Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии - Сапунов Д.Н.- заместитель руководителя Ставропольского УФАС России,
Члены комиссии:
Лазебный А. Ю. - ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Хаджебиеков Р.Ш. - ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
В присутствии представителей:
<__> и <__> от ФГБУ ЦМР "Луч" Министерства здравоохранения РФ по доверенности.
<__> от ИП <__> по доверенности.
Рассмотрев жалобу ИП <__> на действия ФГБУ ЦМР "Луч" Министерства здравоохранения РФ - организатора торгов N31806206898, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП <__> на действия ФГБУ ЦМР "Луч" Министерства здравоохранения РФ - организатора торгов N31806206898.
Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно на отклонение заявки претендента по основаниям не указанным в закупочной документации.
2. Комиссия Ставропольского УФАС России изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Извещением N31806206898 ФГБУ ЦМР "Луч" Министерства здравоохранения РФ объявило о проведении открытого запроса цен на право заключения договоров поставки средств моющих, чистящих, полирующих для нужд учреждения.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок поступивших заявок и подведения итогов запроса цен N44 от 13.03.2018 года на участие в закупочной процедуре было подано 5 заявок, в том числе заявка ИП <__>.
Закупочной комиссией по результатам рассмотрения заявок претендентов 4 из 5 заявок, в том числе заявка ИП <__> были отклонены.
Согласно Протокола рассмотрения и оценки заявок поступивших заявок и подведения итогов запроса цен N44 от 13.03.2018 года, заявка ИП <__> была отклонена по причине отсутствия в составе заявки декларации о соответствии претендента требованиям Федерального закона ФЗ-209 от 24.07.2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства".
На момент поступления жалобы в адрес Ставропольского УФАС России, а так же направления Уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов N44-18.1/2018, договор по итогам закупки заключен, что подтверждается копией договора приобщенного к материалами настоящего дела.
Комиссия Ставропольского УФАС России проанализировав материалы настоящего дела, установила следующее.
В соответствии с требованиями закупочной документации рассматриваемой закупки, а именно пункта 15 Извещения о проведении торгов установлено:
"В закупке может принять участие любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке и настоящей документацией. Принадлежность участника к российским или иностранным лицам.
Пунктом 16 Извещения установлены дополнительные требования к участникам закупки:
"Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков".
Частью 3 Документации о проведении торгов установлены образцы форм документов подаваемых в составе заявки:
Форма 1 - "Заявка на участие в закупке"
Форма 2 - "Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе о цене договора, о цене единицы продукции".
Проанализировав вышеуказанные положения закупочной документации, определяющие требования к заявкам претендентов, в том числе перечень документов прилагаемых к заявке, Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что рассматриваемая Закупочная документация не содержит каких либо требований о предоставлении декларации о том, что претендент является субъектом малого или среднего предпринимательства.
Так же отмечено, что форма заявки не содержит обязательной для заполнения строки о декларировании информации о претенденте в части отнесения к субъектам малого предпринимательства.
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что указание о том, что закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства содержится в реестровой записи торгов N31806206898 опубликованной на сайте zakupki.gov.ru, заполняемой заказчиком при опубликовании информации о закупке в единой информационной системе закупок. В то же время, сама закупочная документация каких-либо указаний о том, что круг участников процедуры ограничен только субъектами СМП, не содержит.
В своих пояснениях, заказчик ссылается на нарушение претендентом норм положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно пункта 11 в соответствии с которым, участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время, Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определен перечень заказчиков на которые распространяется указанное Постановление, под критерии которого ФГБУ ЦМР "Луч" Министерства здравоохранения РФ не попадает. Следовательно ссылка заказчика на обязанность претендента самостоятельно представлять декларацию о соответствии его субъектам малого или среднего предпринимательства является несостоятельной и подлежит отклонению.
Соответственно, отсутствие в заявке ИП <__> декларации о соответствии претендента требованиям Федерального закона ФЗ-209 от 24.07.2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства", исходя из требований рассматриваемой закупочной документации, не могло являться основанием для признания заявки несоответствующей требованиям закупочной документации и как следствие повлечь ее отклонение.
Таким образом, заказчиком в отношении претендента было предъявлено требование не установленное закупочной документацией, а именно требование о наличии в составе заявки декларации о соответствии претендента требованиям Федерального закона ФЗ-209 от 24.07.2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства"
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что заказчик - ФГБУ ЦМР "Луч" Министерства здравоохранения РФ своими действиями совершил нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что выразилось в предъявлении требований к претенденту неустановленных закупочной документацией, что в дальнейшем повлекло незаконное отклонение заявки претендента.
На момент вынесения настоящего Решения, договор по итогам закупки N44-ЗЦ от 26.03.2018 года заключен, что подтверждается копией договора поставки, приобщенного к материалам настоящего дела.
Таким образом, ввиду наличия доказательств заключения контракта и исполнения его в настоящее время, выдача предписания об отмене итогов, а так же об аннулировании процедуры в целом, является невозможным, ввиду отсутствия полномочий по выдаче предписания о расторжении заключенного договора, установленных статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <__> на действия ФГБУ ЦМР "Луч" Министерства здравоохранения РФ - организатора торгов N3180620689 - обоснованной.
2. Ввиду наличия доказательств заключения контракта N44-ЗЦ от 26.03.2018 года и исполнения его в настоящее время, выдача предписания об отмене итогов, а так же об аннулировании процедуры в целом, является невозможным.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 апреля 2018 г. N 44-18.1-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.04.2018