Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
1.1. Введение
Региональная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости Кемеровской области (2003-2007 годы)" (далее - Программа) разработана во исполнение федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", и на основании распоряжения Администрации Кемеровской области от 11.01.2002 N 12-р в целях создания государственной системы единого учета объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра.
С начала 90-х годов в Кемеровской области идет процесс реформирования земельных отношений.
В ходе проведения земельной реформы стало очевидным, что только создание современных методов ведения государственного земельного кадастра может обеспечить всех заинтересованных пользователей и, в первую очередь, органы государственного управления современной земельно-кадастровой информацией.
Мировая практика показывает, что создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости является неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, планирование и сбор платежей за землю и недвижимость, а также развитие инвестиционных процессов.
Принятие основных федеральных законов, регламентирующих ведение государственного земельного кадастра (Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"), позволило законодательно определить конкретные задачи по учету земель и сбору сведений об объектах государственного кадастрового учета, сведений о правовом режиме, кадастровой стоимости.
Государственный земельный кадастр ведется по вертикали структурами Федеральной службы земельного кадастра по единой государственной системе на всей территории Российской Федерации.
Общая площадь Кемеровской области составляет 9572,5 тыс. га, из них земли сельскохозяйственного назначения составляют 3539,7 тыс. га, или 37%, земли промышленности - 142 тыс. га, или 1,4%, земли населенных пунктов - 380,4 тыс. га, или 4%, земли лесного фонда - 4766 тыс. га, или 49,8%.
Процесс перераспределения земель имеет тенденцию в сторону увеличения земель населенных пунктов за счет изменения административных границ. Земли, занимаемые промышленностью, уменьшаются за счет сдачи рекультивированных земель и возврата неиспользуемых предприятиями земель в земли запаса.
По состоянию на 1 января 2002 г. в области имеется 64,9 тыс. га нарушенных земель, 13 тыс. га - отработанных земель.
На территории области проведена кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения и средняя кадастровая стоимость по районам области принята за нормативную.
В 2001 году начата оценка земель поселений. Оценка проводится в 20 городах, 46 рабочих поселках и 1079 сельских населенных пунктах.
До окончания 2003 года планируется проведение кадастровой оценки земель всех категорий, что позволит ввести обоснованную плату за землю.
Проводится сплошная инвентаризация земель населенных пунктов. По состоянию на 1 марта 2002 г. такие работы проведены на площади 92 тыс. га и в настоящее время продолжаются. Ведутся работы по землеустройству и межеванию, государственному земельному кадастру.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Кемеровской области и его структурные подразделения в ходе проведения земельной реформы выявили значительные недостатки в исходной информации, затрудняющей работу с земельными ресурсами, особенно в городах и поселках. Из-за отсутствия современной, полноценной базы данных государственного земельного кадастра управление земельными ресурсами сталкивается с большими трудностями, бюджет недополучает значительные средства от земельных платежей.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требуют четкой межведомственной координации и управления. С этой целью в Программе выделена подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Кемеровской области (2003-2007 годы)" (далее - подпрограмма), направленная на проведение работ, обеспечивающих разграничение государственной собственности на землю.
Реализация Программы будет содействовать созданию государственного земельного кадастра как одной из основополагающих инфраструктур в области проведения государственной политики, направленной на обеспечение эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейших составляющих жизнедеятельности населения области, поступления налогов, развития промышленности и сельского хозяйства.
Мероприятия Программы предусматривают работы, обеспечивающие разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Кемеровской области, собственность муниципальных образований. В настоящее время составлен реестр федеральных земель.
1.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Кемеровской области, обеспечивающей реализацию государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах потребностей общества и граждан, формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
Основными задачами Программы являются:
создание государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, содержащих перечни учтенных объектов недвижимости, а также сведения о них, и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных;
государственный учет объектов недвижимости и ввод в автоматизированные базы данных информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества как объектах права и налогообложения, полученных в результате разграничения государственной собственности на землю, инвентаризации, межевания и кадастровой оценки земельных участков;
ввод в эксплуатацию в структурах государственных специализированных кадастровых учреждений по Кемеровской области программно-технических комплексов, современных отечественных информационных технологий и программных средств, средств защиты информации, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования государственного земельного кадастра, оценки земель и объектов недвижимости;
обеспечение совместимости информационных систем, связанных с формированием, государственным учетом, инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением недвижимостью, и создание системы электронного обмена сведениями между ними;
организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих государственный кадастровый учет земель и иных объектов недвижимости, а также кадастровую оценку земель;
проведение землеустроительных работ с целью обеспечение ведения государственного земельного кадастра;
проведение мониторинга земель, установление границ земельных участков с особым правовым режимом использования земель.
Система мероприятий, реализуемая в рамках Программы и подпрограммы, увязана по этапам и срокам реализации, а также по объему финансирования и обеспечивает осуществление разграничения государственной собственности на землю и создание автоматизированных баз данных государственного земельного кадастра, государственного учета объектов недвижимости и автоматизированной системы управления недвижимостью.
1.3. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Программа рассчитана на период 2003-2007 годов и ее реализацию планируется осуществить в три этапа.
На этапе (2003 год) совместно с органами технической инвентаризации и главным управлением архитектуры и градостроительства Кемеровской области, осуществляющими ведение градостроительного кадастра, осуществляется переход к ведению единого государственного учета земельных участков и прочно связанных с ними зданий, строений, сооружений, являющихся объектами прав и налогообложения, как единых объектов недвижимости на базе программно-технической инфраструктуры государственного земельного кадастра. Завершается кадастровая оценка земель всех категорий для целей налогообложения на территории Кемеровской области, а также инвентаризация сведений о ранее учтенных земельных участках.
В органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, устанавливаются и вводятся в эксплуатацию программно-технические комплексы для автоматизированного ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, что составит 31% от необходимого количества.
На II этапе (2004 - 2005 годы) продолжается установка и ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов, поддерживающих функционирование федеральной вертикали органов государственного кадастрового учета, что составит 32% от необходимого количества. Формируются и актуализируются распределенные на территории Кемеровской области автоматизированные базы данных об объектах недвижимости на основе сведений, получаемых в результате инвентаризации и межевания объектов кадастрового учета, межведомственного обмена сведениями.
Совместно со структурными подразделениями Федеральной службы геодезии и картографии России выполняется обновление планово-картографической основы для ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на городских землях и межселенных территориях.
Осуществляется внедрение современных средств дистанционного обучения.
Вводятся в эксплуатацию информационно-справочные системы, позволяющие обеспечить массовый доступ граждан, юридических лиц, органов государственной власти к сведениям единой системы государственного учета объектов недвижимости.
На III этапе (2006-2007 годы) с вводом в эксплуатацию программно-технических комплексов в органах кадастрового учета завершается создание информационно-технической инфраструктуры системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.
К концу 2007 года на территории Кемеровской области должна быть создана единая автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в виде структурированной компьютерной сети.
Совместно с организациями, обеспечивающими ведение государственных градостроительного кадастра, лесного кадастра, водного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и других кадастров и реестров, и с учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется переход к государственному учету в единой системе объектов недвижимости на основе распределенных автоматизированных банков данных и электронных систем доступа и обмена сведениями между ними.
Уточняются и отражаются в государственном земельном кадастре сведения о землях и границах Кемеровской области и входящих в нее муниципальных образований.
1.4. Система программных мероприятий
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1) автоматизация ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, в том числе:
поэтапное дооснащение органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, необходимыми средствами компьютерной техники и телекоммуникаций;
создание систем электронного межведомственного обмена данными, совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей внедрение и сопровождение комплексов автоматизации;
создание и ввод в эксплуатацию средств информационной безопасности автоматизированной системы на основе внедрения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения, страхования информационных ресурсов;
2) подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по фактически используемым, но не учтенным ранее земельным участкам всех форм собственности. Эти мероприятия проводятся с целью подготовки данных по всем правообладателям и пользователям земельных участков, получаемых в результате инвентаризации и межевания земель, и ввода информации по объектам государственного кадастрового учета в автоматизированные базы данных;
3) подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по государственной кадастровой оценке земель для целей налогообложения и внесение результатов оценки в виде экономических характеристик земельных участков в государственный земельный кадастр. Эти мероприятия направлены на формирование обоснованной налогооблагаемой базы, учитывающей особенности рентных отношений и развитие рынка земли и иной недвижимости;
4) создание единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговых органов, органов управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью, а также органов государственного управления на основе разработки, согласования и внедрения общих классификаторов, информационных моделей объектов управления, протоколов и механизмов, обеспечивающих межведомственный доступ к информации, и разработки соответствующих программных комплексов и баз данных. Эти мероприятия направлены на отработку интегрированных технологий по формированию, учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, базирующихся на принципе "одного окна".
1.5. Научное обеспечение Программы
Научное обеспечение Программы базируется на оперативном внедрении результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых научно-исследовательскими и проектными учреждениями Федеральной службы земельного кадастра России, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук и иными заинтересованными организациями.
При осуществлении программных мероприятий в Кемеровской области предусматривается привлечение региональных научных учреждений.
1.6. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы и подпрограммы являются Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Кемеровской области (государственный заказчик-координатор Программы) и комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (государственный заказчик подпрограммы).
Государственные заказчики Программы и подпрограммы ежегодно направляют в главное финансовое управление Кемеровской области и департамент экономического развития Администрации Кемеровской области предложения по объемам финансирования отдельных мероприятий, предусмотренных Программой и входящей в ее состав подпрограммой.
Государственные заказчики Программы и подпрограммы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы и подпрограммы, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы и подпрограммы уточняют указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Финансирование работ по Программе и подпрограмме за счет средств областного бюджета (приложения 1, 4) производится целевым назначением через соответствующих государственных заказчиков.
Выполнение мероприятий Программы и подпрограммы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями программных мероприятий.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственными заказчиками на конкурсной основе на основании Закона Кемеровской области от 04.01.2001 N 2-ОЗ "О закупках и поставках продукции для областных государственных нужд", в соответствии с Положением о порядке закупки и поставки продукции для областных государственных нужд, утвержденным постановлением Администрации Кемеровской области от 09.10.2001 N 105 "Об организации закупки продукции для областных государственных нужд Кемеровской области".
1.6.1. Нормативно-правовое обеспечение
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими реализацию Программы и подпрограммы, являются Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" и другие законодательные акты, регулирующие вопросы регистрации прав на землю, разграничения государственной собственности на землю, оценки и налогообложения земли и недвижимости, землеустройства и мониторинга земель.
1.6.2. Развертывание автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости
Развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости пройдет в три этапа.
Первый этап (2003 год) предусматривает:
формирование структур для ведения автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости и укомплектование ее кадрами;
поставку и ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов на областном и муниципальных уровнях;
проведение работ по информационному обеспечению автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (инвентаризация, кадастровые съемки, межевание, оценка земель);
начало переподготовки кадров, приобретение и ввод в работу технических средств автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.
Второй этап (2004-2005 годы):
продолжается установка и ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов;
продолжаются работы по информационному обеспечению автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (проводятся кадастровые съемки и обновление планово-картографической основы для создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в городах, сельских населенных пунктах и межселенных территориях);
проводятся работы по установлению и восстановлению границ Кемеровской области и муниципальных образований;
проводятся работы по землеустройству на территории области;
создается и вводится в эксплуатацию информационно-справочная система по единому государственному учету объектов недвижимости;
создается и вводится в эксплуатацию система информационной безопасности автоматизированной системы на основе внедрения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения;
начинаются работы по созданию единого государственного информационного ресурса автоматизированных баз данных о земельных участках, связанных с ними объектах недвижимого имущества;
продолжается подготовка и переподготовка кадров.
Третий этап (2006-2007 годы):
с вводом в эксплуатацию программно-технических комплексов в органах кадастрового учета завершается создание информационно-технической инфраструктуры автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости;
продолжаются работы по информационному обеспечению автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости;
проводится дооснащение органов, осуществляющих ведение автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, необходимыми средствами компьютерной техники и средствами связи;
к концу 2007 года на территории Кемеровской области начинает функционировать единая автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в виде структурированной компьютерной сети;
программно-технические комплексы системы информационно и технологически совмещаются с базами данных об объектах земли и недвижимости, данными регистрации прав на недвижимое имущество органов статистики, градостроительства, налоговыми инспекциями и другими и обеспечивают взаимный обмен информацией;
уточняются и отражаются в государственном земельном кадастре сведения о землях и границах Кемеровской области и входящих в нее муниципальных образований.
1.6.3. Информационное обеспечение создания и функционирования
автоматизированной системы ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов недвижимости
Базой информационного обеспечения автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости являются:
1. Сведения о правовом статусе земель.
2. Сведения государственного земельного кадастра.
3. Материалы государственной оценки земель всех категорий.
4. Материалы межевания земель.
5. Материалы инвентаризации земель городов, поселков, сельских населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, лесного и водного фондов, прочих земель.
6. Топографические планы городов, поселков, сельских населенных пунктов, масштабы 1:500, 1:2000, 1:5000.
7. Планы землепользований, масштабы 1:10000 - 1:25000.
8. Районные карты, масштабы 1:50000 - 1:100000.
9. Сведения по изучению качественного состояния земли.
В основу информационного обеспечения автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости берутся материалы инвентаризации земель различных категорий, которая проводится с 1993 года по настоящее время и не закончена из-за недостаточного финансирования.
Программой предусматривается продолжить земельно-кадастровые работы, инвентаризацию земель, межевание земель. Намечены крупные мероприятия по обновлению топогеодезической и картографической базы данных земельного кадастра. Имеющиеся в области планово-картографические материалы получены по результатам аэрофотосъемок 1975-1993 годов, значительная часть их устарела и не отвечает задачам ведения государственного земельного кадастра.
В Программе намечены работы, позволяющие перейти при достаточном финансировании на 4-5 - летний цикл обновления планово-картографической базы и получить качественную основу для ведения графического и цифрового учета земель и ведения земельного кадастра.
1.6.4. Техническое обеспечение автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости
Развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости связано с поставкой и приобретением необходимого количества современных технических средств и технологического оборудования, разработкой и внедрением специального программного обеспечения, созданием интегрированных компьютерных сетей и проведением других организационно-технических мероприятий.
Затраты на приобретение оборудования из средств областного бюджета составят 1,6 млн. рублей (приложение 2).
Автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости оснащается единой компьютерной сетью, соединяющей города и районные территории, с подключением ее к системе управления Администрации Кемеровской области.
1.6.5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств, централизуемых в областном бюджете. Общая сумма расчетных затрат на реализацию Программы и подпрограммы в ценах 2002 года составляет из областного бюджета 155,7 млн. рублей.
Кроме того, содействие в реализации мероприятий, обеспечивающих создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости и разграничение государственной собственности на землю по земельным участкам, подлежащим отнесению к муниципальной собственности, будет осуществляться из федерального и местных бюджетов (приложения 3, 6).
Наибольшие финансовые затраты из общих затрат приходятся на проведение инвентаризации и кадастровых съемок, изготовление планово-картографических материалов, установление границ области и границ муниципальных образований, без которых не может быть создана информационная база автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, а сама автоматизированная система теряет практический смысл (приложение 2).
Вместе с тем создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости значительно повышает экономическую эффективность новых земельных отношений и позволяет уверенно перекрыть затраты, связанные с ее развертыванием. Поступления в бюджеты платежей, непосредственно связанных с созданием автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, за расчетный период значительно превысят расходы на ее создание. Сокращение затрат по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости может быть произведено за счет расширения и совершенствования платных услуг.
1.7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит создать условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений, направленных на эффективное использование земель и иной недвижимости, активное вовлечение их в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирование банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, позволяющей в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений об объектах недвижимости как объектах оборота и налогообложения;
создание автоматизированных баз данных о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества, осуществление подготовки и ввода актуальной информации по результатам инвентаризации, межевания и государственного кадастрового учета указанных объектов. По итогам кадастровой оценки для определения налогооблагаемой базы будут актуализированы экономические характеристики земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества по принципу наибольшей эффективности их использования;
проведение разграничения государственной собственности на землю, регистрация прав собственности на земельные участки Кемеровской области и ввод информации в автоматизированные базы данных;
создание системы электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, органами по управлению фондом недр, лесным фондом, водным фондом, налоговыми органами и другими;
создание информационной базы об единых объектах недвижимости, позволяющей сформировать в налоговых органах фискальный реестр в целях перехода на взимание налога на недвижимость;
создание как единого государственного информационного ресурса автоматизированных баз данных о земельных участках, связанных с ними объектах недвижимого имущества, об участках лесного фонда, участках недр, обособленных водных объектах Кемеровской области;
формирование инфраструктуры научно-технического сопровождения, обеспечения информационной безопасности, подготовки и переподготовки кадров для работы с системами ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, управления и распоряжения ими.
1.8. Организация управления реализацией Программы и
подпрограммы и контроль за ходом их выполнения
Управление и контроль за реализацией Программы и подпрограммы осуществляются дирекцией, созданной при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по Кемеровской области.
Государственные заказчики Программы и подпрограммы обеспечивают в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и подпрограмме и об эффективности использования финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.