Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе: ****
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу ООО "МСА" (вх.N1778 от 13.04.2018) на действия Заказчика - ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" при проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов (Костомукшский городской округ, Муезерский район) (www.zakupki.gov.ru, номер в ЕИС N31806316563, номер закупки 237578), в отсутствие представителей сторон (после перерыва в заседании комиссии),
до объявления перерыва с участием представителей:
- ООО "МСА" - *** (доверенности в материалах дела);
- ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" - *** (доверенности в материалах дела),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции", уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения (N04-45/21-2018/1398 от 16.04.2018) направлено Заявителю и Организатору торгов по электронной почте. Рассмотрение жалобы назначено на 24.04.2018 в 15:00, состоялось в указанное время.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации на основании части 14.1 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Карельского УФАС России объявила перерыв в рассмотрении настоящей жалобы до 16.00 25.04.2018.
По мнению Заявителя, Организатором торгов грубо нарушены нормы действующего законодательства - положения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и нормативно-правовые акты в области обращения с отходами.
ООО "МСА" полагает, что Организатором торгов некорректно произведен расчет начальной (максимальной) цены оказания услуги, цена услуги является монопольно низкой, в чем Заявитель усматривает нарушение статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Также ООО "МСА" оспаривает отдельные положения проекта договора на оказание услуг по транспортировке ТКО.
Помимо этого, Общество выражает несогласие с порядком формирования лотов при проведении обжалуемого аукциона. ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" объединил в один лот два района (Костомукшский городской округ и Муезерский район), что изначально ставит Общество, как потенциального исполнителя, в заведомо неравные условия при участии в торгах; при этом, по остальным районам Республики Карелия Региональным оператором объявлены отдельные лоты (1 муниципальный район=1 лот).
Дополнительно Общество отметило, что при подаче заявки на участие в аукционе оператор площадки установил плату за участие в торгах, минимальный размер которой составляет 7900 руб. с НДС.
Как указывает Заявитель, ООО "МСА" оказывает услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов в г.Костомукша с 2007 г., для этой цели был заключен договор аренды полигона (свалки) ПТБО г. Костомукша, закуплен и взят в аренду спецтранспорт, разработаны маршруты по вывозу отходов населения мусоровозами, получена Лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходов 1-IV класса опасности.
На протяжении всего времени работы ООО "МСА" актуализируются маршруты по вывозу отходов населения мусоровозами, благодаря чему в городе практически отсутствуют контейнерные площадки.
Письмом исх.N46 от 18.04.2018 ООО "МСА" представлены дополнения к заявлению (жалобе), в которых указывается, что Организатор торгов в нарушение части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе 15.04.2018 в 08:18 внес изменения в извещение о закупке и установил иные дату и время окончания срока подачи заявок - 16.04.2018 17:00.
Учитывая данные обстоятельства, ООО "МСА" просит выдать Организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений, либо об аннулировании закупки.
Письмом исх.N47 от 20.04.2018 (вх.N1901 от 20.04.2018) ООО "МСА" были представлены дополнительные пояснения к ранее направленному заявлению.
20.04.2018 от ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" поступили возражения на жалобу (вх.N1913 от 20.04.2018), в которых Общество обращает внимание, что оно, как хозяйствующий субъект, не подпадает под определение заказчика исходя из положений п.5-7 статьи 3 Закона о контрактной системе, соответственно, не является субъектом, деятельность которого регулируется указанным нормативно-правовым актом.
Правомерность формирования лотов Организатор торгов обосновывает ссылкой на пункт 9 Правил проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N1133.
При формировании лотов, территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории). При проведении торгов территория Республики Карелия - зона деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" - была разделена на 18 лотов.
Письмом исх.N68 от 23.04.2018 (вх.N1930 от 23.04.2018) ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" представило дополнительные пояснения, указало, что участникам закупки был предоставлен дополнительно 1 рабочий день для подачи заявок, что расширяет их возможности по участию в закупке. При этом изменения в извещение и документацию не вносились.
По запросу Комиссии Карельского УФАС России ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" представило (письмо вх.N1988 от 25.04.2018) обоснование включения в один лот двух муниципальных районов Республики Карелия, переписку с Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия, а также информацию об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия (Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N19 тариф утвержден в размере 538,03 рублей).
На рассмотрении жалобы представители ООО "МСА" поддержали доводы, изложенные в жалобе, указали, что Общество не заинтересовано участвовать в аукционе на объявленных Организатором торгов условиях, не исключают факт подачи заявки при условии объявления закупки только на один муниципальный район - Костомукшский городской округ.
Представители Общества неоднократно указывали на то, что Организатором торгов созданы преимущественные (неравные) условия осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории Республики Карелия (в одних районах закупка предполагает оказание услуг в одном районе, а в обжалуемом - на двух, с разным видом/способом сбора мусора). При этом пояснить, кому созданы такие условия затруднились.
Представители ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" обратили внимание, что условия оспариваемой закупки являются одинаковыми для всех участников, любой хозяйствующий субъект вправе подать заявку на участие в аукционе. Включение в один лот двух районов было обусловлено объективными обстоятельствами - отсутствием в Муезерском муниципальном районе лицензированного объекта размещения (захоронения) отходов и ближайшим нахождением такового на территории Костомукшского городского округа (расстояние от границ Муезерского муниципального района до полигона - 35 км.). Также указали, что при проведении аналогичной закупки в один лот были включены Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район. Условия проведения торгов, предусмотренные аукционной документацией, были согласованы с Министерством строительства, ЖКХ и энергетики РК в порядке, установленном п.п. 62-66 Правил.
Также представители ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" указали, что существующий в Костомукшском городском округе сбор отходов в мусоровозы противоречит требованиям действующего законодательства, устанавливающим обязанность размещения мусорных контейнеров (с дальнейшем - с сортировкой ТКО).
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.
В единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru, 30.03.2018 размещено извещение N31806316563 (номер закупки 237578) о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (Костомукшский городской округ, Муезерский район).
Заказчик - Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Карелия ООО "АВТОСПЕЦТРАНС", ул. Зайцева, д. 67а, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185031.
Срок оказания услуги: с 01.05.2018 до 31.12.2018 (включительно).
Срок действия договора: с момента подписания договора по 31.12.2018.
НМЦК - 27430125,41 руб., источник финансирования - собственные средства от коммерческой деятельности организации.
Заявки принимаются до 09:00 15.04.2018
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://www.rts-tender.ru.
Дата проведения аукциона - 18.04.2018.
16.04.2018 10:35 Заказчиком размещены (созданы - 16.04.2018 08:41) изменения в части окончания срока на подачу заявок и даты проведения аукциона, согласно которым прием заявок продлен до 17:00 16.04.2018, дата проведения аукциона - 19.04.2018.
16.04.2018 в ЕИС размещен Протокол рассмотрения заявок N 31806316563-01, согласно которому аукцион признан несостоявшимся, причина - на участие в аукционе поступила только одна заявка (ООО "АктивПро", ИНН:1006008576 КПП:100601001), которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе, участник закупки, подавший единственную заявку, также признан соответствующим требованиям, установленным документацией об аукционе и законодательством.
Изучив доводы представителей Заявителя и Организатора торгов, а также представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов.
Порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентирован Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N1133 "Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТБО для регионального оператора" (далее - Правила).
Согласно указанному нормативно-правовому акту, торги, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, с 1 января 2018 года проходят в электронной форме.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу п. "и" статьи 5 Правил при проведении аукциона на организатора не распространяются положения Федерального закона, регламентирующие контроль в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися.
Учитывая изложенное, жалоба (заявление) ООО "МСА" была принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
При этом, в рамках рассмотрения жалобы ООО "МСА", Комиссией Карельского УФАС России не дается оценка доводу Заявителя о формировании начальной (максимальной) цены, установлении монопольно низкой цены, основанной на неверном (необоснованном) экономическом расчете, а также доводу о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных законом).
Поскольку в указанных действиях хозяйствующего субъекта - ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" Заявитель усматривает признаки нарушения статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", обращение в данной части будет рассмотрено Карельским УФАС России (отделом антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы) в порядке, предусмотренном главой 9 ФЗ "О защите конкуренции" (статья 44).
В отношении остальных доводов Заявителя Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.
1. Порядок формирования лотов регламентирован пунктом 9 Правил; предусматривает, что услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).
Зоной деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" является территория Республики Карелия, которая была разделена на 18 лотов.
Таким образом, Организатором закупки соблюдено требование пункта 9 Правил о порядке формирования лотов.
Более того, ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" в материалы жалобы представлено обоснование формирования обжалуемого лота, в состав которого включено два муниципальных района.
Как указал Региональный оператор, в соответствии с Государственным реестром объектов размещения отходов (ГРОРО) на территории Муезерского района отсутствуют лицензированные объекты размещения (захоронения) отходов. Соответственно, в настоящее время образующиеся на территории Муезерского района отходы размещаются с нарушением Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
При формировании лотов, в том числе объединении в один лот территорий Костомукшского городского округа и Муезерского муниципального района, ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" руководствовалось требованиями указанных законодательных актов, а также, экономической целесообразностью. Основной долей себестоимости перевозки твердых коммунальных отходов является логистическая составляющая. Ближайший лицензированный объект размещения (захоронения) отходов находится на территории Костомукшкого городского округа - объект захоронения отходов, зарегистрированный в ГРОРО, расположенный в 122 квартале Ладвозерского лесничества, кадастровый N участка 10:04:01 03 12 (с координатами 64,596616 30,703200). Расстояние от границ Муезерского муниципального района до указанного полигона составляет 35 км. (для сравнения, расстояние до другого ближайшего объекта размещения отходов, находящегося на территории Сегежского муниципального района, - более 90 км.).
Условия проведения торгов, предусмотренные аукционной документацией, были согласованы Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в порядке, предусмотренном п.п. 62-66 Правил (письмо от 28.03.2018 исх.N45/2/05.1-06/МСЖКХиЭ-и).
2. Пунктом 2 Правил установлен запрет на взимание с участников торгов платы за участие в торгах.
Правила содержат положение о соответствии требованиям Закона о контрактной системе только и исключительно порядка проведения торгов, сам же заказчик ООО "АВТОСПЕТРАНС", не является участником бюджетного процесса и не является заказчиком в соответствии с положениям статьи 3 Закона о контрактной системе, а именно, - не является государственным, муниципальным заказчиком и заказчиком бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, определение которых даны в пунктах 5, 6 и 7 статьи 3 соответственно.
Порядок регистрации заказчиков в единой информационной системе в разделе закупок, осуществляемых в рамках Закона о контрактной системе, установлен Приказом Федерального Казначейства от 30.12.2015, который в настоящий момент не содержит код и полномочия организации - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ввиду указанных обстоятельств, регистрация ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" в единой информационной системе была осуществлена в соответствии с Разделом V указанного приказа, как заказчика, осуществляющего закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ), что не привело к нарушению принципа размещения закупок в единой информационной системе на едином сайте http://zakupki.gov.ru.
Для соответствия порядку проведения аукционов в электронной форме была выбрана площадка ООО "РТС-тендер", которая является одной из отобранных Правительством РФ площадок для проведения закупок в рамках Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" было зарегистрировано в единой информационной системе в разделе заказчиков по Закону N223-ФЗ, регистрация ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" на указанной электронной площадке была проведена также в разделе закупок по Закону N223-ФЗ.
При этом, все отобранные Правительством РФ электронные площадки по Закону о контрактной системе взимают плату с участников закупок, осуществляемых в разделе закупок по Закону N223 - ФЗ.
Таким образом, требование о взимании платы с участников торгов вызвано объективными причинами, не связано с положениями аукционной документации ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" и является политикой электронных торговых площадок.
ООО "МСА" не являлось участником торгов, факт неподачи заявки на участие в торгах не связывало с указанным обстоятельством. При этом от реальных участников закупок, проводимых Региональным оператором, жалоб в Карельское УФАС России не поступало.
3. В части изменения срока на подачу заявок и даты проведения аукциона Комиссия Карельского УФАС России учитывала следующее.
Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Карельского УФАС России не осуществляет контроль в сфере закупок, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что изначально в извещении было указано, что заявки на участие в аукционе принимаются до 09:00 15.04.2018. Дата проведения аукциона была назначена на 18.04.2018.
16.04.2018 10:35 Заказчиком размещены (созданы - 16.04.2018 08:41) изменения в части окончания срока на подачу заявок и даты проведения аукциона, согласно которым прием заявок продлен до 17:00 16.04.2018, дата проведения аукциона - 19.04.2018.
При этом, в извещение и документацию об аукционе не вносились какие-либо иные изменения, что не оспаривается Заявителем.
При указанных обстоятельствах, увеличение срока на подачу заявок (фактически два дня - 15.04.2018 и 16.04.2018) не привело к ограничению конкуренции, сужению круга потенциальных участников торгов, а напротив, предоставило последним дополнительное время для принятия решения об участии в торгах и подаче заявки.
Указанные обстоятельства не могут служить основанием для выдачи Организатору торгов предписания об аннулировании закупки, внесению изменений в документацию об аукционе.
При рассмотрении настоящей жалобы Комиссия Карельского УФАС России также учитывала следующее.
Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате не соблюдения порядка организации и проведения торгов.
ООО "МСА" не являлось участником закупки, не мотивировало каким образом его права и законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, не смогло пояснить кому из хозяйствующих субъектов ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" были созданы преимущественные условия участия в аукционе. Несмотря на увеличение срока на подачу заявок решение о принятии участия в торгах не приняло. Более того, на рассмотрении жалобы представители Заявителя указали, что ООО "МСА" не готово участвовать в торгах при включении в один лот двух муниципальных районов.
Вместе с тем, при формировании лотов Организатор торгов должен руководствоваться исключительно требованиями действующего законодательства (в частности, пунктом 9 Правил), а не экономическими интересами конкретного хозяйствующего субъекта, ранее оказывающего аналогичные (схожие) услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов.
Обжалуемая закупка проводилась для неограниченного количества участников, имеющих намерение оказывать соответствующие услуги. Условия и требования, указанные в документации об аукционе являлись одинаковыми (равными) для всех заинтересованных лиц.
Подача заявки ООО "АктивПро" на участие в обжалуемых торгах свидетельствует о заинтересованности и готовности данного хозяйствующего субъекта в оказании услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов на предложенных Организатором торгов условиях (в том числе в части обслуживания двух муниципальных районов).
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Карельского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МСА" (вх.N1778 от 13.04.2018) на действия Заказчика - ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" при проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов (Костомукшский городской округ, Муезерский район) (www.zakupki.gov.ru, номер в ЕИС N31806316563, номер закупки 237578) необоснованной.
|
Заместитель председателя Комиссии |
_______________ |
|
|||
|
Члены Комиссии |
_______________ |
|
|||
|
______________
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.контроль
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 27 апреля 2018 г. N 04-45/21-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.04.2018