Резолютивная часть решения объявлена: "12" марта 2018 года
Полный текст решения изготовлен: "19" марта 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя,
член Комиссии - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,
член Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,
рассмотрев дело N 03-21/06-2018, возбужденное по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в отношении ИП Протасовой М.В., выразившегося в распространении рекламы новогодних шоу-программ и мероприятий в журнале "Астрон" N10 (65) 2017, в присутствии представителя ИП Протасовой М.В. (доверенность от 14.11.2017),
УСТАНОВИЛА:
Марийским УФАС России проведен мониторинг рекламы, размещенной в журнале "Астрон" N10 (65) 2017, по результатам которого выявлена реклама новогодних шоу-программ и мероприятий следующего содержания: "Мята гастрономический бар. Hollywood new year show. В главных ролях вы и ваши друзья. Режиссер-постановщик и продюсер: Ярослав Ефремов, а также аллея звезд, специальный фотокорреспондент. Отметь новогодний корпоратив и стань звездой! Запись на проведение новогодних корпоративов открыта! <_>", "Burlesque Новогоднее шоу "Бурлеск", новогодние корпоративы <_>", "VI фитнес-премия "Астрон" Новогодний бал <_>", "Dance party. Латина. Zumba. Стрип-пластика <_>", "Big Chicago Новогодняя ночь 2018. <_>", содержащая признаки нарушения требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
Определением от 12.02.2018 возбуждено дело N 03-21/06-2018 по признакам нарушения законодательства о рекламе, выразившегося в распространении рекламы зрелищного мероприятия без указания возрастной категории, для которой предназначена информационная продукция, в отношении ИП Протасовой М.В.
На заседании Комиссии ИП Протасова М.В. поддержала ранее представленные письменные пояснения, признала факт нарушения требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе и указала, что рассматриваемая реклама размещена предпринимателем по собственной инициативе на основании разработанных ею макетов рекламной информации, в связи с чем договоры на размещение рассматриваемой рекламы отсутствуют, оплата размещения спорной рекламы не производилась.
Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, выслушав пояснения ИП Протасовой М.В., пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы ввиду следующего.
Так, согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Из анализа рассматриваемой информации следует, что объектом рекламирования выступают: гастрономический бар "Мята" и "Hollywood new year show (*Голливуд. Новогоднее шоу)"; кафе "Шале" и новогоднее шоу "Бурлеск"; VI фитнес-премия "Астрон" Новогодний бал (программа вечера: торжественная церемония вручения премии, шоу-программа, фуршет); фитнес клуб "Астрон" и танцевальная вечеринка "Dance party (*Танцевальная вечеринка). Латина. Zumba. Стрип-пластика <_>"; кафе "Big Chicago" и тематические программы на 2х этажах в новогоднюю ночь.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена посредством журнала "Астрон", адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - ФЗ N 436), без указания категории данной информационной продукции.
В силу части 1 статьи 12 ФЗ N 436 обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований данного закона ее производителем и (или) распространителем с указанием цифры и знака "плюс" или соответствующего текстового предупреждения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 ФЗ N436 информационная продукция - это предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Согласно пункту 3 статьи 2 ФЗ N436 зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Исходя из положений названных норм, проведение шоу-программ в конкретные дни, указанных в рекламе, их публичное исполнение и проведение зрелищных мероприятий направлено на привлечение зрителей. Следовательно, информация, которая может быть распространена посредством данных мероприятий является информационной продукцией.
Следовательно, шоу-программа "Hollywood new year show (*Голливуд. Новогоднее шоу)"; новогоднее шоу "Бурлеск"; VI фитнес-премия "Астрон" Новогодний бал (программа вечера: торжественная церемония вручения премии, шоу-программа, фуршет); танцевальная вечеринка "Dance party. Латина. Zumba. Стрип-пластика <_>"; тематические программы на 2х этажах в новогоднюю ночь в кафе "Big Chicago" на основании пункта 3 статьи 2 ФЗ N436 относятся к информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями данного закона.
В соответствии с требованиями части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе категория данной продукции должна быть обозначена в ее рекламе соответствующими цифрой, знаком или предупреждением о возрастных ограничениях распространения такой продукции среди детей.
В связи с тем, что в рассматриваемой рекламе, размещенной в журнале "Астрон", отсутствует указание на категорию возрастной продукции, рассматриваемая реклама нарушает требования части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ИП Протасова М.В. является учредителем и издателем журнала "Астрон".
В письме (вх. N 14338 от 28.11.2017) индивидуальный предприниматель указала, что макеты рассматриваемой рекламы разработаны индивидуальным предпринимателем самостоятельно, письменные договоры на распространение рекламы не заключались. Возрастной категорией рассматриваемых зрелищных мероприятий является "16+", поскольку само печатное издание журнал "Астрон" имеет маркировку "16+", которая расположена на обложке журнала.
ИП Протасова М.В. признала, что она является рекламопроизводителем и рекламораспространителем. Отсутствие возрастных категорий информационной продукции в рассматриваемой рекламе предпринимателем не отрицается.
На основании изложенного следует, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Протасова М.В.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России установлен факт нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе при распространении и размещении рассматриваемой рекламы в действиях ИП Протасовой М.В.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП Протасовой М.В., поскольку доказательства, отражающие фактическое прекращение распространения рассматриваемой рекламы в материалы дела не представлены.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу новогодних шоу-программ и мероприятий следующего содержания: "Мята гастрономический бар. Hollywood new year show. В главных ролях вы и ваши друзья. Режиссер-постановщик и продюсер: Ярослав Ефремов, а также аллея звезд, специальный фотокорреспондент. Отметь новогодний корпоратив и стань звездой! Запись на проведение новогодних корпоративов открыта! <_>", "Burlesque Новогоднее шоу "Бурлеск", новогодние корпоративы <_>", "VI фитнес-премия "Астрон" Новогодний бал <_>", "Dance party. Латина. Zumba. Стрип-пластика <_>", "Big Chicago Новогодняя ночь 2018. <_>", размещенную в журнале "Астрон" N10 (65) 2017, поскольку в ней нарушены требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Протасовой М.В. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 19 марта 2018 г. N 03-21/06-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.03.2018