Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>,
членов Комиссии: <...>, <...>, <...>, <...>,
рассмотрев дело N 3-5-51/77-17, возбужденное в отношении ООО "В Контакте" относительно распространения в период с 29.11.2016 по 07.12.2016 на сайте в сети Интернет по адресу vk.ru рекламы "Защита Трещева; Отучитесь обращаться к адвокатам раз и навсегда. Самый авторитетный юрист России в открытом формате объяснит, почему больше не стоит платить за услуги юристов...", с признаками нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами,
в присутствии представителя ООО "В Контакте" в лице <...> (по доверенности б/н от 14.06.2017),
УСТАНОВИЛА:
Дело N 3-5-51/77-17 возбуждено в отношении ООО "В Контакте" по факту распространения на сайте в сети Интернет по адресу vk.ru рекламы "Защита Трещева; Отучитесь обращаться к адвокатам раз и навсегда. Самый авторитетный юрист России в открытом формате объяснит, почему больше не стоит платить за услуги юристов...".
В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителя ООО "В Контакте", оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО "В Контакте" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 19.01.2007 за основным государственным регистрационным номером 1079847035179, ИНН 7842349892, КПП 784201001.
На сайте в сети Интернет по адресу vk.ru размещалась реклама "Защита Трещева; Отучитесь обращаться к адвокатам раз и навсегда. Самый авторитетный юрист России в открытом формате объяснит, почему больше не стоит платить за услуги юристов. Зарегестрируйтесь для бесплатного участия здесь: http://malikspace.com/landing/aleksandr-treschev...За что вы платите на юридической консультации?
-рабочее время и зарплата юриста;
-аренда помещения;
-компьютер, принтер и проч. технику;
-кресло адвоката;
-его машина
-детсад его детей и т. д.
Сегодня адвокаты в силу своей некомпетенции и жадности не готовы помогать людям за разумные деньги.
Александр Трещёв приедет в Ярославль 10 декабря, чтобы в формате открытой бесплатной встречи:
-ответить на все ваши вопросы прямо и честно;
-дать набор инструментов, чтобы вы знали, как вам нужно поступать, как регулировать правовые отношения, куда идти, что делать, как жаловаться.
Вам не нужно помнить всю конституцию, чтобы решить свой вопрос. Мы приглашаем вас на открытую встречу, чтобы вы смогли раз и навсегда понять механизм работы законов
Наш проект делает вас более самостоятельными. Это происходит, когда вы понимаете, как крутят шестерёнки закона.
Поймите, не надо сидеть и ждать, когда кто-то поможет вам. Перестаньте терпеть несправедливость со стороны других людей или чиновников. Встречаемся в Ярославле, Дворец Молодежи, просп. Ленина, 27, 10 декабря, 19:00".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Реклама размещалась на странице сайта в сети Интернет vk.ru.
Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В настоящем случае, объектом рекламирования является лекции, проводимые адвокатом Трещевым.
На основании изложенного, спорная информация является рекламой. Данный факт ООО "В контакте" не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Присутствие в спорной рекламе выражений "Самый авторитетный юрист России" указывает на наличие признаков нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление), при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы, необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Согласно пункту 9 Постановления, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Под некорректным сравнением понимается сравнение, построенное с использованием неправильных логических операций таким образом, что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.
Например, некорректным может быть признано сравнение, которое основано на несопоставимых фактах, когда создается общее вводящее в заблуждение впечатление, при сравнении необъективных характеристик. В частности, такое сравнение имеет место тогда, когда делается вывод о сходстве либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не упоминаются.
Понятие "несопоставимый" употребляется для обозначения двух переменных, не имеющих никакого общего измерения или стандарта сравнения.
В настоящем случае необходимо также учитывать особенность объекта рекламирования, а именно тот факт, что для потребителей основным критерием при выборе лекций, семинаров является лицо, которое будет проводить такого мероприятие.
Таким образом, использование в спорной рекламе выражения "самый авторитетный юрист России" направлено на распространение позитивной информации в отношении рекламируемого мероприятия путем некорректного сравнения услуг, оказываемых юристом А. Трещевым, с аналогичными услугами, оказываемыми иными лицами, осуществляемых деятельность по оказанию юридических услуг., выраженного в акцентировании на неподтвержденные непосредственно в тексте рекламы такого преимущества.
Таким образом, приведенное в спорной рекламе сравнение по своей форме некорректно, в нем не упоминаются сравниваемые параметры, а, следовательно, и достоверность такого сравнения не может быть объективно проверена.
Согласно пункту 29 Постановления, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Также после прочтения фразы "самый авторитетный юрист России" формируется представление, что А. Трещев пользуется влиянием, признанием (Толковый словарь С.И. Ожегова). Слово "самый" в сочетании с прилагательным "авторитетный" образует превосходную степень, т. е. словосочетание "самый авторитетный юрист России" указывает на то, что А. Трещев обладает наибольшим влиянием и признанием в России, чем все другие юристы.
Кроме того, при использовании сравнения в виде употребления в рекламе словосочетания "самый авторитетный", не приводятся критерии сравнения, а именно: отсутствуют указание на наличие у А. Трещева наград, благодарностей, на процент выигранных дел, рейтинги и т.п.
Таким образом, использованное в тексте рекламы словосочетание "самый авторитетный" имеет синонимичное выражениям "первый", "номер один" значение.
Исходя из вышесказанного, используемые в спорной рекламе словосочетания "самый авторитетный" также указывают на наличие в рекламе признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе, содержащей не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, в силу отсутствия каких-либо конкретных критериев сравнений и объективных подтверждений.
На основании вышеизложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе "Защита Трещева; Отучитесь обращаться к адвокатам раз и навсегда. Самый авторитетный юрист России в открытом формате объяснит, почему больше не стоит платить за услуги юристов...", распространяемой распространения в период с 29.11.2016 по 07.12.2016 на сайте в сети Интернет по адресу vk.ru, факта нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Спорная реклама распространялась на сайте в сети vk.ru.
В соответствии с письменными пояснениями, представленными ООО "В контакте" спорная реклама размещалась на сайте в сети Интернет vk.ru на основании договора оферты оказания рекламных услуг, заключенного между пользователем социальной сети "Алина Гафарова" и ООО "В контакте" (далее - Договор).
Однако доказательств того, что пользователь "Алина Гафарова" (vk.com/id44656006) имеет какое-либо отношение к распространению рассматриваемой рекламы ООО "В Контакте" не представило.
При этом согласно пункту 3.2 Договора заказчик самостоятельно определяет условия размещения рекламных материалов в системе: момент начала размещения рекламы (начало рекламной компании), тип и способ оплаты (за Клики ил показы), стоимость 1 (одного) Клика/ 1000 (одной тысячи) Показов, Таргетинг, объект рекламирования и др. путем заполнения соответствующих разделов в Пользовательском интерфейсе.
При этом под Пользовательским интерфейсов, согласно пункту 1.1 Договора, понимается интерфейс доступа к статистическим данным размещения Рекламных материалов и иной информации, управлению размещением рекламных материалов, который, в том числе, предоставляет функциональную возможность удаленного взаимодействия сторон в рамках заключенного договора. Вход заказчика в пользовательский интерфейс возможен только после заключения Договора и осуществляется с использованием логина и пароля заказчика через персональную страницу пользователя, являющегося уполномоченным на законных основаниях представителем заказчика в социальной сети Вконтакте.
В соответствии с пунктом 4.1.5 Договора, ООО "В Контакте" обязано своевременно и корректно предоставлять заказчику документы, необходимые для проведения расчетов по настоящему договору.
Согласно пункту 2.1 Договора, в соответствии с Договором Компания оказывает заказчику возмездные услуги по размещению рекламных материалов заказчика в системе таргетированных объявления Вконтакте.
В соответствии с пунктом 5.9 Договора, ежемесячно, не позднее 10 (десяти) рабочих дней месяца, следующего за Отчетным, ООО "В Контакте" формирует акт оказанных услуг (далее - Акт) и счет-фактуру на общую стоимость услуг в соответствии с объемом фактически оказанных в отчетном месяце услуг, и направляет электронную версию акта и счет-фактуру на электронный адрес заказчика, указанный в пользовательском интерфейсе. Акт и счет-фактура направляются заказчику так же в электронном виде по системе электронного документооборота с применением усиленной квалифицированной электронной подписи ООО "В контакте", что не требует последующей отправки в адрес заказчика оригиналов акта и счета-фактуры в бумажном виде.
В настоящем случае, ООО "В Контакте" не представило акт оказанных услуг, счет-фактуру, какие-либо иные платёжные документы, подтверждающие факт оказания услуги по распространению рекламы "Защита Трещева", а равно заключение договора между ООО "В Контакте" и указанным им лицом.
Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о непричастности пользователя "Алина Гафарова" к распространению рассматриваемой рекламы.
Комиссия Московского УФАС России считает необходимым также учесть цель ООО "В Контакте" получать дополнительную прибыль от предоставления иным лицам возможность размещать рекламу на сайте в сети Интернет vk.com, при этом фактически не желая устанавливать добросовестные отношения с рекламодателем рекламы, в том числе по установлению необходимых данных для его идентификации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией Московского УФАС в действиях ООО "В Контакте" установлено нарушение пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пусть и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "В Контакте" предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "В Контакте" нарушившим пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в связи с распространением в период с 29.11.2016 по 07.12.2016 на сайте в сети Интернет по адресу vk.ru рекламы "Защита Трещева; Отучитесь обращаться к адвокатам раз и навсегда. Самый авторитетный юрист России в открытом формате объяснит, почему больше не стоит платить за услуги юристов...".
2. Выдать ООО "В Контакте" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
Исполнитель: <...>., (495) 784-75-05 (доб. <...>)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июня 2017 г. N 3-5-51/77-17 (ключевые темы: закон о рекламе - антимонопольный орган - рекламные материалы - неопределенный круг лиц - размещение рекламы)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.02.2018