Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса" на 2018 год ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) от 21.11.2017 N 59/52 "Об утверждении производственной программы и предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на территории Магнитогорского кластера Челябинской области, на 2018-2020 годы" установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса".
В ходе анализа экспертного заключения и материалов тарифного дела Министерства по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Магнитогорского кластера на 2018 год ФАС России был выявлен ряд нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, что, в свою очередь, повлекло установление тарифа в размере превышающем экономически обоснованный уровень.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует, в том числе прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году). Согласно действующему прогнозу Минэкономразвития России, прогноз индекса потребительских цен на 2018 год в среднем за год к предыдущему году составляет 103,7 %.
В нарушение данного пункта Министерством был применен индекс в размере 104,0 %, что привело к планированию необоснованного роста заработной платы и расходов на ремонт специальной техники и необоснованному включению в состав необходимой валовой выручки 507,36 тыс.руб.:
1) "расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала" в разделе "сбор и транспортирование ТКО" (излишне учтено 274,15 тыс.руб.);
2) "расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала" в разделе "сбор и транспортирование ТКО" (излишне учтено 41,77 тыс.руб.);
"расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого аппарата" в разделе "сбор и транспортирование ТКО" (излишне учтено 9,71 тыс.руб.);
"расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого аппарата" в разделе "расходы на заключение и обслуживание договоров" (излишне учтено 59,89 тыс.руб.);
5) "ремонтные расходы" в разделе "сбор и транспортирование ТКО" (излишне учтено 121,85 тыс.руб.).
2. Абзацем 2 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и частью 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (далее - плата за негативное воздействие, НВОС) являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно части 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие учитываются при установлении предельных тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном Основами ценообразования.
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 29 и подпунктом "з" пункта 50 Основ ценообразования необходимая валовая выручка включает в себя, в том числе расходы на плату за негативное воздействие.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16, (далее - Методические указания) как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, и расходов на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.
Таким образом, пункт 90 Основ ценообразования устанавливает, что необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности (обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов), и расходов на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.
Порядок расчета единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен пунктом 85 Методических указаний.
В соответствии с указанным пунктом в случае, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов (равно эксплуатирует объекты по обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов на праве собственности, на основании договора аренды, концессионного соглашения и иных законных основаниях), то его расходы на обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов рассчитываются в соответствии с общим порядком определения необходимой валовой выручки на деятельность по обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, то есть с учетом платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пояснениями Министерства (письмо от 02.03.2018 N 04/731) региональный оператор размещает твердые коммунальные отходы на "свалке ТБО г. Магнитогорска" и "полигоне Локомотивного городского округа".
При этом по договору аренды от 01.12.2016 N 13 ООО "Центр коммунального сервиса" самостоятельно эксплуатирует полигон твердых бытовых отходов по адресу Челябинская область, пос. Локомотивный, ул. Строителей, 73 (срок аренды по 30.11.2065).
Постановлением Министерства от 14.11.2017 N 57/20 "Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов ООО "Центр коммунального сервиса" на полигоне Локомотивного городского округа на 2018 - 2020 годы" для ООО "Центр коммунального сервиса" на указанный объект захоронения был установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов в размере 106,73 руб/м3 с 01.07.2018 по 31.12.2018. Расходы на плату за НВОС в составе предельного тарифа на захоронение учтены не были.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования при расчете тарифа ООО "Центр коммунального сервиса" как регионального оператора Министерством были учтены расходы на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне Локомотивного городского округа по тарифу 106,73 руб./м3 в объеме 174,1 тыс.м3.
Исходя из совокупности вышеприведенных норм и обстоятельств, дополнительный учет в составе необходимой валовой выручки ООО "Центр коммунального сервиса" как регионального оператора расходов на плату за НВОС по объему отходов, поступающих на полигон Локомотивного городского округа, правомерен.
Согласно экспертному заключению Министерством учтено в составе необходимой валовой выручки ООО "Центр коммунального сервиса" 71 531,4 тыс.руб на плату за негативное воздействие.
В пункте 4 раздела 5 Экспертного заключения от 15.11.2017 (стр. 16) указано, что расчет платы произведен исходя из ставок 663,2 руб./тонну (IV класс опасности) и 17,3 руб./тонну (V класс опасности) и следующей массы захоронения: 107 097 тонн IV класса опасности и 32 590 V класса опасности (что в сумме составляет 139 687 тонн отходов).
Вместе с тем в дополнительных письменных пояснениях по запросу ФАС России Министерством указано, что расчет платы за НВОС произведен исходя из 139 644,3 тонн, в то время как общая масса твердых коммунальных отходов, учтенная в расчете единого тарифа, в соответствии с Таблицей N 1 раздела 4 Экспертного заключения от 15.11.2017 (стр. 6) составляет 139 571,1 тонну по всей зоне деятельности (кластеру).
В целях определения обоснованных параметров расчета платы за негативное воздействие, бремя по внесению которой несет ООО "Центр коммунального сервиса" при самостоятельной эксплуатации и размещении твердых коммунальных отходов, поступающих от потребителей, располагающихся на территории Магнитогорского кластера Челябинской области, на полигон Локомотивного городского округа, ФАС России был произведен проверочный расчет массы таких отходов.
Так, согласно Экспертным заключениям Министерства по расчету предельных тарифов ООО "Центр коммунального сервиса" на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне Локомотивного городского округа в расчет включены объемы твердых коммунальных отходов, поступающие из Чесменского, Варненского, Брединского, Карталинского м.р. и Локомотивного г.о., общей массой 23 573,1 тонны (что равно 174 056,5 м3), данные по которой также указаны на странице 6 Экспертного заключения от 15.11.2017 по экономической обоснованности затрат ООО "Центр коммунального сервиса" как регионального оператора на 2018 год.
Кроме того, такой же объем был использован для определения расходов на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне Локомотивного городского округа по тарифу 106,73 руб./м3.
Таким образом, ФАС России считает обоснованной величину массы твердых коммунальных отходов, определяемой в целях формирования платы за негативное воздействие, бремя по внесению которой несет ООО "Центр коммунального сервиса" при самостоятельной эксплуатации и размещении твердых коммунальных отходов, поступающих от потребителей, располагающихся на территории Магнитогорского кластера Челябинской области, на полигон Локомотивного городского округа, равную 23 573,1 тонн (что равно 174 056,5 м3).
Распределение по классам опасности, указанное Министерством в дополнительном письменном пояснении (76,7 % отходы IV класса опасности, 23,3 % отходы V класса опасности) ФАС России считает обоснованным.
В связи с чем, при использовании ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", массы твердых коммунальных отходов, размещаемых на полигоне Локомотивного городского округа, и ее распределения по IV и V классам опасности, обоснованная величина расходов на плату за НВОС ООО "Центр коммунального сервиса" составляет 12 086,05 тыс. руб.:
Класс отходов |
Доля в общей массе, % |
Масса отходов, тонн |
Ставка платы, руб./тонну |
Плата, тыс.руб. |
IV |
76,7 |
18080,57 |
663,2 |
11991,03 |
V |
23,3 |
5492,53 |
17,3 |
95,02 |
Итого |
100 |
23573,1 |
- |
12086,05 |
Исходя из информации, представленной в экспертном заключении остальная масса отходов, поступающих от потребителей, располагающихся на территории Магнитогорского кластера Челябинской области (Магнитогорский г.о., Верхнеуральный, Кизильский, Агаповский, Нагайбакский м.р.), размещаются на свалке ТБО г. Магнитогорска, эксплуатируемой МУП "Трест жилищного хозяйства" г. Магнитогорска с 22.08.2017. Также в экспертном заключении указано, что договор от 14.08.2015 N 276П/Ц004-15 на временное хранение отходов на данном полигоне заключен между ООО "Центр коммунального сервиса" и МУП "Спецавтохозяйство".
Учитывая изложенное, ООО "Центр коммунального сервиса" не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов на свалке ТБО г. Магнитогорска, так как деятельность по их размещению на данной территории осуществляется иным юридическим лицом.
Таким образом, Министерством были включены в состав необходимой валовой выручки ООО "Центр коммунального сервиса" на 2018 год необоснованные расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в размере 59 445,35 тыс.руб.
Вместе с тем необходимо отметить, что в целях исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака от 13.03.2018 N ДК-П9-39пр "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов", федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации проводятся мероприятия, направленные на реализацию указанного поручения, в том числе на уменьшение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов 4 класса опасности за 2018 год и ежегодное увеличение такой ставки на 15 % в течение 7 лет, а также обязательный пересмотр тарифов операторов, региональных операторов в части перерасчета учтенных расходов за плату за негативное воздействие в течение двух месяцев с момента принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение в нормативные правовые акты изменений.
В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации (размещен по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=80192), в соответствии с которым будут внесены изменения в Основы ценообразования N 484, постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (в частности, предусмотрено снижение на 2018 год ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду отходов IV класса опасности (малоопасных), относящихся к твердым коммунальным отходам, с 663,2 руб./тонну до 95,0 руб./тонну).
При этом согласно данному проекту, Правительством Российской Федерации указано на необходимость органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов,
в 2-месячный срок с момента принятия данного постановления привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с вышеуказанным постановлением.
Кроме того, проектом предусмотрено распространение его действия на отношения, возникшие с 01.01.2018 года, что дает возможность пересмотреть весь размер расходов за негативное воздействие на окружающую среду, учтенный в тарифах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, расходы ООО "Центр коммунального сервиса" по статье "расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду" должны быть пересчитаны после принятия указанного постановления Правительства Российской Федерации в соответствии с размерами ставок, утвержденных Правительством Российской Федерации, и массы размещаемых твердых коммунальных отходов на полигоне Локомотивного городского округа в размере 23 573,1 тонны с учетом ее распределения по классам опасности: IV класс опасности - 18 080,57 тонн и V класс опасности - 5 492,53 тонн.
В составе расходов раздела "сбор и транспортирование ТКО" калькуляции необходимой валовой выручки регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса" Министерством были учтены "расходы на работы и (или) услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО (оплата услуг по временному хранению на Магнитогорской свалке)" в размере 23 930,4 тыс.руб.
В рамках дополнительных пояснений по запросу ФАС России Министерством была представлена копия договора аренды от 28.07.2017 N 9869, заключенного между ООО "Центр коммунального сервиса" и Администрацией города Магнитогорска Челябинской области, предметом которого является земельный участок (г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, по проезду Санитарному, 16/2). Исходя из положений указанного договора аренды прямо не следует, что данный земельный участок используется (может быть использован) ООО "Центр коммунального сервиса" в качестве объекта размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4.1 договора ежегодный размер арендной платы составляет 1 600 тыс.руб. ФАС России было установлено, что данные расходы в размере 1 600 тыс.руб. не были заявлены ООО "Центр коммунального сервиса" на включение в состав необходимой валовой выручки и, соответственно, не были учтены органом регулирования.
Кроме того, исходя из информации, представленной в экспертном заключении, часть отходов, поступающих от потребителей, располагающихся на территории Магнитогорского кластера Челябинской области, на период 2018 года размещаются на свалке ТБО г. Магнитогорска, эксплуатируемой МУП "Трест жилищного хозяйства" г. Магнитогорска с 22.08.2017 г.
Также в экспертном заключении (страница 11) указано, что договор от 14.08.2015 N 276П/Ц004-15 на временное хранение отходов на данном полигоне заключен между ООО "Центр коммунального сервиса" и МУП "Спецавтохозяйство", в соответствии с котором и были приняты расходы по данной статье на сумму 23 930,4 тыс.руб.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, и расходов на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.
Под регулируемыми видами деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами помимо оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, в соответствии с частью 1 статьи 24.8 Закона 89-ФЗ понимаются обработка, обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, обработка твердых коммунальных отходов в редакции федерального закона, действовавшей до 31.12.2017 (то есть действовавшей на момент принятия тарифного решения), расходы на обработку твердых коммунальных отходов не учитывались при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
Деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не является регулируемым видом деятельности и относится к рыночному сегменту.
Таким образом, пункт 90 Основ ценообразования устанавливает, что необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности (обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов), и расходов на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Таким образом, хранение отходов является временной мерой, после чего весь объем отходов, переданных на хранение должен быть направлен на утилизацию, обезвреживание, захоронение (которые являются конечным пунктом движения потока отходов).
Под сбором отходов (в редакции, действовавшей до 31.12.2017) понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Под транспортированием отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными указанным постановлением, под "вывозом твердых коммунальных отходов" понимается транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, временное хранение не может быть отнесено ни к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (обработка, обезвреживание, захоронение), ни к деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, Министерством были включены в состав необходимой валовой выручки ООО "Центр коммунального сервиса" на 2018 год необоснованные "расходы на работы и (или) услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО (оплата услуг по временному хранению на Магнитогорской свалке)" в размере 23 930,4 тыс.руб.
4. В ходе анализа экспертного заключения Министерства ФАС России установлено, что расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, учтенные Министерством в необходимой валовой выручке регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса", составляют 50 240,40 тыс.руб. и включают в себя 14 525,3 тыс.руб. - "комиссию за сбор платежей".
В экспертном заключении не представлен расчет данной величины, а также ее обоснование.
В дополнительных пояснениях по запросу ФАС России Министерством была представлена информация, о том, что 14 525,3 тыс.руб. представляют собой комиссию за сбор платежей сторонними организациями (от 1,7 % до 7 %): МП МО г. Магнитогорска "ЕРКЦ", ФГУП "Почта России", ООО "Гарант-Сервис", ООО "УЖЭК "Ключ", ООО "Амиго", ООО "Мобильные городские платежи - Екатеринбург".
Договор от 14.11.2017 N Д-03-4047/Ц122-17 заключен с ФГУП "Почта России", предметом договора является "прием платежей" с вознаграждением в размере 1,7 % от суммы платежей.
Договор от 25.10.2017 N 0701/Ц133-17 заключен с ООО "Гарант-Сервис", предметом договора является ведение лицевых счетов потребителей, изготовление и доставка платежных документов, прием платежей, и т.п. с вознаграждением в размере 7 % от общей суммы платежей.
Договор от 01.11.2017 N 0378 заключен с ООО "УЖЭК "Ключ", предметом оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, но также предусматривает с вознаграждение ООО "УЖЭК "Ключ" в размере 7 % от суммы платежей жителей многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "УЖЭК "Ключ".
Договор от 01.03.2016 N 88/Ц048-16 заключен с ООО "Амиго", предметом договора является "прием и перечисление платежей по реквизитам поставщика (ООО "Центр коммунального сервиса") с вознаграждением.
Договор от 01.03.2016 N 436 заключен с ООО "Мобильные городские платежи - Екатеринбург", предметом договора является "прием и перечисление платежей по реквизитам поставщика (ООО "Центр коммунального сервиса") с вознаграждением в размере 2 % от суммы платежей.
Договор от 27.11.2017 N Ц143-17 заключен с МП МО г. Магнитогорска "ЕРКЦ", обязанностями по договору являются "начисление платы за услугу по обращению с ТКО, прием платежей и т.п." с вознаграждением в размере 13,92 руб. (с НДС) за 1 платежный документ в месяц.
Необходимо отметить, что договор с МП МО г. Магнитогорска "ЕРКЦ" заключен после установления тарифа ООО "Центр коммунального сервиса" постановлением Министерства от 21.11.2017 N 59/52.
Дополнительно необходимо отметить, что заключение перечисленных выше договоров (с ФГУП "Почта России", ООО "Амиго", ООО "Мобильные городские платежи - Екатеринбург") представляет конкретным платежным организациям конкурентное преимущество на рынке платежных услуг, а иные платежные организации может поставить в неравные условия осуществления деятельности на этом рынке. Ввиду наличия данного обстоятельства также создаются условия для снижения эффективности ценовой конкуренции между платежными организациями, а также препятствия для дальнейшего снижения, в том числе, в результате такой конкуренции, размера комиссии за оказание платежных услуг.
Кроме того, учет расходов на получение платежных услуг отдельных хозяйствующих субъектов в составе тарифов приводит к тому, что потребители, оплатившие жилищно-коммунальные услуги в банках, не заключивших договоры о приеме платежей с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг), уплачивает "двойную" комиссию за прием таких платежей: первый раз в составе тарифа, второй - при оплате услуг в выбранном банке, с которым не заключен договор о приеме платежей.
Также помимо "комиссии за сбор платежей" в расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, учтенные Министерством в необходимой валовой выручке регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса", учтена сумма в размере 35 715,10 тыс.руб., в том числе на оплату труда и отчисления на социальные нужды (20 760,5 тыс.руб.), доставка квитанций и договоров (630,3 тыс.руб.), прочие административные расходы (3 244,50 тыс.руб.) и другое.
5. Министерством были учтены в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию в совокупном размере 2958,7 тыс.руб.:
- в разделе "сбор и транспортирование ТКО" на амортизацию автотранспорта в размере 2021,0 тыс.руб.;
- в разделе "расходы на заключение и обслуживание договоров" на амортизацию основных средств в размере 937,7 тыс.руб.
ФАС России был произведен проверочный расчет амортизационных отчислений исходя из представленных Министерством данных тарифного дела: инвентарных карточек и оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 (Основные средства) за сентябрь 2017 года.
Амортизация автотранспорта учена Министерством в размере 2021,0 тыс.руб., в то время как согласно проверочному расчету ФАС России, сделанному на основании предоставленных инвентарных карточек, нормативного срока полезного использования, сумма амортизации автотранспорта и специальной техники составляет 1559,85 тыс.руб.
Таким образом, в разделе "сбор и транспортирование ТКО" экономически обоснованный размер амортизации составляет 1559,85 тыс.руб.
По представленным материалам к основным средствам (за исключением специальной техники) относится 4 объекта: контейнер для мусора, система видеонаблюдения, сервер, система пожарно-охранной сигнализации.
По проверочному расчету ФАС России на основании предоставленных инвентарных карточек, нормативного срока полезного использования, годовая амортизация указанного имущества составляет 284,89 тыс.руб.
Размер годовой амортизации автомобиля Toyota Camry по проверочному расчету составил 270,91 тыс.руб.
Следовательно, в блоке "расходы на заключение и обслуживание договоров" экономически обоснованный размер амортизации составляет 525,81 тыс.руб.
Совокупная сумма экономически обоснованных амортизационный отчислений по расчету ФАС России составляет 2085,66 тыс.руб.
Таким образом, Министерством были включены в состав необходимой валовой выручки ООО "Центр коммунального сервиса" на 2018 год необоснованные расходы на амортизацию в совокупном размере 909,04 тыс.руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктами "а" и "д" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области нарушившим подпункт "в" пункта 14, пункты 12, 34, Основ ценообразования и пункты 29, 34, 88 Методических указаний;
2. Предписать Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:
исключить из необходимой валовой выручки регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса" на 2018 год 507,36 тыс.руб., пересчитав статьи расходов, в которых использовано прогнозное значение индекса потребительских цен (вместо 104,0 % использовать 103,7 %);
исключить из необходимой валовой выручки регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса" на 2018 год излишне учтенные средства на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в размере 59 445,35 тыс.руб. и излишне учтенные расходы на амортизацию основных средств в совокупном размере 909,04 тыс.руб.
признать экономически необоснованными и исключить из необходимой валовой выручки регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса" на 2018 год расходы на "работы и (или) услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО (оплата услуг по временному хранению на Магнитогорской свалке)" - 23 930,4 тыс.руб. и затраты, учтенные по статье "комиссия за сбор платежей" - 14 525,3 тыс.руб.
Предписать Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области провести перерасчет расходов на период 2018-2020 гг. по статье "расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов" ООО "Центр коммунального сервиса" в соответствии с размерами ставок, утвержденными Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13.03.2018 N ДК-П9-39пр "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов", и массы размещаемых твердых коммунальных отходов на полигоне Локомотивного городского округа в размере 23 573,1 тонны с учетом ее распределения по классам опасности: IV класс опасности - 18 080,57 тонн и V класс опасности - 5 492,53 тонн.
Предписать Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области провести анализ и оценку экономической обоснованности расходов регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса" на оплату услуг сторонних организаций по договору от 25.10.2017 N 0701/Ц133-17, заключенному с ООО "Гарант-Сервис", и по договору от 27.11.2017 N Ц143-17, заключенному с МП МО г. Магнитогорска "ЕРКЦ", в условиях наличия в составе необходимой валовой выручки 35 715,10 тыс.руб. на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и при необходимости принять решение о включении (исключении) соответствующих расходов в необходимую валовую выручку ООО "Центр коммунального сервиса".
Предписать Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области проанализировать деятельность ООО "Центр коммунального сервиса" в части размещения твердых коммунальных отходов на "свалке ТБО г. Магнитогорска". В случае наличия документального подтверждения статуса "свалки ТБО г. Магнитогорска" как объекта захоронения твердых коммунальных отходов, а также подтверждения законного основания ООО "Центр коммунального сервиса" на эксплуатацию свалки ТБО г. Магнитогорска как объекта захоронения твердых коммунальных отходов, Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области предписывается проанализировать затраты на захоронение твердых коммунальных отходов на данном объекте и принять решение о включении затрат на захоронение твердых коммунальных отходов на данном объекте в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями, в необходимую валовую выручку регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Магнитогорского кластера Челябинской области на 2018 год. В случае принятия решения о включении вышеуказанных затрат, понесенных с момента подтверждения законного основания ООО "Центр коммунального сервиса" на эксплуатацию свалки ТБО г. Магнитогорска как объекта захоронения твердых коммунальных отходов, в необходимую валовую выручку, также принять и ввести в действие решение о пересмотре предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Магнитогорского кластера Челябинской области на 2018-2020 гг.
Произвести расчет необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Магнитогорского кластера Челябинской области на 2018-2020 гг. с учетом исполнения пунктов 2-5 настоящего предписания.
По результатам исполнения предписаний, указанных в пунктах
2,3,4,6 Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в срок до 01.08.2018 принять и ввести в действие решение о пересмотре предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Магнитогорского кластера Челябинской области на 2018-2020 гг.
Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области проинформировать ФАС России об исполнении настоящего предписания в течение 10 календарных дней с момента принятия решения, предусмотренного в пункте 5, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о пересмотре предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Магнитогорского кластера Челябинской области на 2018-2020 гг., в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания;
- протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение, принятие которого предписывается настоящим предписанием;
экспертного заключения по делу о пересмотре предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Центр коммунального сервиса" на территории Магнитогорского кластера Челябинской области на 2018-2020 гг., в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.
|
|
С.А. Пузыревский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.06.2018