Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2005 году в Кемеровской области произошло 3614 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 616 человек. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 5,7 процента. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 5789 человек.
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел после 2001 года. Рост основных показателей аварийности в 2001-2005 годах по отношению к 1,5 процента роста количества транспортных средств составил:
по дорожно-транспортным происшествиям - 5,4 процента;
по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 8,3 процента;
по количеству лиц, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий, - 13,3 процента.
Начиная с 2001 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2005 году они достигли своего максимума (более 58 и около 22 лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно).
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей по данным государственной статистической отчетности).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в Кемеровской области являются наезд на пешехода, столкновение и опрокидывание транспортных средств. Около трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 12 процентов дорожно-транспортных происшествий. Практически каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое пятое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес происшествий с их участием превышает 90 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 10 лет количество пешеходов, погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий, составило 2701 и 16519 человек соответственно.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в городах и районах области уже превысил 218 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60-100 штук на 1 тыс. жителей.
Следствием такого положения дел является ухудшение условий дорожного движения, что ведет к росту количества дорожно-транспортных происшествий, а также нарушению экологической обстановки, увеличению количества заторов, расхода энергетических ресурсов. В настоящее время в городах Кемеровской области происходит более 75 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опережают темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий в сельской местности.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, общественных объединений при наиболее полном учете интересов граждан.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению (приложение 1 к Программе), что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм);
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
социально-экономическая острота проблемы;
межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
необходимость привлечения к решению проблемы Администрации Кемеровской области, органов местного самоуправления и общественных объединений.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
координацию деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.