Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 26 апреля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>"; |
Членов Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>"; |
|
"<_>" |
- |
"<_>", |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АСГОР" (далее - ООО "АСГОР", заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N104 (извещение N 0169300046218000010), в присутствии:
- представителя Администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области - заместителя начальника финансово-экономического отдела Администрации Розинского городского поселения "<_>";
- представителя ООО "АСГОР" "<_>", действующего на основании доверенности N 3 от 23.04.2018.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 17.04.2018 поступила жалоба ООО "АСГОР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N104 (извещение N 0169300046218000010) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.04.2018 в 14:13.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N104 - 1 053 229,00 рублей.
Протокол N 0169300046218000010 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N104 от 17.04.2018.
Протокол N 0169300046218000008-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N104 от 23.04.2018.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "АСГОР", в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик установил значения показателей материалов (товаров), применяемых при выполнении работ, которые не соответствуют ГОСТ.
1. По позициям 7, 8, 9 Технического задания указана несуществующая марка стали.
2. По позиции 10 указанному заказчиком диаметру 50 мм соответствуют иные значения наружного диаметра и толщины стенки, чем указано заказчиком.
Представитель заказчика с доводами жалобы ООО "АСГОР" согласился, но пояснил, что во время приема заявок не поступало ни одного запроса на разъяснение положений документации о закупке, подано 4 заявки, ни у одного участника не возникло вопросов по показателям применяемых товаров.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300046218000010, пунктом 10 информационной карты документации об аукционе установлено, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N 104, в соответствии с требованиями, указанными в разделе 2: Техническое задание.
При этом, в соответствии с пунктом 33 информационной карты документации об аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Раздел 2: Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N 104 содержит сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, оформленные в таблице.
N п/п |
Наименование |
Показатели товара (строительного материала), в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение |
|
Значения показателей, которые не могут изменяться (!!! Участником указываются показатели в неизменном виде*) |
Максимальные и (или) минимальные значения показателей (!!! Участник указывает конкретные показатели) |
||
7. |
Фланцы |
Диаметр 50 мм. Номинальное давление PN, Мпа, 1,6. Тип фланца - тип 01 (стальной плоский приварной). Точность проката материала В. Соответствие ГОСТ Р 54432-2011. |
Марка стали Вст3Ст3сп или Вст3Сп3 Не ниже 2 категории |
8. |
Фланцы |
Диаметр 100 мм. Номинальное давление PN, МПа, 1,6. Тип фланца - тип 01 (стальной плоский приварной). Точность проката материала В. Соответствие ГОСТ Р 54432-2011. |
Марка стали Вст3Ст3сп или Вст3Сп3 Не ниже 2 категории |
9. |
Фланцы |
Диаметр 150 мм. Номинальное давление PN, Мпа, 1,6. Тип фланца - тип 01 (стальной плоский приварной). Точность проката материала В. Соответствие ГОСТ Р 54432-2011. |
Марка стали Вст3Ст3сп или Вст3Сп3 Не ниже 2 категории |
10. |
Отводы |
Диаметр 50 мм Номинальное (условное) давление PN (Py), МПа, 1,6. Соответствие ГОСТ 17380-2001. |
Тип отвода 2D или 3D. Исполнение 1 или 2. Диаметр D, мм, 108-114,3. Толщина T, мм, 6,3-10. Размер F, мм, 100-152. |
1.1. Так, позиции 7, 8, 9 - фланцы предполагают указание марки стали из следующих значений показателей "Вст3Ст3сп или Вст3Сп не ниже 2 категории" (максимальные и (или) минимальные значения показателей). При этом, значением показателя, который не может изменяться является соответствие ГОСТ Р 54432-2011.
Вместе с тем, из таблицы 12 (рекомендуемые материалы для изготовления фланцев) ГОСТ Р 54432-2011 "Фланцы арматурные, соединительных частей и трубопроводов на номанальное давление от PN 1 до PN 200. Конструкция, размеры и общие технические требования" следует, что маркой углеродистой стали является Ст3сп не ниже 2-й категории.
Следовательно, установленные заказчиком значения марки стали фланцев в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не соответствует ГОСТ Р 54432-2011.
1.2. Позиция 10 - отводы указывает показатель, значение которого не может изменятся, диаметр 50 мм, соответствие ГОСТ 17380-2001. В то же время, участнику закупки необходимо конкретизировать для типов отвода 2D или 3D значения диаметра D, мм, 108-114,3 и толщины T, мм, 6,3-10, в исполнении 1 или 2.
Однако из содержания пункта 4.2 ГОСТ 17380-2001 "Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Общие технические условия" следует, что конструкция, размеры и условные обозначения деталей должны соответствовать:
- отводы тип 2D - ГОСТ 30753;
- отводы тип 3D - ГОСТ 17375.
В соответствии с таблицами 1 (Отводы исполнения 1) и 2 (Отводы исполнения 2) ГОСТ 30753-2001 "Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 2D (R \x{2248} DN). Конструкция" для отводов диаметром 50 мм значение диаметра D, мм для отводов исполнения 1 соответствует 60,3 мм, для отводов исполнения 2 - 57 мм; Толщины T, мм для отводов исполнения 1 соответствует 4,0; 5,6 мм, для отводов исполнения 2 - 4, 5, 6 мм.
Согласно таблицам 1 (Отводы исполнения 1) и 2 (Отводы исполнения 2) ГОСТ 17375-2001 "Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 3D (R \x{2248} 1,5 DN). Конструкция" для отводов диаметром 50 мм значение диаметра D, мм для отводов исполнения 1 соответствует 60,3 мм, для отводов исполнения 2 - 57 мм; Толщины T, мм для отводов исполнения 1 соответствует 2,9; 4,0; 5,6 мм, для отводов исполнения 2 - 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0 мм.
Следовательно, установленному заказчиком диапазону Диаметра D, мм, 108-114,3; Толщины T, мм, 6,3-10 не будет соответствовать ни один показатель, определенный государственными стандартами (ГОСТ 30753-2001, ГОСТ 17375-2001), что свидетельствует о несоблюдении Администрацией Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, техническое задание, содержащее описание объекта закупки, сформировано заказчиком в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что не соответствует требованиям действующего законодательства и может привести к невозможности участнику закупки заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Доводы жалобы заявителя обоснованы.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В нарушение пунктов 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.
2. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует ответственность подрядчика, установленная в пунктах 5, 6 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившем наиболее высокую цену за право заключения контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Тогда как, например, пунктами 3.3.6, 3.3.11 проекта контракта установлены обязанности подрядчика, неимеющие стоимостного выражения: при производстве работ обеспечить выполнение мероприятий по пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством; обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей территории с соблюдением норм технической безопасности, пожарной и производственной санитарии, Правил благоустройства территории Розинского городского поселения, а также чистоту выезжающего строительного транспорта.
Дополнительно антимонопольный орган обращает внимание, что пунктом 3.3.16 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика предоставлять муниципальному заказчику заверенную руководителем подрядчика копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009. Вместе с тем, указанный пункт проекта контракта в нарушение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе не соответствует пункту 28 информационной карты документации об аукционе, которым требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (с учетом объекта рассматриваемой закупки и начальной (максимальной) цены контракта) не установлены.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСГОР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N104 (извещение N 0169300046218000010) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 4 статьи 34, пунктов 7, 8 статьи 42, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 242-ж/2018
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
24 апреля 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>" |
Членов Комиссии: |
"<_>" |
- |
"<_>" |
|
"<_>" |
- |
"<_>" |
на основании решения Челябинского УФАС России от 24.04.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "АСГОР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от ТК N100 до ТК N104 (извещение N 0169300046218000010) (далее - аукцион, закупка) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания.
2. Аукционной комиссии до 11.05.2018 включительно принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона и передать указанное решение Администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области для направления оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и размещения сведений о данном решении на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС).
3. Администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в срок до 16.05.2018 внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России N 242-ж/2018 от 24.04.2018, в том числе:
- привести описание объекта закупки в соответствие действующему законодательству и требованиям государственных стандартов;
- установить в проекте контракта положения, определенные пунктами 5, 6 Правил;
- исключить из проекта контракта пункт, содержащий обязанность подрядчика предоставлять муниципальному заказчику заверенную руководителем подрядчика копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009;
- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 5 дней с момента размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;
- разместить документацию с внесенными изменениями в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;
4. ЗАО "Сбербанк-АСТ":
4.1. обеспечить Администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, аукционной комиссии возможность исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания;
4.2. в срок до 16.05.2018 информировать участников закупки о том, что протоколы, составленные по итогам аукциона отменены, заказчиком будут внесены изменения в документацию об аукционе, о возможности участников отозвать заявки и подать заново с учетом измененной аукционной документации, о новой дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
5. Администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, аукционной комиссии в подтверждение исполнения предписания в срок до 23.05.2018 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания, а именно: документы, подтверждающие размещение решения, оформленного по итогам исполнения пункта 2 настоящего предписания, решение об отмене протокола, документацию с изменениями (на диске).
6. ЗАО "Сбербанк-АСТ" в подтверждение исполнения предписания в срок до 23.05.2018 в адрес Челябинского УФАС России представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 апреля 2018 г. N 242-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2018