Я, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельского УФАС России) П**, рассмотрев материалы дела N04-38/04-2018 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Ц**, занимающего на момент совершения правонарушения должность Главы Администрации Лоухского муниципального района, на основании решения Карельского УФАС России 22.02.2018 по делу N04-36/13-2017 о нарушении Администрацией Лоухского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в его отсутствие (уведомлен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении 27.04.2018 Протокола по делу об административном правонарушении N04-38/04-2018, а также Определения о назначении времени и места рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (вх.N2177 от 08.05.2018)),
УСТАНОВИЛ:
26.04.2017 в Карельское УФАС России в порядке межведомственного взаимодействия поступили заявление и материалы УФСБ России по Республике Карелия (исх. N 4/3418/н от 25.04.2017, вх. N 2086 от 26.04.2017), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Лоухского муниципального района (далее - Администрация) при заключении с ООО "Лоухский Водоканал" (далее - Общество) договоров безвозмездного пользования муниципальными объектами водоснабжения и водоотведения без проведения торгов.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов Карельским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации было выдано Предупреждение N 11 от 24.07.2017 (далее - Предупреждение), согласно которому в срок до 30.10.2017 муниципальному органу власти необходимо совершить действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, путем прекращения передачи объектов водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование ООО "Лоухский Водоканал" и последующей передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения/водоотведения) в соответствии с требованиями статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) и Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).
01.11.2017 УФСБ России по Республике Карелия сообщило о невыполнении Администрацией требований Предупреждения (исх.N 4/9221/н от 30.10.2017; вх.N 5100 от 01.11.2017), а также о сложении с Ц** полномочий главы Администрации Лоухского муниципального района с 03.11.2017.
Администрация письмом от 02.11.2017 (исх.N 01-5433 от 02.11.2017; вх.N 5261 от 13.11.2017) подтвердила информацию о неисполнении требований Карельского УФАС России, просила продлить срок выполнения Предупреждения.
Ввиду неисполнения Администрацией в установленный срок Предупреждения, на основании части 8 статьи 39.1, части 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции Приказом руководителя Карельского УФАС России N 157 от 13.11.2017 возбуждено дело N 04-36/13-2017 по признакам нарушения Администрацией Лоухского муниципального района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Установлено, что в обход проведения конкурсных процедур, к моменту рассмотрения заявления УФСБ России по Республике Карелия Администрацией с ООО "Лоухский Водоканал" последовательно был заключен ряд договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а именно:
договор от 02.06.2016, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 01.06.2016 по 30.06.2016;
договор от 22.07.2016, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 01.07.2016 по 31.07.2016;
договор от 01.08.2016, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 01.08.2016 по 31.07.2017 (указанный договор был представлен в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам ООО "Лоухский Водоканал", на основании которого предприятию были установлены тарифы);
договор от 01.08.2016, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 01.08.2016 по 30.08.2016;
договор от 01.09.2016, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 31.08.2016 по 29.09.2016;
договор от 30.09.2016, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 30.09.2016 по 29.10.2016;
договор от 31.10.2016, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 30.10.2016 по 28.11.2016;
договор от 15.12.2016, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 29.11.2016 по 28.12.2016;
договор от 17.01.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 29.12.2016 по 27.01.2017;
договор от 06.02.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 28.01.2017 по 26.02.2017;
договор от 01.03.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 27.02.2017 по 28.03.2017;
договор от 03.04.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 29.03.2017 по 27.04.2017;
договор от 28.04.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 28.04.2017 по 27.05.2017;
договор от 29.05.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 28.05.2017 по 26.06.2017;
договор от 29.06.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 27.06.2017 по 26.07.2017.
После выдачи Карельским УФАС России Предупреждения, Администрация продолжила заключать с ООО "Лоухский Водоканал" договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а именно:
- договор от 27.07.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 27.07.2017 по 25.08.2017;
- договор от 25.08.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 26.08.2017 по 24.09.2017;
- договор от 24.09.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 25.09.2017 по 24.10.2017;
- договор от 24.10.2017, согласно которому ООО "Лоухский Водоканал" передаются объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Приложении N 1 к договору, на срок с 25.10.2017 по 23.11.2017.
Таким образом, Администрация в период с июня 2016 года по октябрь 2017 года заключала с ООО "Лоухский Водоканал" краткосрочные договоры безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в отсутствие на то правовых оснований.
По условиям заключенных договоров Администрация на срок 30 календарных дней передает ООО "Лоухский Водоканал" в безвозмездное временное пользование имущество согласно приложению N 1 к договорам, в целях бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения на территории Лоухского муниципального района. Состав объектов, переданных в безвозмездное пользование, совпадает с перечнем объектов, поименованных в актах приема-передачи муниципального имущества.
Вышеуказанные договоры были подписаны главой Администрации Ц**.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Данный запрет установлен в целях предупреждения негативного вмешательства органов местного самоуправления в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.
В рассматриваемом случае, действия Администрации ограничивали (могли ограничить) иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный ООО "Лоухский Водоканал" вид деятельности, в отношении получения на конкурентной основе муниципального имущества, ввиду не соблюдения требований действующего законодательства.
Предоставление возможности использовать на праве безвозмездного пользования муниципальное имущество в нарушение установленной процедуры без проведения торгов и несоблюдения действующего законодательства создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых ООО "Лоухский Водоканал" поставлено в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления предпринимательской деятельности, нежели другие хозяйствующие субъекты, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решением Комиссии Карельского УФАС России от 22 февраля 2018 года по делу N04-36/13-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Администрации Лоухского муниципального района признано нарушение части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции, выразившееся в заключении с ООО "Лоухский водоканал" договоров безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, без проведения торгов, которое привело к созданию для указанного хозяйствующего субъекта преимущественных условий осуществления деятельности и могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Наличие события рассматриваемого административного правонарушения подтверждено вступившим в законную силу решением Комиссии антимонопольного органа по делу N04-36/13-2017 от 22.02.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании Определения о возбуждении дела N04-38/04-2018 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.04.2018 Ц** надлежало явится в Карельское УФАС России 27 апреля 2018 года в 11 часов 00 минут для дачи объяснений, составления и подписания протокола об административном правонарушении.
На составление протокола об административном правонарушении Ц**, уведомленный надлежащим образом о дате и времени его составления не явился, явку своего представителя не обеспечил. Протокол был составлен в его отсутствие, копия протокола направлена Ц**. заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации по месту жительства.
Определением от 27.04.2018 "О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N04-38/04-2018" рассмотрение дела назначено на 10.05.2018 в 10 часов 00 минут и состоялось в указанное время по адресу: г.Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1а, каб. 516.
На рассмотрение дела Ц** не явился, письмом исх.N2177 от 08.05.2018 представил письменные пояснения по делу, пояснил, что у Администрации отсутствовала возможность проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, поскольку не были завершены работы по регистрации права собственности на объекты водоснабжения и водоотведения, а также в связи с отказом регистрирующего органа во внесение изменений о ранее учтенных объектах недвижимости. При этом, Ц** факт нарушения антимонопольного законодательства не отрицает, указывает, что действовал без злого умысла в пределах крайней необходимости в целях недопущения срыва обеспечения населения услугами водоснабжения и водоотведения.
Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Установлено, что от имени Администрации вышеуказанные договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключены (подписаны) Ц**
В период с 02.06.2016 по 24.10.2017 (даты заключения первого и последнего из рассматриваемых договоров безвозмездного пользования имуществом) Ц** занимал должность Главы Администрации Лоухского муниципального района, следовательно, на момент совершения вменяемого правонарушения являлся субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при передаче муниципального имущества во временное владение и пользование.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, выражается в заключении ряда вышепоименованных договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом в нарушение процедур, установленных действующим законодательством (без проведения торгов), что привело к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта (ООО "Лоухский водоканал") преимущественных условий осуществления деятельности и могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Правонарушение совершено по неосторожности, так как Ц** не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя в силу своего должностного положения должен был и мог их предвидеть. При этом Ц** имел возможность для соблюдения соответствующих правил и норм антимонопольного законодательства, требований законодательства Российской Федерации, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рассматриваемое действие Ц**, совершенное в должности Главы Лоухского муниципального района, нарушает охраняемые законом общественные правоотношения, регулируемые ФЗ "О защите конкуренции".
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Ц** своих должностных обязанностей.
Место совершения правонарушения - место заключения вышеуказанных договоров безвозмездного пользования имуществом - Администрация Лоухского муниципального района - ул.Советская, д.27, пгт.Лоухи, Республика Карелия, 148660.
Дата совершения административного правонарушения - период с 02.06.2016 по 24.10.2017 (даты заключения первого и последнего из рассматриваемых договоров безвозмездного пользования имуществом).
Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.9 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Решение Карельского УФАС России от 22.02.2018 по делу N04-36/13-2017 о нарушении антимонопольного законодательства вступило в силу 22.02.2018. Учитывая изложенное, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Ц** к административной ответственности не истек.
Анализ имеющихся в деле материалов показал отсутствие оснований для прекращения производства по делу.
Установленное решением Карельского УФАС России от 22.02.2018 по делу N04-36/13-2017 нарушение антимонопольного законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела.
По имеющейся в Карельском УФАС России информации, ранее Ц** к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не привлекался.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, не установлено обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Ц** административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, не выявлено.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В рассматриваемом случае существенная угроза общественным отношениям заключается в нарушении антимонопольного законодательства при последовательной, многократной передаче муниципального имущества без проведения конкурентных процедур конкретному хозяйствующему субъекту. Несоблюдение антимонопольных требований негативно влияет на конкурентную среду и не допускает потенциальных участников к возможности заключения договоров по результатам проведения конкурентных процедур.
Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации Ц** своих прав и защиты законных интересов.
Административная ответственность за указанное выше правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 37 ФЗ "О защите конкуренции", статьей 4.1, частью 1 статьи 14.9, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России П**
ПОСТАНОВИЛ:
Ц**, занимающего на момент совершения правонарушения должность Главы Администрации Лоухского муниципального района, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск
БИК 048602001
Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001 Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)
Счет N 40101810600000010006
Код ОКТМО 86701000
КБК 161 1 16 02010 01 6000 140
Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело N 04-38/04-2018).
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления - начальник
отдела контроля органов власти и закупок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 11 мая 2018 г. N 04-38/04-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.05.2018