Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии:
представителей уполномоченного органа - отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области: <_>; <_>; <_>;
представителя ООО ТСК "Мегаполис": <_>;
рассмотрев жалобу ООО ТСК "Мегаполис" на действия муниципального заказчика - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченного органа - отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Общеобразовательная школа в с. Ямное Рамонского муниципального района Воронежской области" (реестровый номер торгов 0331300062018000046),
у с т а н о в и л а:
04.04.2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО ТСК "Мегаполис" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченного органа - отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Общеобразовательная школа в с. Ямное Рамонского муниципального района Воронежской области" (реестровый номер торгов 0331300062018000046) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, были нарушены его права и законные интересы вследствие: указания в документации об аукционе товарных знаков без возможности применения эквивалентов; указания характеристик видеокамеры соответствующей только видеокамере "Ай Тек ПРО ahd-df 2 mp apt"; указания ГОСТов единым списком; указания в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе символов и знаков допускающих двойственную трактовку; указания требования о предоставлении сведений о сертификации товара; указанием в документации об аукционе сроков оплаты работ не соответствующих этапам выполнения работ предусмотренных документацией об аукционе; установления в проекте контракта положений о возможности изменения условий контракта со стороны заказчика в части сроков оплаты выполненных работ.
Представители муниципального заказчика - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченного органа - отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
27.03.2018 г. уполномоченным органом - отделом имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок сети "Интернет", было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Общеобразовательная школа в с. Ямное Рамонского муниципального района Воронежской области" (реестровый номер торгов 0331300062018000046).
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В соответствии с п.3.5 "Конструктивные решения", п.3.6 "Инженерное и технологическое оборудование" технического задания документации об аукционе (реестровый номер 00331300062018000046) заказчиком указаны товарные знаки требуемых к использованию материалов, а именно радиаторы отопления REVOLUTION BIMETALL фирмы ROYAL THERMO; терморегуляторы Danfoss; оборудование механической системы вентиляции фирм NED, ВЕЗА и другие.
Изучив приложение "Сведения о качестве, технических характеристиках товара..." документации об аукционе, Комиссия установила, что заказчиком указано: "при указании в документации о закупке товарных знаков считать описание описание объекта с применением слов "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия нарушений в действиях муниципального заказчика - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченного органа - отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в части указания в техническом задании документации об аукционе товарных знаков не усматривает.
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.35 "Камера видеонаблюдения купольная" приложения "Сведения о качестве, технических характеристиках товара..." документации об электронном аукционе (техническое задание) указаны технические характеристики камеры видеонаблюдения, а именно матрица \x{00bd}.7Aptina AR0237; минимальная освещенность - цвет: 0,01 Лкс; Ч/б: 0,001 Лкс и другие.
Довод Заявителя о том, что заказчиком установлены требования к оборудованию соответствующие лишь одному товару (видеокамера) - "Ай Тек ПРО ahd-df 2 mp apt" также не находит своего подтверждения ввиду того, что аналогичными характеристиками обладает иное оборудование.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того, что требования установленные в технической части документации об аукционе соответствуют одному изделию определенного производителя и приводят к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя относительно характеристик камеры видеонаблюдения и соответствия ее товару одного производителя Комиссия считает необосованным.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с положениями инструкции к описанию объекта закупки наряду с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (приложениеN3) предусмотрено соответствие использование материалов и оборудования соответствующим ГОСТам.
Таким образом, довод Заявителя об указании в документации об аукционе перечня ГОСТов которым должны соответствовать применямые в процессе работ материалы, Комиссия считает необоснованным.
Согласно п.23 описания объекта закупки документации об аукционе предусмотрены технические характеристики "Изделия санитарные керамические (унитазы)"-покрыты белой; цветной глазурью, п.19 "Сталь горячекатанная для армирования"-периодического;гладкого профиля.
Изучив инструкцию по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в аукционе, Комиссия установила что заказчиком установлено следующее: "в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или",- участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений, указанных через данный символ".
Таким образом, вышеназванный довод Заявителя Комиссия считает необоснованным.
Согласно п.21 раздела 1.2 информационной карты документации об аукционе "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе" первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: а) согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Как следует из положений документации об аукционе, возражений муниципального заказчика и уполномоченного органа указание в первой части заявки участника сведений о сертификации товаров не является обязательным и заполнение графы "Сведений о сертификации" приложения N3 к документации об аукционе не является требованием документации об аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о предоставлении сведений о сертификации товаров также необоснован.
Согласно п.2 ч.3 ст.21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки об этапах оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с пп. и) п.1 требований к форме плана-графика закупок утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг" план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) представляет собой единый документ, форма которого включает в том числе сведения об этапах оплаты (суммы планируемых платежей) на текущий финансовый год, если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно (в случае, если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации либо в план-график закупок бюджетного, автономного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, государственного унитарного предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации, или муниципального унитарного предприятия, превышает срок, на который утверждается план-график закупок, указываются сумма по годам планового периода, а также общая сумма планируемых платежей за пределами планового периода).
Согласно сведений плана-графика закупок администрации Рамонского муниципального района Воронежской области на 2018 год по выполнению подрядных работ для муниципальных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Общеобразовательная школа в с. Ямное Рамонского муниципального района Воронежской области" предусмотрены планируемые платежи: всего-694 065 228, руб., сумма на 2018 год - 42143168, 65 руб., на 2019 год - 281 465 800, 00 руб., на 2020 год - 370 456 259,35 руб.
В соответствии с ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).
Методика составления указанных в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе графиков (далее - методика) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).
В настоящее время указанная методика разрабатывается Минстроем России.
В соответствии с частью 9 статьи 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем в том числе информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.
Согласно части 10 статьи 94 Закона о контрактной системе к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.
Учитывая изложенное, оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с положениями документации об аукционе подрядчик производит выполнение объмов работ в соответствии с контрактом. Приложением N2 к проекту контракта является "График исполнения обязательств по контракту".
Согласно графику исполнения обязательств по контракту установлены этапы выполнения работ по контракту и сроки выполнения работ. Так, часть работ (разработка рабочей документации, подготовительные работы, общестроительные работы) выполняются в период - с момента заключения контракта по 01.08.2018 г.; часть работ относительно общестроительных работ предусмотрена в период с 01.05.2019 г. по 01.10.2019 г.; следующим этапом работы выполняются в период 01.04.2020 г. по 01.08.2020 г.
В соответствии с положениями документации об аукционе заказчик производит оплату за выполненные объемы работ в соответствии с контрактом. Приложением N3 к проекту контракта является "График оплаты выполненных работ по контракту".
Согласно графику оплаты выполненных работ по контракту установлены сроки оплаты работ по контракту, а именно работы относительно разработки рабочей документации оплачиваются в течении 30 дней. Оплата иных этапов выполнения работ предусмотрена до 01.09.2020 г.
Таким образом, установив в проекте контракта условие об оплате работ не соответствующее этапам выполнения работ предусмотренных контрактом, муниципальным заказчиком - администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченным органом - отделом имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области допущены нарушения ч.13.1 ст.34, ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2.2, п.2.8 проекта муниципального контракта установлено, что муниципальный заказчик вправе осуществить оплату работ подрядчика в более поздние сроки о чем письменно уведомляет подрядчика, а также при уменьшении в 2018 г и последующих годах бюджетных ассигнований на оплату выполненных работ, оплата будет произведена в 2019 г и последующих годах...До доведения муниципальному заказчику необходимого объема бюджетных ассигнований приемка выполненных работ приостанавливается.
Таким образом, установив условия об изменении порядка оплаты работ по контракту в одностороннем порядке со стороны муниципального заказчика муниципальным заказчиком - администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченным органом - отделом имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области допущены нарушения ч.1 ст.34, ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.1 ст.105 , ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО ТСК "Мегаполис" на действия муниципального заказчика - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченного органа - отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Общеобразовательная школа в с. Ямное Рамонского муниципального района Воронежской области" (реестровый номер торгов 0331300062018000046) обоснованной частично.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченного органа - отдела имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области нарушения ч.13.1 ст.34, ч.1 ст.34, ч.2 ст.34 ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе выразившиеся в установлении в проекте контракта условий об оплате работ не соответствующих этапам выполнения работ предусмотренных контрактом, а также в установлении условий об изменении порядка оплаты работ по контракту в одностороннем порядке со стороны муниципального заказчика.
3. Выдать муниципальному заказчику - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и уполномоченному органу - отделу имущественных и земельных отношений администрации Рамонского муниципального района Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 10.04.2018 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Член Комиссии Р.В. Колмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 апреля 2018 г. N 165-з
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.04.2018