Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Иващенко Ирина Викторовна, рассмотрев в присутствии <_> протокол и материалы дела об административном правонарушении N 541 А-РЗ/2018, возбужденного в отношении <_> по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) по факту нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), лицу, в отношении которого возбуждено административное производство разъяснены права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч.ч. 4, 5 ст. 25.5 КоАП,
УСТАНОВИЛ:
29.06.2017 г. Уполномоченным органом - МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" для нужд Заказчика - МБОУ ДС N 8 "Золотая рыбка" в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация об электронном аукционе для закупки: "Работы по установке дверных и оконных блоков и коробок, навеске дверных полотен (кроме дверей автоматического действия и вращающихся дверей), окон, оконных створок, планчатых створок, дверей гаражного типа и т. п. из любых материалов" (извещение N 0818300025617000104).
Начальная (максимальная) цена контракта - 534 140,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 1 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ" к разделу 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Блоки оконные поливинилхлоридные ПВХ |
|
Отклонение от прямолинейных кромок деталей рамочных элементов на 1 м длины на любом участке элемента окна; мм |
Не более 1,0 |
Предельные отклонения номинальных размеров коробок и створок (полотен) по длине и ширине, размеров расположения оконных приборов, а также разность длин диагоналей прямоугольных элементов изделий не должны превышать значений: | ||||
До 1000 мм |
|
|||
Внутренний размер коробок; мм |
+ 1 |
|||
Наружный размер створок; мм |
- 1 |
|||
Разность длин диагоналей; мм |
2 |
|||
Размеры расположения приборов; мм |
+1,5 |
|||
От 1000 мм до 2000 мм |
|
|||
Внутренний размер коробок; мм |
+2; -1 |
|||
Наружный размер створок; мм |
+ 1 |
|||
Разность длин диагоналей; мм |
3 |
|||
Размеры расположения приборов; мм |
+1,5 |
|||
свыше 2000 мм |
|
|||
Внутренний размер коробок; мм |
+2; -1 |
|||
Наружный размер створок; мм |
+1,0 -2,0 |
|||
Разность длин диагоналей; мм |
4 |
|||
Размеры расположения приборов; мм |
+1,0 |
|||
2 |
Доски подоконные ПВХ |
|
Материал изготовления - суспензионный поливинилхлорид, который должен иметь следующие характеристики |
|
Насыпная плотность г/см. куб |
0,45-0,55 |
|||
Остаток после просева на сите N0063; % не менее |
85 |
|||
Количество загрязнений и посторонних веществ; шт. не более |
16 |
|||
Количество прозрачных точек ("рыбий глаз") в 0,1 см3, шт., не более |
15 |
|||
3
|
Краска водоэмульсионная |
|
Массовая доля нелетучих веществ; % |
52-57 |
Укрывистость высушенной пленки; г/кв.м., не более |
100 |
|||
Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20_2) \x{02da}С; ч, не менее |
24 |
|||
Морозостойкость; количество циклов, не менее |
5 |
|||
Условная светостойкость; % Не более |
5 |
|||
Степень перетира; мкм, не более |
60 |
|||
Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) \x{02da}С; ч, не более |
1 |
Из положений инструкции по заполнению заявки, установленной Заказчиком в Разделе 8 аукционной документации следует, что предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров.
Значения показателей, предоставляемых участником, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование.
В инструкции по заполнению заявки не предусмотрено применение участниками закупки следующих слов, используемых Заказчиком при описании предлагаемых товаров: "от до", "свыше", а также не определено, требуются ли Заказчику все размерные интервалы, что может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному определению показателей материалов и повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в аукционной документации ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 1 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ" к разделу 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Блоки оконные поливинилхлоридные ПВХ |
|
Отклонение от прямолинейных кромок деталей рамочных элементов на 1 м длины на любом участке элемента окна; мм |
Не более 1,0 |
Предельные отклонения номинальных размеров коробок и створок (полотен) по длине и ширине, размеров расположения оконных приборов, а также разность длин диагоналей прямоугольных элементов изделий не должны превышать значений: | ||||
До 1000 мм |
|
|||
Внутренний размер коробок; мм |
+ 1 |
|||
Наружный размер створок; мм |
- 1 |
|||
Разность длин диагоналей; мм |
2 |
|||
Размеры расположения приборов; мм |
+1,5 |
|||
От 1000 мм до 2000 мм |
|
|||
Внутренний размер коробок; мм |
+2; -1 |
|||
Наружный размер створок; мм |
+ 1 |
|||
Разность длин диагоналей; мм |
3 |
|||
Размеры расположения приборов; мм |
+1,5 |
|||
свыше 2000 мм |
|
|||
Внутренний размер коробок; мм |
+2; -1 |
|||
Наружный размер створок; мм |
+1,0 -2,0 |
|||
Разность длин диагоналей; мм |
4 |
|||
Размеры расположения приборов; мм |
+1,0 |
|||
3
|
Краска водоэмульсионная |
|
Массовая доля нелетучих веществ; % |
52-57 |
Укрывистость высушенной пленки; г/кв.м., не более |
100 |
|||
Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20_2) \x{02da}С; ч, не менее |
24 |
|||
Морозостойкость; количество циклов, не менее |
5 |
|||
Условная светостойкость; % Не более |
5 |
|||
Степень перетира; мкм, не более |
60 |
|||
Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) \x{02da}С; ч, не более |
1 |
ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия" (далее - ГОСТ 30674-99) распространяется на оконные и балконные дверные блоки из поливинилхлоридных профилей по ГОСТ 30673 одинарной конструкции со стеклопакетами (далее - оконные блоки или изделия) для зданий и сооружений различного назначения.
Согласно п. 5.2.3 ГОСТ 30674-99 предельные отклонения от номинальных размеров элементов изделий, зазоров в притворах и под наплавом, размеров расположения оконных приборов и петель не должны превышать значений, установленных в таблице 1.
Таблица 1
В миллиметрах
Размерный интервал |
Предельные отклонения номинальных размеров |
||||
внутренний размер коробок |
наружный размер створок |
зазор в притворе (фальцлюфт) |
зазор под наплавом |
размеры расположения приборов и петель |
|
До 1000 |
_1,0 |
-1,0 |
_1,5 |
+1,0 |
_1,0 |
От 1000 до 2000 |
+2,0 -1,0 |
_1,0 |
|
+1,0 -0,5 |
|
Св. 2000 |
+ 2,0 -1,0 |
+ 1,0 -2,0 |
|
+1,5 -0,5 |
|
Примечания 1 Значения предельных отклонений установлены для температурного интервала проведения измерения - 16-24 °С. 2 Значения предельных отклонений размеров зазоров в притворах и под наплавом приведены для закрытых створок с установленными уплотняющими прокладками. |
Разность длин диагоналей прямоугольных рамочных элементов не должна превышать 2,0 мм при наибольшей длине стороны створки до 1400 мм и 3,0 мм - более 1400 мм.
В соответствии с п. 5.2.8 ГОСТ 30674-99 отклонения от прямолинейности кромок деталей рамочных элементов не должны превышать 1 мм на 1 м длины на любом участке.
В инструкции по заполнению заявки предусмотрено: если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, Заказчиком по позиции 1 "Блоки оконные поливинилхлоридные ПВХ" установлены значения показателей не соответствующие требованиям ГОСТ 30674-99, а именно: по показателю "размеры расположения приборов; мм" для размерного интервала "до 1000 мм" и "от 1000 мм до 2000 мм", по показателю "разность длин диагоналей; мм" для интервального размера "от 1000 мм до 2000 мм" и "свыше 2000 мм".
На основании п. 7.2.1 ГОСТ 30674-99 геометрические размеры изделий, а также прямолинейность кромок определяют с использованием методов, установленных в ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.
Предельные отклонения от номинальных размеров элементов изделий, разность длин диагоналей и другие размеры определяют при помощи металлической измерительной рулетки по ГОСТ 7502, штангенциркуля по ГОСТ 166, щупов по НД.
Предельные отклонения от прямолинейности кромок определяют путем приложения поверочной линейки по ГОСТ 8026 или строительного уровня с допуском плоскостности не менее девятой степени точности по ГОСТ 9416 к испытываемой детали и замером наибольшего зазора при помощи щупов по НД.
Измерения линейных размеров следует производить при температуре воздуха изделий (20_4) °С. В случае необходимости проведения измерений при других температурах следует учитывать температурное изменение линейных размеров профилей: 0,8 мм/м на каждые 10 °С отклонения от указанной температуры.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Аналогично по позиции 3 "Краска водоэмульсионная" Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, в том числе с обязанностью участников закупки предоставлять в заявках конкретные числовые значения по позиции 1 "Блоки оконные поливинилхлоридные ПВХ" по показателю "Отклонение от прямолинейных кромок деталей рамочных элементов на 1 м длины на любом участке элемента окна; мм", что свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 1 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ" к разделу 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
||
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
2 |
Доски подоконные ПВХ |
|
Материал изготовления - суспензионный поливинилхлорид, который должен иметь следующие характеристики |
||
Насыпная плотность г/см. куб |
0,45-0,55 |
||||
Остаток после просева на сите N0063; % не менее |
85 |
||||
Количество загрязнений и посторонних веществ; шт. не более |
16 |
||||
Количество прозрачных точек ("рыбий глаз") в 0,1 см3, шт., не более |
15 |
||||
|
|
|
|
|
|
Установление требований к материалу "суспензионный поливинилхлорид" по позиции "Доски подоконные ПВХ" свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки, поскольку ст. 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление требований к материалам и компонентам, из которых изготавливается требуемый товар, кроме того, предметом аукциона является не производство конкретного товара, а выполнение работ.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Документация об открытом аукционе в электронной форме N 0818300025617000104: "Работы по установке дверных и оконных блоков и коробок, навеске дверных полотен (кроме дверей автоматического действия и вращающихся дверей), окон, оконных створок, планчатых створок, дверей гаражного типа и т. п. из любых материалов" утверждена <_>, что подтверждается информацией, предоставленной в Краснодарское УФАС России (вх. N 5197 от 17.05.2018 г.).
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Правонарушение совершено 29.06.2017 г. по месту нахождения заказчика - МБОУ ДС N 8 "Золотая рыбка".
В соответствии со ст. 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, в действиях <_> содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
При рассмотрении административного дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.
Руководствуясь статьями 23.66, 29.9 КоАП,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать <_> виновной в совершении административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по коду 161 1 16 33040 04 6000 140. Реквизиты счетов для перечисления штрафа:
ИНН: 2309053192 КПП: 231001001
Получатель: УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю)
Банк получателя: Южное ГУ Банка России г. Краснодар
БИК 040349001 Расчетный счет: 40101810300000010013
Назначение платежа КБК (указать код штрафа)
ОКТМО: 03641101
УИН: 16168061300001242663
Очередность платежа: 4
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8(861)251-66-48), с указанием номера постановления).
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления И.В. Иващенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 июня 2018 г. N 541
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2018