Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<_> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<_> -начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
П<_> - специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N25 -ФАС22-Р/03-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Экспресс.Бийск" N 3 (606) от 31.01.2018 г. ненадлежащей рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствии заявителя,
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя - ИП Гончарук <_>. (ОГРНИП 314220426700050) (уведомлен надлежащим образом),
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя ООО "Экспресс-медиа" (ОГРН 1112204000721), (уведомлено надлежащим образом, направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие),
УСТАНОВИЛА:
12 февраля 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило обращение гражданина РФ (вхд. N181385 от 12.02.2018 г.) о распространении в газете "Экспресс.Бийск" N 3 (606) от 31.01.2018 г. ненадлежащей рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Антимонопольным органом в результате рассмотрения поступившего обращения установлено, что что в газете "Экспресс.Бийск" N 3 (606) от 31.01.2018 г. на странице 1 распространяется реклама следующего содержания: "Виндер, С нами уютно! Пластиковые окна, Балконы остекление и отделка Жалюзи, рулонные шторы Натяжные потолки, светильники Кредит и рассрочка без процентов! г.Бийск, пл. 9 Января, 6 т. (3854) 44-96-11 8 - 909-505-44-33"; на странице 4 распространяется реклама следующего содержания: "Виндер т.(3854) 44-96-11 8 - 909-505-44-33 г.Бийск, пл. 9 Января, 6 С нами уютно! Кредит и рассрочка Без процентов! Пластиковые окна, Балконы остекление и отделка" и "Виндер т.(3854) 44-96-11 8 - 909-505-44-33 г.Бийск, пл. 9 Января, 6 С нами уютно! Кредит и рассрочка Без процентов! Жалюзи, рулонные шторы"; на странице 5 реклама: "Виндер т.(3854) 44-96-11 8 - 909-505-44-33 г.Бийск, пл. 9 Января, 6 С нами уютно! Кредит и рассрочка Без процентов! Натяжные потолки, светильники".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы, в том числе, к финансовой услуге - кредит. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования выступает банковская услуга - кредит.
В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее.
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федерального законом "О банках и банковской деятельности".
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В рассматриваемой рекламе сведения о кредитных организациях, предоставляющих кредит, отсутствуют.
Согласно письменным пояснениям ИП Гончарук <_> (вхд.N183627 от 03.04.2018 г.) ИП Гончарук <_> "ВИНДЕР" осуществляет свою деятельность по системам продаж товаров (изделий ПВХ, пластиковые окна балконы остекление и отделка, натяжные потолки, жалюзи, рулонные шторы, светильники).
10 сентября 2014 года между ОАО "Альфа-Банк" и ИП Гончарук <_> был заключен договор N АП 22011225 о сотрудничестве с торговой организацией.
В соответствии с п.2 данного договора прописано "Настоящий договор устанавливает порядок взаимодействия Сторон при обслуживании Клиентов, приобретающих в Торговой точке Товар с оплатой за счет Кредита, предоставленного Клиенту Банком, а также порядок передачи в Банк документов Клиентов, оформленных при предоставлении Кредита".
В дополнение к настоящему договору ИП Гончарук <_> и ОАО "Альфа-Банк" заключили дополнительное соглашение б/н к Договору о сотрудничестве с торговой организацией от 10 сентября 2014 года NАП22011225 об общих условиях предоставления кредитов.
Также 23 октября 2014 года между ООО "Регион Бийск" и ИП Гончарук <_> заключен договор об организации системы продаж товаров физическим лицам N104. Согласно п.1 данного договора определяется взаимодействие и обязанности Сторон по организации системы продаж товаров ( изделия ПВХ, натяжные потолки) физическим лицам с целью улучшения качества обслуживания населения и получения прибыли Сторонами. Условия предоставления займов и кредитов физическим лицам.
Поскольку организация осуществляет продажу изделий из ПВХ и комплектующих, в рамках своей деятельности была организованна публикация рекламы в газете "Экспресс.Бийск", в связи с чем, ИП Гончарук <_> и ООО "Экспресс-медиа" был заключен договор N40/1 от 01 января 2018 года на размещение и распространение рекламы.
Согласно данному договору ИП Гончарук <_> именуется "Заказчик", ООО "Экспресс-медиа"- "Исполнитель".
Предметом данного договора является поручение "Заказчика"-"Исполнителю" обязательств по осуществлению деятельности по размещению рекламы в газете "Экспресс" и по распространению экземпляров данного издания.
Заказчик предоставляет исполнителю текстовые и фотоматериалы, соответствующие техническим требованиям Исполнителя, а также требованиям ФЗ "О рекламе".
ООО "Экспресс-медиа" сообщило, что допущенное нарушение было своевременно исправлено, представило экземпляр газеты "Экспресс.Бийск" N7 от 28.02.2018 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Гончарук <_> (ОГРНИП 314220426700050), рекламораспространителем - ООО "Экспресс-медиа" (ОГРН 1112204000721).
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения ИП Гончарук<_>, ООО "Экспресс-медиа" ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", что выражается в размещении и распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу распространенную в газете "Экспресс.Бийск" N 3 (606) от 31.01.2018 г. ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены нормы ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ИП Гончарук <_>, ООО "Экспресс-медиа" нарушившими требования ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии Б<_> П<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 апреля 2018 г. N 25-ФАС22-Р/03-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.04.2018