Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Зам. председателя комиссии: Беловой А.В. - зам. руководителя Курганского УФАС России - начальник отдела;
Члены комиссии: Ефремовой Е.А. - государственный инспектор,
Кошелева Н.Г. - государственный инспектор,
рассмотрев дело N Р- 25/2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы следующего содержания: "ООО "Чистый город" приглашает к сотрудничеству организации всех форм собственности для вывоза мусора контейнерным способом. Цена вывоза 1 контейнера 120 руб. Больше объём- больше скидка. 8-***, 8***, e-mail: ****@yandex.ru", опубликованное в газете "Ваша выгода", выпуск N 17/2 марта 2018 г,
в отсутствие заявителя - о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,
в присутствии лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генерального директора ООО "Чистый город" - П. К.А. (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ),
от ИП М. М.Г. поступило ходатайство о рассмотрении дела без представителя лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.
УСТАНОВИЛА:
03 апреля 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее- Курганское УФАС России) поступило заявление И.П. В. (вх.N 1744), содержащее в себе жалобу на размещенное в местной газете "Ваша выгода" рекламное объявление ООО "Чистый город".
Из существа заявления следовало, что в газете "Ваша выгода", выпуск N 17/2 марта 2018 г. заявитель обратил внимание на объявление рекламного характера организации, осуществляющей вывоз твердых коммунальных отходов (далее- ТКО) контейнерным способом, без указания реквизитов лицензии.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее- Закон о рекламе) раскрывает основные понятия, используемые в данном Федеральном законе.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги).
В ответ на запрос Курганского УФАС России от 09.04.2018 года ООО "Чистый город" представил ряд документов. Так, в соответствии с договором N 22 на оказание рекламных услуг от 28.02.2018 года, рекламодателем спорного рекламного объявления является ООО "Чистый город" (ИНН 4502031049).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Договором N 22 от 28.02.2018 года рекламораспространителем спорной рекламы определена ИП М. М. Г. (ИНН 450204295080).
Согласно приложению N 1 к договору на оказание рекламных услуг N 22 от 28.02.2018, заключенному между ИП М. М.Г. и ООО "Чистый город", последний подтвердил, что не является продавцом товара, на реализацию которого требуется получение лицензий или иных специальных разрешений.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.
Определением N Р-25/2018 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 27.04.2018 года в отношении юридического лица ООО "Чистый город"" и ИП М. М. Г. было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 7 Закона о рекламе.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации. При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, а не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.
Согласно статье 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", законодатель дает исчерпывающий перечень признаков добросовестной и достоверной рекламы в целом. Так, в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.
Ответом на запрос информации от 09.04.2018 года ООО "Чистый город" в адрес Курганского УФАС России представил копию санитарно- эпидемиологического заключения от 03.04.2018 года, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Копий лицензий, на осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов в материалы настоящего дела не представлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Как следует из письменных пояснений ООО "Чистый город" от 15.05.2018 N 8 (вх. N2523 от 15.05.2018 года) спорное объявление было размещено в прессе единоразово, для изучения рынка спроса услуг и привлечения потенциальных клиентов. На момент рассмотрения дела N Р-25/2018 ООО "Чистый город" не осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов I-IV класса опасности, так как документы на получение необходимой лицензии находятся на рассмотрении в уполномоченном органе.
Согласно приложению N 1 к Договору N 22 от 28.02.2018 года, заключенному между ИП М. М. Г. и ООО "Чистый город", последний подтвердил, что не является продавцом товара, на реализацию которого требуется получение лицензий или иных специальных разрешений. Однако, рекламораспространитель в лице ИП М. М.Г. в нарушение положений статьи 13 Закона о рекламе не предпринял разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы.
В соответствии с пунктом 6, 7 статьи 38 закона о рекламе, рекламодатель и рекламораспространитель (соответственно) несут ответственность за нарушения требований, установленных статьей 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "ООО "Чистый город" приглашает к сотрудничеству организации всех форм собственности для вывоза мусора контейнерным способом. Цена вывоза 1 контейнера 120 руб. Больше объём- больше скидка. 8***., 8.****, e-mail: ***@yandex.ru", опубликованное в газете "Ваша выгода", выпуск N 17/2 марта 2018 г, поскольку указанная реклама не соответствует требованиям, установленным пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе";
Выдать ООО "Чистый город" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
Выдать ИП М. М. Г. предписание о недопущении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Передать материалы дела N Р-25/2018 уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Чистый город", ИП М. М.Г., предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 22 мая 2018 г. N Р-25/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.05.2018