Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 16 апреля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>"; |
Членов Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>"; |
|
"<_>" |
- |
"<_>", |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО НПФ "ГАМАС" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области (извещение N 0169500000118000001) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителей Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области (далее -заказчик) "<_>", действующих на основании доверенностей б/н от 01.09.2017, 26.12.2017.
Заявитель о времени и месте заседания Комиссии извещен, не явился, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.03.2018 поступила жалоба ООО НПФ "ГАМАС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области (извещение N 0169500000118000001) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам изменения извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Государственным комитетом охраны объектов культурного наследия Челябинской области на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 27.03.2018 в 17:26.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области - 846 922,89 рубля.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0169500000118000001 от 05.04.2018.
Протокол проведения электронного аукциона от 09.04.2018.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0169500000118000001 от 12.04.2018.
На дату заседания Комиссии контракт не заключен.
Как следует из жалобы ООО НПФ "ГАМАС", в нарушение положений Закона о контрактной системе заказчиком не установлены требования к участникам закупки: о наличии лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; о наличии в штате участников закупки -юридических лиц не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность (членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров).
В обоснование своих доводов заявитель указывает, что согласно техническому заданию, в состав работ входит разработка проектной документации, проведение государственной историко-культурной экспертизы и комплекс кадастровых работ и к каждому виду работ предъявляются свои требования в соответствии с действующим законодательством.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что работы, которые должны быть выполнены в рамках исполнения контракта, не относятся к видам работ, на которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", требуется наличие лицензии. Наличие лицензии ФСБ также не требуется, поскольку в ходе выполнения работ сведения, составляющие государственную тайну исполнителю не передаются.
Заказчиком установлено требование о привлечении исполнителем кадастровых инженеров для передачи XML-документов, подготовленных с использованием XML-схем. Необходимость привлечения к выполнению кадастровых работ подрядной организации либо физического лица обусловлена установленными требованиями к качеству работ.
Считают жалобу заявителя необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N 0169500000118000001 определен объект закупки - выполнение работ по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия и проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области (г. Челябинск).
Согласно пункту 8 информационной карты документации об аукционе наименование и описание объекта закупки, объем выполняемых работ указаны в Приложении N 1 к информационной карте документации о проведении электронного аукциона "Техническое задание".
Из содержания технического задания следует, что целями и задачами работы являются:
1) Разработка на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных (далее - историко-культурные исследования) и данных государственного кадастра недвижимости проектов зон охраны объектов культурного наследия с определением режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах указанных зон, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия в их исторической среде, для их последующего утверждения в установленном порядке.
2) Проведение за счет средств, предусмотренных данным контрактом, государственной историко-культурной экспертизы (далее - экспертиза) проектов зон охраны и приведение материалов проектов в соответствие с результатами экспертизы.
3) Составление перечня координат характерных точек границ зон охраны объектов культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
4) Cоставление XML-схем (TerritoryToGKN), используемых для формирования XML-документов, содержащих описание местоположения границ зон охраны объектов культурного наследия при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Техническим заданием установлены: наименование, категория и местоположение объектов культурного наследия; основание для выполнения работ; место выполнения работ (границы проектирования); требования к выполнению работ; срок выполнения работ; требования к выполнению работ; требования к экспертам; наименование и состав проекта; требования к заключению (акту) экспертизы; требования к предоставляемой документации; исходные данные, собираемые исполнителем; исходные данные, предоставляемые заказчиком, требования к качеству выполнения работ; гарантийный срок; перечень передаваемой государственному заказчику отчетной документации.
Из содержания пункта 18 информационной карты документации об аукционе следует, что требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, не установлены.
1.1. По мнению заявителя, установленное заказчиком в техническом задании требование к выполнению работ о том, что проектные материалы выполняются на современной топографической карте (генеральном плане) в границах проектирования и должны отражать существующую градостроительную ситуацию в зоне проектирования, с учетом условия, согласно которому картографическая основа (топографическая съемка, выкопировка из генерального плана), полученная в уполномоченном органе (администрации города Челябинска) является исходными данными, собираемыми исполнителем, свидетельствует о неправомерном неустановлении заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Заявителем указано следующее.
В содержание генерального плана, в соответствие с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), включены:1) положение о территориальном планировании; 2) карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карта функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Пунктом 13 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий.
Пунктом 42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих отнесены к сведениям, отнесенным к государственной тайне.
Поскольку численность населения в городе Челябинске составляет более одного миллиона человек, ООО НПФ "ГАМАС" считает, что при работе с картографической основой города Челябинска исполнитель должен иметь лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Представитель заказчика пояснил, что в соответствии с условиями технического задания документации об аукционе генеральный план в полном объеме исполнителю передаваться не будет, а на осуществление деятельности с выкопировкой из генерального плана лицензия на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну не требуется, так как в выкопировке сведения, составляющие государственную тайну, не содержатся.
Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Ссылка заявителя на положение ГрК РФ несостоятельна, поскольку приведенные требования градостроительного законодательства установлены для подготовки генерального плана, что не является объектом рассматриваемой закупки.
Содержанием документации об аукционе также не подтверждается довод о том, что сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек, составляющие государственную тайну, будут передаваться исполнителю по контракту, что в свою очередь влечет обязанность заказчика установить требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, из содержания извещения, документации об аукционе не следует, что в ходе исполнения контракта исполнителю будут передаваться сведения, составляющие государственную тайну, довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.
1.2. Заявитель считает, что заказчику необходимо было установить требование о наличии у участника закупки - юридического лица в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность заявитель; либо, что участником закупки может выступать индивидуальный предприниматель, являющийся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, поскольку техническим заданием установлено требование, как, например, комплекс кадастровых работ должен выполняться в местной системе координат (г. Челябинск) с переводом планово-картографических данных зон охраны объектов культурного наследия в *.xml формат для последующего предоставления в орган Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Приказом Росреестра от 01.08.2014 г. N П/369 "О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде".
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что составление XML-схем (TerritoryToGKN), используемых для формирования XML-документов, содержащих описание местоположения границ зон охраны объектов культурного наследия при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, передача XML-документов, подготовленных с использованием XML-схем может осуществляться кадастровым инженером. Однако в требуемых к выполнению работах деятельность кадастрового инженера составляет небольшую часть.
Учитывая положения части 1 статьи 706 ГК РФ, согласно которым подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность выполнить предусмотренную в договоре работу лично, исполнитель по контракту для выполнения необходимых работ может привлечь соисполнителей. О чем свидетельствует положение, согласно которому передачу XML-документов, подготовленных с использованием XML-схем, в орган кадастрового учета осуществляет государственный заказчик в сопровождении кадастровых инженеров, привлеченных исполнителем.
Необходимо отметить, что заявитель на заседании Комиссии не присутствовал, письменных пояснений, доказательств невозможности выполнения предусмотренных контрактом работ без наличия лицензий, кадастровых инженеров в штате исполнителя, не представил.
Вместе с тем, при вынесении решения и предписания антимонопольный орган принимает во внимание, что на участие в закупке подано 6 заявок, четверо участников закупки из шести приняли участие в аукционе, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 29,55%, при этом не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке.
Довод заявителя не доказан, не обоснован.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из пункта 21 информационной карты документации об аукционе дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе "28" марта 2018 г. Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе "01" апреля 2018 г. включительно*.
*ГК Статья 193. Окончание срока в нерабочий день. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Поскольку дата и время размещения изменений извещения 27.03.2018 17:26, дата и время окончания подачи заявок 05.04.2018 09:00, заказчиком даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе указана в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что допущенное нарушение не повлияло на результаты проведенного электронного аукциона, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПФ "ГАМАС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области (извещение N 0169500000118000001) не нашедшей подтверждения, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 апреля 2018 г. N 220-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.04.2018