Дата оглашения решения: 25 апреля 2018 года город Иваново
Дата изготовления решения: 26 апреля 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: <...>;
членов Комиссии: <...>
в присутствии представителей АО "Объединенные электрические сети" (далее - Заказчик): <...>,
ООО "АктивПроект" (далее - Заявитель, Общество): <...>,
УСТАНОВИЛА:
16.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "АктивПроект" на действия АО "Объединенные электрические сети" при проведении запроса предложений на право заключения рамочного договора на выполнение контрольных геодезических съемок на вновь построенные объекты электросетевого хозяйства при технологических присоединениях потребителей для собственных нужд АО "Объединенные электрические сети" (извещение N31806355267).
Согласно первому доводу жалобы в извещении и документации о закупке не указано место проведения работ, отсутствует перечень объектов обследования, а также не обозначены объемы работ. Таким образом, по мнению Заявителя, в извещении и в документации о закупке отсутствуют обязательные предусмотренные законодательством сведения, без которых участник закупки не может сформировать корректные ценовое и техническое предложения для выполнения работ.
Также Общество указывает, что в документации о закупке и проекте договора не указано, что услуга предоставляется по заявкам Заказчика и они будут сформированы позднее, по мере их поступления. Кроме того, Обществу непонятно, какую стоимость необходимо указывать в своем ценовом предложении - на весь комплекс работ или на стоимость выполнения работ по одному объекту (заявке). Вместе с тем, не зная протяженности вновь построенных объектов электросетевого хозяйства при технологических присоединениях потребителей, невозможно объективно оценить объем работ и, соответственно, дать свое ценовое предложение. По мнению Общества, в документации о закупке должны быть установлены максимально возможные протяженности объектов, подлежащих геодезической съемке.
В соответствии со вторым доводом жалобы ООО "АктивПроект" 12.04.2018 направило запрос на разъяснение положений документации о закупке по проведению аукциона в электронной форме. По состоянию на 13.04.2018 ответ не поступил. Кроме того, после ознакомления с запросом на разъяснение документации о закупке от 12.04.2018, Заказчик не разместил ответ на указанный запрос разъяснений положений документации о закупке в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России второй довод жалобы был отозван представителем Заявителя.
Согласно ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России приняла решение второй довод жалобы по существу не рассматривать.
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что АО "Объединенные электрические сети" не согласно с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Объединенные электрические сети" (ред. N6), утвержденным единственным акционером АО "Объединенные электрические сети" - ООО "БизнесПроект" Решение N48 от 20.03.2018 (далее - Положение).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона о закупках.
10.04.2018 в ЕИС было размещено извещение N31806355267 о проведении запроса предложений на право заключения рамочного договора на выполнение контрольных геодезических съемок на вновь построенные объекты электросетевого хозяйства при технологических присоединениях потребителей для собственных нужд АО "Объединенные электрические сети".
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В п. 5.2.2, 5.2.5 Положения указано, что Заказчик при осуществлении закупок вправе использовать запрос предложений или запрос котировок при закупке товаров, работ, услуг, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 1 (один) миллион рублей без учета НДС в квартал, а также закупку на право заключения рамочного договора с одним либо несколькими участниками закупки.
Вместе с тем, в п. 5.4 Положения указано, что в случае если на момент проведения закупки Заказчик не может определить объемы и (или) сроки поставки продукции (выполнения работ/оказания услуг) возможно проведение открытой конкурентной закупочной процедуры на право заключения рамочного договора (конкурса либо запроса предложений) с одним или несколькими участниками. В случае, если в результате указанной конкурсной процедуры ее победителями признаны несколько участников, то в последствии среди них проводятся дополнительные закупочные процедуры (запросы предложений, запросы цен) в целях удовлетворения возникающих в течение срока действия рамочных соглашений потребностей в продукции. При этом проведение последующих закупочных процедур возможно без соблюдения ограничений по стоимости, установленных Положением о закупках товаров, работ, услуг для запроса предложений и запроса цен соответственно.
Понятие рамочного договора раскрывается в ч. 1, 2 ст. 429.1 ГК РФ, а именно: рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства. Данная статья введена Федеральным законом от 08.03.2015 N42-ФЗ.
В силу ч. 8 ст. 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
В извещении о проведении рассматриваемой закупки указано следующее:
Предмет закупки: право заключения рамочного договора на выполнение контрольных геодезических съемок на вновь построенные объекты электросетевого хозяйства при технологических присоединениях потребителей для собственных нужд АО "Объединенные электрические сети".
Начальная (максимальная) цена договора: 990 000 (девятьсот девяносто тысяч) руб. 00 коп. с НДС.
- Валюта: Российский рубль;
- Классификация по ОКДП-2: 71.12;
- Классификация по ОКВЭД-2: 71.12.41;
- Единица измерения: шт.;
- Количество (объем) товаров, работ и услуг: 1;
Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Ивановская область.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что на сегодняшний день АО "Объединенные электрические сети" не располагает полной информацией о количестве, наименовании, протяженности, технических характеристиках объектов электросетевого хозяйства, которые будут построены в 2018 году в рамках технологического присоединения потребителей, поскольку заявки на технологическое присоединение к сетям Заказчика поступают постоянно в течение всего календарного года. Соответственно, строительство объектов сетевого хозяйства также осуществляется в течение всего календарного года.
В соответствии с извещением о проведении указанного запроса предложений и документацией о закупке местом выполнения работ является Ивановская область, поскольку расположенные в Ивановской области электросетевые объекты находятся в зоне ответственности АО "Объединенные электрические сети". Учитывая, что заявки на технологическое присоединение от физических и юридических лиц Ивановской области поступают в течение года, на дату объявления закупки более точное место определить невозможно, как и объем выполняемых работ.
Вместе с тем, в извещении указана начальная (максимальная) цена договора - 990 000 рублей, которая не может быть превышена при заключении договоров по результатам указанной закупки.
Действительно, без сведений об объеме выполняемых работ на дату объявления закупки установить конкретную цену не представляется возможным, что объясняется и спецификой требуемых для выполнения работ, и особенностями рамочного соглашения.
Примерную стоимость единицы выполняемой работы возможно определить после поступления соответствующей заявки потребителей на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства АО "Объединенные электрические сети", и подписания исполнителем по контракту договора о выполнении работ на конкретный объект.
Кроме того, в пп. 1.3 п. 3.1 раздела 3 "Проекты договоров" документации о закупке указано, что подрядчик обязуется в течение периода, установленного в п. 1.1. договора, заключать договоры подряда по объектам строительства. Цены, которые заявит подрядчик в договорах подряда, должны быть посчитаны по федеральным единичным расценкам, но не должны превышать указанных предельных планируемых сумм закупок.
Таким образом, лица, заинтересованные в участии в закупке, и которые, в соответствии с требованиями к участникам закупки, должны иметь соответствующие разрешающие документы на выполнение видов работ в рамках договора, являются профессиональными участниками соответствующего рынка, имели возможность ознакомиться с порядком определения цены в дальнейшем.
Рамочное соглашение фактически представляет собой соглашение о намерениях сторон заключить договор на выполнение определенных работ на согласованных в дальнейшем условиях (уточненный вид и объем работ, цена, место их исполнения и прочие существенные условия). Соответственно, рамочное соглашение не налагает на стороны такого договора никаких финансовых и юридических обязательств. Вместе с тем, освобождает от необходимости согласовывать определенные условия, по поводу которых они уже достигли соглашения, а именно выполнение в дальнейшем работ конкретного вида работ в пределах определенной территории, периода и стоимости.
Условия о точной стоимости, точных адресах предстоящих работ законодатель позволяет сторонам рамочного договора оставить открытыми.
В п. 2.3 ч. 2 "Техническое задание" документации о закупке указано, что целью и задачей выполнения работ является комплекс работ по выполнению контрольных геодезических съемок на вновь построенные объекты электросетевого хозяйства при технологических присоединениях потребителей для собственных нужд АО "Объединенные электрические сети" (воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции), расположенные на территории Ивановской области, обеспечивающих подготовку контрольных геодезических съемок для их дальнейшей передачи в орган местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 17.06.2015 г. N277-п "Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Порядок).
П. 17 Порядка предусмотрено, что лицо, осуществляющее размещение объекта, не позднее 45 дней по завершении производства работ выполняет контрольную геодезическую съемку размещенного объекта и один экземпляр на бумажном и электронном носителе безвозмездно передает в орган местного самоуправления для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Таким образом, рамочные соглашения, содержащие условие о заключении договоров по результатам закупок, проводимых способом запроса цен, позволяют сократить сроки проведения закупок необходимых видов работ, поскольку запросы цен в соответствии с требованиями Положения проводятся среди лиц, с которыми заключены рамочные соглашения.
В связи с чем, учитывая особенности рамочных договоров, а также предмет рамочного соглашения, извещение о проведении закупки отражает всю необходимую и возможную для представления Заказчиком информацию о виде, месте выполнения и предельной цене работ, что соответствует требованиям ч. 9 ст. 4 Закона о закупках.
Относительно довода ООО "АктивПроект" о том, что Обществу непонятно, какую стоимость необходимо указывать в своем ценовом предложении - на весь комплекс работ или на стоимость выполнения работ по одному объекту (заявке), Комиссия Ивановского УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с п. 4.4.1 "Общие требования к заявке" документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя, в том числе письмо о подаче оферты по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в документации о закупке (подраздел 5.1) и расчет стоимости выполнения работ, подготовленные в соответствии с требованиями, приведенными в п. 4.5.4 документации о закупке.
В п. 5.1.1 "Форма письма о подаче оферты" документации о закупке указано, что в данной форме участниками закупки должна представляться итоговая стоимость заявки.
Согласно п. 4.5.4 "Требования к расчету стоимости выполнения работ" документации о закупке участник в составе заявки должен предоставить расчет стоимости выполнения работ, обосновывающий заявленную в заявке стоимость.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что указанный расчет должен содержать произведение усредненной стоимости выполнения работ по одному объекту (исходя из опыта участника закупки по выполнению соответствующих работ) на целое количество объектов, при том, указанное произведение не должно превышать начальную (максимальную) цену договора.
Итоговая стоимость заявки, указываемая участниками закупки в письме о подаче оферты, будет являться значением данного рассчитанного произведения.
Таким образом, цену за единицу работы и цену заявки, исходя из положений документации о закупке, необходимо указывать в различных разделах заявки на участие в данном запросе предложений. В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушения положений Закона о закупках.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 6 Закона о закупках, ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АктивПроект" на действия АО "Объединенные электрические сети" при проведении запроса предложений на право заключения рамочного договора на выполнение контрольных геодезических съемок на вновь построенные объекты электросетевого хозяйства при технологических присоединениях потребителей для собственных нужд АО "Объединенные электрические сети" (извещение N31806355267) необоснованной.
2. Второй довод, изложенный в жалобе, по существу не рассматривать на основании ч. 13 ст. 3 Закона о закупках в связи с отзывом Заявителем указанного довода на заседании Комиссии Ивановского УФАС России.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии Ивановского УФАС России <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 апреля 2018 г. N 07-16/2018-006
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2018