Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) , рассмотрев протокол об административном правонарушении N 3 от 17.01.2018 г. и материалы дела N 8/3-р/адм об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица - Закрытого акционерного общества "Европа-ТВ" (ИНН/КПП 1328162325/132601001; ОГРН 1021301118739; сокращенное наименование - ЗАО "Европа-ТВ"; дата присвоения ОГРН: 29.11.2002; дата регистрации до 1 июля 2002 года: 13.11.1997; адрес (место нахождения): 430030, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Б.Хмельницкого, д.81),
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела N 499/20-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения 31 мая 2017 года на территории г.Саранска Республики Мордовия в эфире радиоканала "Русское радио" (101,3 FM) рекламы "Срочно нужны деньги? Возьмите наличные под залог ПТС. Оформление сделки в течение одного часа. Автомобиль останется у вас. ООО "Ломбард шестьдесят восемь", посредством которой предлагаются услуги предоставления займов способом, запрещенным законодательством Российской Федерации, а именно без передачи имущества в ломбард. Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 29.11.2017 N 735 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе". По установленному факту нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламораспространителя - ЗАО "Европа-ТВ" в последующем был составлен протокол об административном правонарушении N 3 от 17.01.2018 г., согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К материалам настоящего дела приобщается распечатка сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 09.02.2018 NЮЭ9965-18-2922491 (находятся в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html), из которых следует, что ЗАО "Европа-ТВ" по состоянию на 10.08.2017 г. включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве микропредприятия.
Протокол об административном правонарушении N 3 от 17.01.2018 г. составлен в отсутствие законного представителя ЗАО "Европа-ТВ", надлежащим образом извещенного о составлении такого протокола, копия которого, вместе с определением от 17.01.2018 N 11 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, направлена заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу ЗАО "Европа-ТВ", сведения о котором содержатся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (имеется в материалах настоящего дела).
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В данном случае процедура извещения юридического лица - ЗАО "Европа-ТВ", участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, соблюдена, содержание протокола об административном правонарушении N 3 от 17.01.2018 г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.
С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении N 3 от 17.01.2018 г. рассмотрен в порядке статей 25.15, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии законного представителя ЗАО "Европа-ТВ".
Административное правонарушение выразилось в следующем.
В региональных рекламных блоках эфирного вещания радиоканала "Русское радио" (101,3 FM) 31 мая 2017 года осуществлено распространение аудио-ролика с информацией "Срочно нужны деньги? Возьмите наличные под залог ПТС. Оформление сделки в течение одного часа. Автомобиль останется у вас. ООО "Ломбард шестьдесят восемь". Прозвучавшая информация формирует интерес к предлагаемым ООО "Ломбард-68" финансовым услугам по предоставлению займов (денег) под залог ПТС и без передачи автомобиля в ломбард ("автомобиль останется у вас"), направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, побуждает потребителей обратиться в ООО "Ломбард-68" за такими услугами, что способствует продвижению таких услуг на рынке, и тем самым такая информация соответствует понятию рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является финансовая деятельность ООО "Ломбард-68" по предоставлению займов (денег) под залог ПТС и без передачи автомобиля в ломбард ("автомобиль останется у вас").
В период распространения рассматриваемой рекламы основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-68" (ИНН/КПП 6829125845/682901 001; ОГРН 1166820062320; дата регистрации в качестве юридического лица: 04.10.2016), являлось предоставление займов и прочих видов кредита (ОКВЭД 64.92), что подтверждается распечаткой сведений о юридическом лице (по состоянию на 21.09.2017), размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru.
В силу частей 1, 1.1, статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей; ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" определено, что ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Следовательно, ООО "Ломбард-68", в чьих интересах распространена рассматриваемая реклама 31 мая 2017 года, на дату распространения такой рекламы отвечало статусу специализированной организации - ломбарда и при осуществлении ломбардной деятельности вправе было оказывать финансовые услуги по предоставлению займов (денег).
Из текста рекламы с очевидностью следует, что ООО "Ломбард 68" предлагает воспользоваться его услугами займа в виде выдачи наличных денежных средств, сделка по которому оформляется при условии, что автомобиль не потребуется для передачи на хранение в ломбард ("автомобиль останется у вас").
Между тем, действующим законодательством предусмотрены особенные условия предоставления займов организациями, осуществляющими ломбардную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
Из приведенной нормы с очевидностью следует, что обязательным условием предоставления займа является передача ломбарду имущества, являющегося предметом залога.
Следовательно, рассматриваемая реклама ООО "Ломбард 68", информирующая о возможности оформления сделки по займам под залог ПТС и без передачи автомобиля в ломбард, продвигает реализацию таких финансовых услуг способом, запрещенным действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Реклама ООО "Ломбард 68" распространена на территории г.Саранска Республики Мордовия в эфире радиоканала "Русское радио" (101,3 FM) на основании договора N029а возмездного оказания услуг от 28.05.2017 г., заключенного между ООО "Евро-люкс" и ООО "Ломбард 68", исполнение которого обеспечено договором от 21.03.2006 г., заключенным между ЗАО "Европа-ТВ" и ООО "Евро-люкс", лицензионным договором N10-РР-0131 от 01.01.2010 г., заключенным между ЗАО "Русское Радио - Евразия" и ЗАО "Европа-ТВ", при том, что размещение такой рекламы осуществлено только один день - 31 мая 2017 года (10 выходов по 15 секунд: 7.50; 8.50; 10.50; 11.50; 13.20; 14.50; 16.20; 17.20; 17.20; 18.20; 19.20), что подтверждается эфирной справкой, предоставленной с письмом ООО "Евро-люкс" от 07.07.2017 N 22/07-02 (вх.N3195 от 07.07.2017).
Радиовещание радиоканала "Русское Радио" на территории г.Саранска Республики Мордовия осуществляет ЗАО "Европа-ТВ" на основании лицензии на осуществление радиовещания от 17.06.2013 Серия РВ N 23720, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и такое радиовещание осуществляется путем ретрансляции радиопрограммы "Русское Радио", исключительное право на которую принадлежит ЗАО "Русское Радио - Евразия", в соответствии с лицензионным договором N10-РР-0131 от 01.01.2010 г., заключенным между ЗАО "Русское Радио - Евразия" и ЗАО "Европа-ТВ", условиями которого предусмотрено право ЗАО "Европа-ТВ" размещать рекламу каждые 20-ю, 50-ю минуты часа в процессе ретрансляции в эфир радиопрограммы "Русское Радио".
Закрытое акционерное общество "Европа-ТВ" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г.Саранска РМ 13.11.1997 г. N 1425 и 29.11.2002 о юридическом лице внесена запись в Единый государственный реестр за основным государственным регистрационным номером 1021301118739, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серия 13 N 000552641, выданным Межрайонной инспекцией МНС России N2 по Республике Мордовия.
Учитывая изложенное, следует признать, что в данном случае рекламодателем рассматриваемой рекламы выступило ООО "Ломбард-68", с 16.10.2017 переименованное в ООО "Юридические услуги 68", что подтверждается распечаткой сведений о юридическом лице (по состоянию на 07.12.2017), размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru, а рекламораспространителем - ЗАО "Европа-ТВ".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что распространявшаяся в течение одного дня - 31 мая 2017 года на территории г.Саранска Республики Мордовия в эфире радиоканала "Русское радио" (101,3 FM) реклама "Срочно нужны деньги? Возьмите наличные под залог ПТС. Оформление сделки в течение одного часа. Автомобиль останется у вас. ООО "Ломбард шестьдесят восемь", посредством которой предлагаются услуги предоставления займов способом, запрещенным законодательством Российской Федерации, а именно без передачи имущества в ломбард, нарушает требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" и поэтому является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае рекламораспространителем является ЗАО "Европа-ТВ" (ИНН/КПП 1328162325/132601001; ОГРН 1021301118739), чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Соответственно, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
ЗАО "Европа-ТВ", осуществляя размещение и распространение рассматриваемой рекламы в региональных блоках радиоканала "Русское радио" (101,3 FM), обязано было учитывать запреты, установленные законодательством Российской Федерации о рекламе, в том числе требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", и при этом имело и правовую, и реальную возможность не нарушать их, однако не проявило разумной заботливости и осмотрительности для выполнения обязанностей соблюдать установленные законодательством о рекламе требования, следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.
Следовательно, в рассматриваемом случае вина юридического лица - ЗАО "Европа-ТВ" заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению установленных норм и правил рекламного законодательства.
Учитывая изложенное, следует признать, что рекламораспространитель - ЗАО "Европа-ТВ", при попустительстве которого на территории г.Саранска Республики Мордовия непродолжительное время - один день в количестве 10 выходов распространялась ненадлежащая реклама ООО "Ломбард-68", информирующая о возможности оформления сделки по займам под залог ПТС и без передачи автомобиля в ломбард, то есть способом, запрещенным действующим законодательством, виновен в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Местом и временем совершения рассматриваемого правонарушения является город Саранск Республики Мордовия, где 31 мая 2017 года в эфирном вещании радиоканала "Русское радио" (101,3 FM) распространялась ненадлежащая реклама финансовых услуг ООО "Ломбард-68" по предоставлению займов способом, запрещенным действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
С учетом норм части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.
Соответственно, на дату вынесения настоящего постановления срок привлечения к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.
Распространение ненадлежащей рекламы ООО "Ломбард-68" на радиоканале "Русское радио" (101,3 FM) осуществлялось только один день - 31 мая 2017 года, и после указанной даты такая реклама не распространялась, тем самым правонарушение прекращено.
Вместе с тем, в процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2017 года и в январе-феврале 2018 года рекламораспространителя - ЗАО "Европа-ТВ" к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.
Данные обстоятельства, с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
ЗАО "Европа-ТВ" осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве микропредприятия, что подтверждается распечаткой сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 09.02.2018 NЮЭ9965-18-2922491.
Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, его статус в качестве микропредприятия, находит, что в отношении ЗАО "Европа-ТВ", виновного в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к юридическому лицу, относящемуся к субъектам малого предпринимательства, может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к ЗАО "Европа-ТВ" административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать юридическое лицо - Закрытое акционерное общество "Европа-ТВ" (ИНН/КПП 1328162325/132601001; ОГРН 1021301118739; сокращенное наименование - ЗАО "Европа-ТВ"; дата присвоения ОГРН: 29.11.2002; дата регистрации до 1 июля 2002 года: 13.11.1997; адрес (место нахождения): 430030, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Б.Хмельницкого, д.81) нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Заменить юридическому лицу - Закрытому акционерному обществу "Европа-ТВ" (ИНН/КПП 1328162325/132601001; ОГРН 1021301118739) наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить юридическое лицо - Закрытое акционерное общество "Европа-ТВ" (ИНН/КПП 1328162325/132601001; ОГРН 1021301118739) об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 14 февраля 2018 г. N 8/3-р/адм
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.02.2018