Резолютивная часть решения оглашена "17" апреля 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "07" мая 2018 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:<......................>,рассмотрев в отсутствие законного представителя ООО "АСТ ГОЗ" и в присутствии генерального директора ООО "ЭТП" <......................>.,дело N 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО "АСТ ГОЗ" (далее - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО "ЭТП" (далее также - Общество), выразившемся во введении в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа.
Данные действия Заявитель считает нарушением запрета на недобросовестную конкуренцию, установленного Законом "О защите конкуренции".
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующие обстоятельства.
Заявитель осуществляет деятельность по предоставлению услуг электронной торговой площадки (www.astgoz.ru) в сфере государственного оборонного заказа.
Общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг электронной торговой площадки (http://etprf.ru) в сфере государственного оборонного заказа с 2012 года, что подтверждается представленными Обществом в материалы дела документами.
Таким образом, Заявитель и Общество являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на товарном рынке предоставления услуг электронной торговой площадки в сфере государственного оборонного заказа.
Согласно директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым, предусмотрена обязанность осуществления рядом государственных компаний и их дочерними и зависимыми обществами конкурентных закупок исключительно в электронной форме с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.
Заявитель является оператором специализированной электронной площадки АСТ ГОЗ (www.astgoz.ru), которая является единственной в Российской Федерации электронной торговой площадкой, техническое задание на создание которой согласовано с ФСБ России и ФАС России в пределах их полномочий, модель угроз безопасности информации согласована ФСБ России, а выданный аттестат подтверждает ее соответствие требованиям по безопасности информации ФСТЭК России.
Вместе с тем, Заявителем был выявлен факт рассылки оператором электронной площадки ООО "ЭТП" (http://etprf.ru) в личные кабинеты всех зарегистрированных на указанной электронной площадке организаций уведомления, содержащего информацию, вводящую в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа. Со ссылкой на вышеуказанную директиву Общество информирует пользователей о том, что на электронной площадке http://etprf.ru реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая данной директиве, и призывает не путать ее с аналогичными системами.
Как следует из пояснений, данных на заседании Комиссии ФАС России 20.03.2018 представителем ООО "АСТ ГОЗ", директива Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13 носит гриф "ДСП" и Обществу не направлялась. Заявитель был ознакомлен с содержанием указанной директивы, поскольку он является оператором специализированной электронной площадки АСТ ГОЗ, которого непосредственно касается директива.
Тем не менее, Обществом была распространена информация следующего содержания: "В соответствии с директивой от 24.11.2017 N 8583п-П13 о неразмещении рядом организаций сведений о поставщиках по результатам закупок в открытом доступе, на электронной площадке ETPRF.RU реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru (далее - АСТ ГОЗ), соответствующая данной директиве. В случае, если организация входит в указанный в директиве перечень, по вопросам, связанным с АСТ ГОС, для оперативной настройки сервисов и во избежание путаницы с аналогичными системами, просим обращаться к Вашему персональному консультанту _". Распространение указанной информации подтверждено представлением Общества письма соответствующего содержания от 14.12.2017 N 224/1.
ФАС России было направлено ООО "ЭТП" предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 25.12.2017 N ИА/90800/17, срок исполнения которого истек 22.01.2018.
По сведениям, поступившим от ООО "ЭТП", указанное предупреждение исполнено частично путем прекращения рассылки третьим лицам, в том числе через личные кабинеты пользователей, уведомлений о том, что на электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказ. Также ООО "ЭТП" направило всем зарегистрированным на электронной площадке http://etprf.ru пользователям сообщение, исключающее какое-либо уведомление о возможной путанице с аналогичными системами. Однако ООО "ЭТП" отказалось размещать на своем интернет-сайте информацию для неопределенного круга лиц о том, что данная электронная площадка не предоставляет услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа, поскольку такая информация не будет соответствовать действительности. С момента создания ООО "ЭТП" (дата регистрации 20.07.2011) для предприятий государственного оборонного заказа осуществляет торги в автоматизированной системе.
На основании изложенного издан приказ ФАС России от 30.01.2018 N 112/18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В представленных письменных пояснениях Общество указывает, что в соответствии с пунктом 2 директивы от 24.11.2017 N 8583п-П13 конкурентные закупки осуществляются исключительно в электронной форме с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа. Из содержания данного пункта следует, что закупки должны осуществляться с помощью автоматизированной системы, но при этом не указано, что необходимо отражать какие-либо идентификационные данные такой системы, которые позволили бы отличить ее от других подобных систем. Согласно анализу, проведенному патентным поверенным РФ N 908 <......................>, словесное обозначение "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" не является охраноспособным и не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. ООО "ЭТП", в свою очередь, в информационном письме указало, по какому именно электронному адресу на электронной площадке ООО "ЭТП" реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа (http://astgoz.etprf.ru), что не является нарушением действующего антимонопольного законодательства и не противоречит директиве от 24.11.2017 N 8583п-П13.
При этом Общество обращает внимание на то, что согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Общество не занимается размещением государственного оборонного заказа в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а работает лишь в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", то есть размещает заказы в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа, а не непосредственно государственный оборонный заказ.
Однако Комиссия ФАС России полагает необходимым отметить, что в силу того, что Общество является профессиональным участником товарного рынка предоставления услуг электронной торговой площадки, в том числе в сфере государственного оборонного заказа, оно осведомлено о наличии на указанном рынке Заявителя, осуществляющего оказание аналогичных услуг электронной торговой площадки. Краткое фирменное наименование ООО "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" - ООО "АСТ ГОЗ" было известно Обществу, что им не отрицалось. При соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности Общество должно было бы избегать использования аналогичной аббревиатуры, которое могло бы ввести в заблуждение пользователей электронных площадок.
Вместе с тем, наличие сведений о грифе "ДСП", присвоенном директиве от 24.11.2017 N 8583п-П13, а также о том, что Общество не являлось субъектом рассылки указанной директивы, никак не опровергнутых Обществом, свидетельствует о недопустимости использования данного документа для обоснования возможности осуществления определенных видов деятельности со стороны Общества.
Более того, 27.11.2017 Правительством Российской Федерации было принято постановление N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 1428). В соответствии с пунктом 3 постановления N 1428 в первоначальной редакции заказчикам при осуществлении закупки в соответствии с постановлением N 1428 необходимо проводить закрытые аукционы с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.
06.12.2017 постановлением Правительства Российской Федерации N 1476 были внесены изменения в постановление N 1428. Указанными изменениями определен оператор специализированной электронной площадки, на котором заказчикам предписано проводить закрытые аукционы, а именно общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" - ООО "АСТ ГОЗ", являющее Заявителем по делу.
Таким образом, на момент выдачи ФАС России предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 25.12.2017 N ИА/90800/17, и тем более на момент его получения Обществом - 12.01.2018 и окончания срока его исполнения - 22.01.2018, Обществу как профессиональному участнику соответствующего товарного рынка должна была стать очевидной ошибочность вышеприведенного информационного сообщения пользователям электронной площадки Общества.
Однако Общество только частично исполнило предупреждение ФАС России от 25.12.2017 N ИА/90800/17.
Вместе с тем, довод Общества о том, что оно размещает заказы в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа, а не непосредственно государственный оборонный заказ, Комиссией ФАС России не принимается в связи с тем, что такой вывод невозможно сделать, ознакомившись с содержанием информационного сообщения Общества пользователям.
Довод Общества о допущенном Комиссией ФАС России процессуальном нарушении при принятии заключения об обстоятельствах дела является необоснованным, поскольку заключение об обстоятельствах дела было подготовлено и вручено представителю Общества в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона "О защите конкуренции". Общество не было лишено права представлять свои доводы, пояснения и доказательства, что ему было предложено в определении ФАС России от 02.04.2018 (исх. N АК/23416/18 от 04.04.2018). Указанным правом Общество воспользовалось, направив в ФАС России свои письменные пояснения (вх. N 56710-ЭП/18 от 13.04.2018), приобщенные к материалам дела.
В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
В силу статьи 14.2 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона "О защите конкуренции", присутствуют в действиях Общества:
1. Направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в осуществлении действий по информированию пользователей электронной площадки http://etprf.ru, что на указанной электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13.
2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
3. Указанные действия Общества способны причинить убытки конкуренту - оператору электронной площадки, являющейся автоматизированной системой торгов государственного оборонного заказа в соответствии с директивой Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13, за счет введения в заблуждение пользователей электронных площадок.
Вместе с тем, после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в ФАС России поступило письмо ООО "ЭТП" от 26.02.2018 N 41/1, согласно которому предупреждение ФАС России от 25.12.2017 N ИА/90800/17 выполнено в полном объеме, в том числе в части опубликования на сайте http://etprf.ru информации для неопределенного круга лиц с опровержением ранее разосланного уведомления.
Осмотр сайта http://etprf.ru показал, что в разделе "Новости" 22.02.3018 размещена следующая "Информация для ознакомления": "ООО "ЭТП" сообщает и подтверждает своим пользователям, что в действительности является автоматизированной системой торгов, в том числе для закупок в рамках гособоронзаказа. ООО "ЭТП" проводит соответствующие торги с 2012 года. Для проведения закрытых торгов с указанием идентификационных номеров участников без раскрытия информации об их наименовании и местонахождении на ETPRF.RU реализован и используется сервис OBORON.ETPRF.RU. ООО "ЭТП" не имеет отношения к ООО "АСТГОЗ" и сайту astgoz.ru и является самостоятельной площадкой".
При указанных обстоятельствах Комиссия ФАС России полагает, что основания для выдачи предписания Ответчику о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.
Принимая во внимание вышеуказанное и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Закона "О защите конкуренции", Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
2. Признать действия ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) по информированию пользователей электронной площадки http://etprf.ru, что на указанной электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13, вводящими в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа и нарушающими статью 14.2 Закона "О защите конкуренции".
3. Основания для выдачи предписания ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.
4. Передать материалы дела N 1-14-13/00-08-18 уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО "ЭТП" производства по делу об административном правонарушении.
П
<......................>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Кононова Н.В.
(499)755 23 23, доб. 088-806
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2018 г. N 1-14-13/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2018