
ООО "ЛКС" отмечает, что в составе заявки приложило все необходимые документы на трех сотрудников, включенных в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно\x{2011}строительного проектирования, в т.ч. копии трудовых книжек, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, а именно: руководителя - <...>, сотрудника - <...> и сотрудника - <...>
По мнению ООО "ЛКС", указанные документы в полной мере подтверждают соответствие Общества требованиям пп. "о" п. 23 Положения. Включение в соответствующий национальный реестр специалистов подтверждает их соответствие квалификационным требованиям, установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ.
В свою очередь, Приказом Минстроя России от 06.04.2017 N 688/пр утвержден порядок ведения Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурного\x{2011}строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, а также перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства (вступивший в силу с 01.07.2017). Указанный перечень включает в себя 443 направления подготовки, специальности.
Заявитель обращает внимание на то, что, установив в пп. "л" п. 9 р.I Документации о проведении предварительного отбора требования к квалификации в виде требования к квалификации и уточнения профиля специальностей и направлений подготовки "Архитектура и строительство" или "Подъемно\x{2011}транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование", Заказчик ограничивает число организаций, включаемых в реестр подрядных организаций, то есть конкуренцию.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что ООО "ЛСК" в составе своей заявки представило информацию о трех сотрудниках, включенных в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно\x{2011}строительного проектирования (с приложением копий трудовых книжек, дипломов). Несмотря на это, информация о двух из указанных лиц была отклонена при проведении рассматриваемой процедуры предварительного отбора. Так, эти два лица (<...> и <...>) имеют диплом о высшем образовании ГОУ ВПО "Санкт\x{2011}Петербургский государственный университет технологии и дизайна" по профессии "Инженер" по специальности "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности".
В связи с необходимостью получения дополнительной информации с целью получения экспертного мнения Саморегулируемой организации "Союз профессиональных строителей", Министерства строительства и архитектуры Архангельской области, Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, срок принятия решения по настоящему делу был продлен Комиссией Архангельского УФАС России (Определение от 26.03.2018 N 02-10Н/1459).
СРО и Министерства отмечают, что специальность "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности" отсутствует в приказе Минстроя России от 13.10.2017 N 1427/пр "О внесении изменений в перечень направлений подготовки, специалистов в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно\x{2011}строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно\x{2011}коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 N 688/пр" и приказе Минстроя России от 06.04.2017 N 688/пр "О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно\x{2011}строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменения в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно\x{2011}строительного проектирования, специалистов по организации строительства".
Таким образом, поскольку специальность высшего образования "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности" отсутствует в названном перечне, соответственно, она не имеет отношения к сфере строительства.
Учитывая мнение СРО и Министерств, Комиссия Архангельского УФАС России считает отказ Контрактного агентства Архангельской области (органа по ведению РКП) включить ООО "ЛСК" в реестр квалифицированных подрядных организаций обоснованным, в связи с несоответствием заявки на участие в предварительном отборе требованиям к уровню и направлению образования, установленным в документации о проведении предварительного отбора (указанной организацией не представлены копии документов, подтверждающих наличие в штате минимального количества квалифицированного персонала).
Несмотря на то, что ООО "ЛСК" представило в составе заявки на участие в предварительном отборе копии дипломов на трех сотрудников, включенных в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно\x{2011}строительного проектирования (<...>, <...>, <...>), дипломы <...> и <...> не подтверждают соответствие данных сотрудников квалификационным требованиям, предусмотренным пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ и пунктом л) части 9 раздела I Документации о проведении предварительного отбора.
Архангельское УФАС России сообщает, что оставляет за собой право направить материалы дела, касающиеся правомерности включения в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно\x{2011}строительного проектирования (<...> и <...>), имеющих диплом о высшем образовании по специальности "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности", не содержащейся в перечне направлений подготовки, специалистов в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно\x{2011}строительного проектирования, специалистов по организации строительства (приказы Минстроя России от 13.10.2017 N 1427/пр и от 06.04.2017 N 688/пр), в Прокуратуру Санкт\x{2011}Петербурга для возможного принятия мер реагирования.
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела N 05т\x{2011}18,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛифтоваяСтроительнаяКомпания" необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
Ю.Г. Цакулов |
Члены комиссии |
|
Т.А. Спирина |
|
|
Т.В. Нестеренко |
Нестеренко Т.В. 20-78-45
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 4 апреля 2018 г. N 05т-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2018