Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГК "Автодор" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении подрядных работ на объекте: "Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань. "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе "Нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке МКАД - км 60 (обходы г. Балашиха, Ногинск), Московская область". I этап строительства. Подготовка территории строительства" (торги с привлечением к исполнению Договора субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) (реестровый N 31705957761) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Жалоба предъявлена со ссылками на ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и мотивирована несогласием Заявителя с оценкой его заявки по подкритерию "Наличие у Участника Конкурса опыта (в стоимостном выражении) выполнения работ и/или оказания услуг по строительному контролю, и/или техническому надзору, и/или контролю качества при строительстве и/или переустройстве и/или реконструкции, и/или капитальном ремонте, и/или ремонте инженерных коммуникаций (независимо от статуса подрядчика при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи Конкурсных заявок".
Представитель Заказчика по жалобе возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных приведенной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований упомянутого Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с данным Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных ч. 8.1 приведенной статьи, ч. 5 ст. 8 названного закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Жалоба содержит доводы о нарушении установленного в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок.
Таким образом, жалоба отвечает п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592 и от 02.10.2017 по делу N 309-КГ17-7502 к порядку рассмотрения жалоб, поданных после 01.01.2018, применяются с учетом изменений законодательства в части уточнения перечня случаев обжалования.
Срок, установленный ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, заявителем не пропущен.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей сторон, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Заказчиком 27.12.2017 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Конкурса. Начальная (максимальная) цена договора - 186 493 220,00 руб. Дата окончания подачи заявок - 17.01.2018.
В соответствии с протоколом открытия доступа к поданным Конкурсным заявкам от 17.01.2018 N 31705957761-01 на участие в Конкурсе подано 4 (четыре) заявки, в том числе заявка от Заявителя.
Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам по вопросу рассмотрения Конкурсных заявок от 06.02.2018 N 31705957761-02 заявка Заявителя допущена до участия в Конкурсе.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по закупкам по вопросу оценки и сопоставления Конкурсных заявок от 09.02.2018 N 31705957761-03 принято решение о присвоении заявке Заявителя второго порядкового номера по итогам Конкурса. Заявке заявителя по подкритерию оценки "Наличие у Участника Конкурса опыта (в стоимостном выражении) выполнения работ и/или оказания услуг по строительному контролю, и/или техническому надзору, и/или контролю качества при строительстве и/или переустройстве и/или реконструкции, и/или капитальном ремонте, и/или ремонте инженерных коммуникаций (независимо от статуса подрядчика при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи Конкурсных заявок" присуждено 0 баллов.
Комиссией установлено, что Заказчиком, во исполнение требований пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в Конкурсной документации утверждены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников.
Так, одним из подкритериев оценки критерия "Квалификация Участника Конкурса" является "Наличие у Участника Конкурса опыта (в стоимостном выражении) выполнения работ и/или оказания услуг по строительному контролю, и/или техническому надзору, и/или контролю качества при строительстве и/или переустройстве и/или реконструкции, и/или капитальном ремонте, и/или ремонте инженерных коммуникаций (независимо от статуса подрядчика при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи Конкурсных заявок".
Максимальное число баллов по данному подкритерию равно 50, расчет баллов заявки на участие в Конкурсе по данному подкритерию осуществляется по формуле, указанной в пункте 3.6 Конкурсной документации.
Конкурсной документацией утверждены документы и сведения, служащие для расчета данного покритерия, а именно:
Копии Договоров на выполнение работ и/или оказание услуг.
Копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) и/или копии актов сдачи-приёмки оказанных услуг и/или выполненных работ.
Вместо копий документов, указанных в пункте 2 возможно представление копий иных документов, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подтверждающих стоимость выполненных работ и/или оказанных услуг и факты приемки работ и/или услуг Заказчиками.
Для иностранных лиц - вместо копий документов, указанных в пунктах 2-3, возможно предоставление копий иных документов, подтверждающих стоимость выполненных работ и факты приемки работ Заказчиками.
Анкета Участника Закупки, заполненная по форме таблицы N1 Приложения N 4 к Конкурсной документации.
При этом, в соответствии со сноской 8 к данному перечню в случае если предметом договора, предоставляемого участником закупки для расчета подкритерия, является комплекс работ и/или услуг, частью которого являются работы и/или услуги, опыт выполнения/оказания которых оценивается подкритерием, указанным в соответствующем пункте таблицы и содержащим ссылку на настоящее примечание, Участник Закупки обязан предоставить разбивку по стоимости работ и/или услуг по договору в виде приложения к договору и/или отдельным документом, который подписали стороны по такому договору. В случае непредоставления разбивки по стоимости работ и/или услуг, являющихся предметом оценки, договор не будет принят к расчету по подкритерию.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки предоставлены документы в отношении 30 (тридцати) государственных контрактов, заключенных между ним и Министерством обороны Российской Федерации. Предметами указанных государственных контрактов является оказание услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации по организации проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения строек или объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Как Заявителем указано в жалобе, форма государственного контракта является типовой и утверждена Министерством обороны Российской Федерации .
Перечень услуг, оказываемых в рамках государственных контрактов предусматривает:
организацию и планирование перспективного проектирования и строительства объектов для нужд Министерства обороны Российской Федерации, по заданиям государственного заказчика;
организацию размещения заказов для государственных нужд в сфере проектирования, строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, капитального ремонта зданий (в том числе жилых домов), сооружений, инженерных сетей и инфраструктуры, а также выполнения монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строительством работ;
организацию обеспечения проектной документацией подлежащих строительству объектов Министерства обороны Российской Федерации, организацию проектных, изыскательских, природоохранных, строительных, монтажных, ремонтных и иных работ и определение порядка и условий строительства;
контроль и организацию исполнения указанных заказов, включая осуществление контроля и технического надзора за строительством объектов, указанных в приложении к государственному контракту;
организацию и обеспечение ведения пообъектного бухгалтерского и статистического учета.
В приложениях к государственным контрактам указаны также перечни объектов, в отношении которых оказываются услуги.
Вместе с тем, в государственных контрактах нет указания, какие именно услуги из указанного перечня оказываются в отношении каждого конкретного объекта, соответственно оказывается весь перечень услуг по каждому объекту. Государственным контрактом также не предусмотрено указание стоимости оказания услуг по каждому виду таких услуг из приведенного перечня.
В составе заявки представлены копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, в пункте "Исполнитель оказал следующие услуги в соответствии с государственным контрактом" которых указаны только шифры объектов и их наименование. Перечня услуг с указанием соответствующей стоимости по каждому виду услуг не приводится.
Необходимо отметить, что перечень контрольных мероприятий, осуществляемых при строительном контроле, указанный в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" не предусматривает оказание услуг, в том числе по организации и планированию перспективного проектирования и строительства объектов, организации размещения заказов для государственных нужд, организации обеспечения проектной документацией и иные услуги, которые предусмотрены государственными контрактами, наряду с контролем и техническим надзором за строительством объектов.
Исходя из представленных документов, Конкурсная комиссия сделала обоснованный вывод, что указанное в актах "Общая стоимость оказанных услуг составляет..." содержит в себе стоимость всех услуг, оказанных в соответствии с перечнем, установленным в государственных контрактах (включая, но не ограничиваясь, стоимость осуществления контроля и технического надзора за строительством объектов), без указания стоимости конкретно того вида услуг, которая учитывается при оценке по подкритерию "Наличие у Участника Конкурса опыта (в стоимостном выражении) выполнения работ и/или оказания услуг по строительному контролю, и/или техническому надзору, и/или контролю качества при строительстве и/или переустройстве и/или реконструкции, и/или капитальном ремонте, и/или ремонте инженерных коммуникаций (независимо от статуса подрядчика при исполнении договоров (генеральный подрядчик или субподрядчик)) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи Конкурсных заявок".
Какого-либо иного документа, который подписан сторонами государственных контрактов, предусматривающего разбивку стоимости услуг по видам с указанием стоимости услуг по строительному контролю, и/или техническому надзору, и/или контролю качества при строительстве и/или переустройстве и/или реконструкции, и/или капитальном ремонте, и/или ремонте инженерных коммуникаций в отношении каждого государственного контракта в составе заявки Заявителя не представлено.
Таким образом, при оценке и сопоставлении заявок Конкурсная комиссия приняла обоснованное решение о присвоении заявке Заявителя 0 баллов по вышеуказанному подкритерию, так как из представленных в составе заявки документов не представляется возможным определить стоимость оказания услуг, которая должна учитываться при расчете баллов по подкритерию в соответствии с условиями Конкурсной документации.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.
Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.02.2018 N НО/8846/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 февраля 2018 г. N 1-00-319/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2018