Я, Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Иващенко Ирина Викторовна, в присутствии представителя АО "НЭСК-электросети" "_", действующего по доверенности от "_" N "_", рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 235А/2017, возбужденного в отношении АО "НЭСК-электросети" (ОГРН 1072308013821, ИНН 2308139496, КПП 230901001, адрес: 350033, г. Краснодар, пер. Переправный,13, офис 103 "А") по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установленного решением комиссии Краснодарского УФАС России от 18.07.2017 по делу N350/2016, представителю разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частями 4,5 статьи 25.5 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Решением Комиссии Краснодарского УФАС России от 18.07.2017 по делу N350/2016 в действиях АО "НЭСК-электросети" установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Дирекция строительства МЖК" путем неисполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств 9-этажного 2-секционного жилого дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя, 145, обеспечивающих категорию надежности энергоснабжения: I (24 кВт), II (197 кВт) согласно условиям заключенного Договора N4-38-12-2044 и ТУ N N4-38-12-2044, с учетом внесенных изменений от 18.11.2016 г. и требований подпункта "в" пункта 7 Правил технологического присоединения к электрическим сетям N861.
В Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО "Дирекция строительства МЖК", направленное Администрацией Президента Российской Федерации письмом от 29.06.2016 N А26-05-2142/2311 (вх. от 04.07.2016 N 6944), а также обращение, направленное прокуратурой Краснодарского края письмом от 09.09.2016 N 7/1-р-2016 (вх. от 23.09.2016 N 9723), на действия АО "НЭСК-электросети".
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения обращений ООО "Дирекция строительства МЖК", поступивших из Администрации Президента РФ письмом от 29.06.2016 N А26-05-2142/2311 (вх. от 04.07.2016 N 6944), а также из прокуратуры Краснодарского края письмом от 09.09.2016 N 7/1-р-2016 (вх. от 23.09.2016 N 9723), в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, издан приказ Краснодарского УФАС России от 04.10.2016 N 544 о возбуждении дела N 350/2016 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "НЭСК-электросети" (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N350/2016 Комиссией установлено следующее.
При рассмотрении дела N350/2016 со стороны Заявителя и Ответчика возникла спорная ситуация о дате заключения Договора, а именно: 07.02.2013 или 08.02.2013. Согласно сведениям, представленным АО "НЭСК-электросети" письмом от 18.04.2017 N09.НС-08/710 (вх.18.04.2017 N3631), датой заключения Договора считается дата поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию и считается 07.02.2013. Из данных пояснений также следует, что документы, подтверждающие дату заключения Договора отсутствуют, в связи с тем, что журнал регистрации выдачи договоров и технических условий за 2013 год изъят правоохранительными органами и не возвращен. Так как данные пояснения не ухудшает положение Заявителя, то в данной ситуации Комиссия по тексту настоящего Заключения указывает Договор от 07.02. 2013 N4-38-12-2044
Между АО "НЭСК-электросети" (Сетевая организация) и ООО "Дирекция строительства МЖК" (Заявитель) заключен Договор N4-38-12-2044 от 07.02.2013 г. об осуществлении технологического присоединения (далее Договор) и выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям N4-38-12-2044 (далее ТУ).
Предметом Договора является осуществление Сетевой организацией технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя 9-этажного 2-секционного жилого дома со встроенными помещениями, который будет располагаться по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя, 145, максимальная мощность энергопринимающих устройств 234 кВт; категория надежности I, II, III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 6кВ; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 кВт (п.1 Договора).
ТУ являются неотъемлемой частью Договора, срок действия составляет 2 года со дня заключения договора (п.4 Договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения договора (п.5 Договора).
Размер платы за технологическое присоединение в соответствии с приказом РЭК-ДЦиТ КК от 08.06.2011 N16/2011-Э, в ред. Приказа РЭК-ДЦиТ КК N49/2012-э от 28.09.2012 и составляет 3 930 263,06 рублей, в том числе НДС 18% 599 531,65 рублей (п.10 Договора).
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего договора в сетевую организацию (п.21 Договора).
В соответствии с ТУ N4-38-12-2044 энергопринимающее устройство заявителя является: ВРУ-0,4 кВ 9-этажного 2-секционного жилого дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя, 145, в целях энергоснабжения которго осуществляется технологическое присоединение (п.1, 2 ТУ); максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 234 кВт (п.3 ТУ); категория надежности: I Кат. 24 кВт, II Кат. 197 кВт, III Кат. 13 Квт (п.4 ТУ); класс напряжения электрических сетей; точкой присоединения является: ТП (ПС Северо-Восточная, СВ-216; ПС Южная, Ю-37 КРУН) (п. 7 ТУ); Основной источник питания: ПС Северо-Восточная, СВ-216, Резервный источник питания: ПС Южная, Ю-37 КРУН (п.8,9 ТУ).
Сетевая организация осуществляет мероприятия, предусмотренные пунктом 10 ТУ, в том числе согласно п.10.2.1: прокладку КЛ-6кВ от места рассечки КЛ-6кВ ТП-169-ТП-752 до РУ-6кВ ТП(1с.ш). Марка АСБ-10, сечение 3х240мм2, протяженность 0,2 км; п. 10.2.2: прокладку КЛ-6кВ от места рассечки КЛ-6кВ ТП-30-ТП-1000 до РУ-6кВ ТП(2с.ш). Марка АСБ-10, сечение 3х240мм2, протяженность 0,7 км.
Заявитель осуществляет мероприятия, предусмотренные пунктом 11 ТУ, в том числе согласно п.11.1.1 сооружение ТП в районе ул. Гоголя N145, с трансформатором (ТМГ) на номинальное напряжение 6/0,4 кВт. Трансформаторы мощностью 400кВА, в количестве 2 шт, ячеек 8 шт; согласно 11.1.2 энергопринимающее устройство присоединить от РУ-0,4кВ проектируемой ТП; для обеспечения I категории надежности установить АВР в РУ 0,4 кВт заявителя.
АО НЭСК -электросети" письмом от 07.10.2014 N04-09Н-984 были внесены изменения в ТУ: замена во всем тексте технических условий ТП на 2БКТП; пункт 10.2.1 читать в следующей редакции: прокладку КЛ-6кВ от места рассечки КЛ-6кВ ТП-169 (ул. Гоголя ,145/1)-ТП-752(ул.Гоголя,159) до РУ-6кВ проектируемой 2БКТП (1с.ш); п. 10.2.2: строительство КЛ-6кВ от РУ-6кВ ТП-120п до РУ -6 кВт проектируемой 2БКТП, и от РУ-6кВ проектируемой 2БКТП до РУ-6кВ ТП-169 (ул. Гоголя,145), также данные ТУ были продлены до 07.10.2015 г.
АО НЭСК -электросети" письмом от 25.06.2015 N20.3НС-1/908/3941 были внесены изменения в ТУ: п.11.1.2 энергопринимающее устройство присоединить от РУ-0,4кВ проектируемой ТП (с разных с.ш.), кабельными вводами. Марку и сечение кабелей определить при проектировании.
АО НЭСК -электросети" письмом от 18.11.2016 N12.3 НС-08/3323/10510 были внесены изменения в ТУ: пункт 10.2.1 читать в следующей редакции: прокладка КЛ-6кВ от места рассечки КЛ-6кВ ТП-169-ТП-752 до РУ-6кВ 2БКТП (1с.ш), проектируемой в районе ул. Гоголя,145, кабелем марки АСБ-10, сечением 3х240мм2, протяженностью 0,2 км ; п. 10.2.2: прокладка КЛ-6кВ от места рассечки КЛ-6кВ ТП-83-ТП-933 до от РУ-6кВ 2БКТП (2 с.ш), проектируемой в районе ул. Гоголя, 145, кабелем марки АСБ-10, сечением 3х240мм2, протяженностью 0,7 км, а также данные ТУ были продлены до 07.02.2018 г.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее Правила N861).
На основании пункта 3 Правил N861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с п.7 Правил N861 установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1; акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (редакция Постановления N861, действующая на дату, в которую необходимо было исполнить обязательства по технологическому присоединению в полном объеме, обеспечив I, II, III категорию надежности энергоснабжения согласно условиям договора N4-38-12-2044).
В ходе рассмотрения дела N350/2016 АО "НЭСК-электросети", ООО "Дирекция строительства МЖК" представлены подписанные без разногласий следующие акты: акт об осуществлении технологического присоединения N4-38-12-2044 от 29 января 2016 г.; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон N68 от 29 января 2016г.г.; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон N68 от 29 января 2016 г, а также: - акт об осуществлении технологического присоединения N4-38-12-2044 без даты; - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон N39 от 05 февраля 2016 г.; - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон N39 от 05 февраля 2016 г.
Со стороны АО "НЭСК-электросети" представлены пояснения, из которых следует, что технологическое присоединение осуществлено в полном объеме, акт о технологическом присоединении составлен 29.01.2016, той же датой подписаны АРБП и АРЭО от 29.01.2016 N68, в связи с тем, что была допущена ошибка в длине линии рассечки между ТП-752 и ТП-169 филиалом Общества 05.02.2016 были выданы отредактированные АРБП и АРЭО от 05.02.2016 N39, что также подтверждается вступившем в силу Судебным актом по делу NА32-411255/2015 (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2016).
Комиссией Краснодарского УФАС России учтены вышеизложенные доводы АО "НЭСК-электросети", однако со стороны сетевой организации в ходе рассмотрения дела не представлены документы, подтверждающие осуществление фактического присоединения Объекта заявителя с учетом указанной категории надежности энергоснабжения (I, II), а также исполнение обязательств со стороны АО НЭСК -электросети" с учетом внесенных изменений в ТУ N4-38-12-2044 письмом от 18.11.2016 N12.3 НС-08/3323/10510, т.е. после вступления в силу решения суда по делу NА32-411255/2015, а именно: пункт 10.2.1 читать в следующей редакции: прокладка КЛ-6кВ от места рассечки КЛ-6кВ ТП-169-ТП-752 до РУ-6кВ 2БКТП (1с.ш), проектируемой в районе ул. Гоголя,145, кабелем марки АСБ-10, сечением 3х240мм2, протяженностью 0,2 км; п. 10.2.2: прокладка КЛ-6кВ от места рассечки КЛ-6кВ ТП-83-ТП-933 до от РУ-6кВ 2БКТП (2 с.ш), проектируемой в районе ул. Гоголя, 145, кабелем марки АСБ-10, сечением 3х240мм2, протяженностью 0,7 км, а также данные ТУ были продлены до 07.02.2018 г.
Со стороны ООО "Дирекция строительства МЖК" представлены документы, подтверждающие исполнение со своей стороны мероприятий в полном объеме: Акт о выполнении технических условий от 25.09.2016 N110/2015; Акт осмотра электроустановки от 09.03.2016 N27-20/100, подписанное представителем Северо - Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и генеральным директором ООО "Дирекция строительства МЖК", исходя из которого следует, что электроустановки трансформаторной подстанции 2БКТП-2655п, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя,145, соответствует техническим условиям требованиям, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности, требованиям правил эксплуатации и может быть допущена в эксплуатацию. Разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки от 09.03.2016 N27-20/100, подписанное представителем Северо - Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и генеральным директором ООО "Дирекция строительства МЖК", исходя из которого следует, что электроустановки трансформаторной подстанции 2БКТП-2655п, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя,145, соответствует техническим условиям требованиям проектной документации, нормативно-техническим документам и допускается в эксплуатацию; также представлены копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за технологическое присоединение по договору NN4-38-12-2044: платежное поручение от 25.02.2013 N15 на сумму 393 026,31 руб., платежное поручение от 05.04.2013 N42 на сумму 1 179 078,92 руб., платежное поручение от 24.12.2014 N445 на сумму 3 537 236,75 руб.
Таким образом, фактическое технологическое присоединение энергопринимающего устройства (2БКТП N2655П) Объекта по Договору осуществлено только по III категории надежности.
В соответствии с главой "Категории электроприёмников и обеспечение надежности электроснабжения" Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от "08" июля 2002 г. N204, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприёмники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.
В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
Невыполнение и тем самым нарушение условий Договора N4-38-12-2044 и ТУ N4-38-12-2044 по обеспечению I и II категории надежности энергоснабжения Объекта со стороны ОАО "НЭСК - электросети" подтверждаются следующей перепиской: письмом ОАО "НЭСК - электросети" N10.НС-08/2044/8851 от 04 октября 2016 г., адресованным ООО "Дирекция строительства МЖК", из которого следует, что для обеспечения II категории электроснабжения 9-ти этажного 2 - секционного жилого дома со встроенными помещениями по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя, д.145, на сегодняшний день только разрабатываются дополнительные технические решения, по предварительной оценке, технологическое присоединение будет исполнено не позднее 1 квартала 2017 г.; письмом филиала ОАО "НЭСК - электросети" N38НС-01/11520 от 14 октября 2016 г., адресованным ООО "Дирекция строительства МЖК", из которого следует, что по договору о технологическом присоединении N4-38-12-2044 первоначальный вариант включения в электрическую схему 6 кВ не обеспечивал требуемой категории электроснабжения. Филиалом "Краснодарэлектросеть" были разработаны технические мероприятия, выполнение которых обеспечило бы включение жилого дома, расположенного по адресу ул. Гоголя, д.145 в г. Краснодаре согласно категории электроснабжения, указанных в технических условиях N4-38-12-2044, данные мероприятия были направлены на рассмотрение в отдел капитального строительства ОАО "НЭСК - электросети" и последующей организации работы по данному направлению.
Определением от 23.05.2017 об отложении рассмотрения дела N350/2016 Комиссией были запрошены документы, сведения, в том числе: - письменные пояснения и документы, подтверждающие фактическое исполнение АО "НЭСК-электросети" пунктов 10.2.1, 10.2.2 ТУ N4-38-12-2044 в редакции от 18.11.2016.
В соответствии с письмом АО "НЭСК-электросети" от 15.06.2017 N09.НС-08/1150 (вх. от 15.06.2017 N395) сообщено, что запрошенные документы согласно определению от 23.05.2017 в Обществе отсутствуют.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов.
Из пояснений, данных в ходе рассмотрения дела N350/2016 со стороны ООО "Дирекция Строительства МЖК", следует, что 9-этажного 2-секционного жилого дома (90 квартир) со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя, 145, включен в федеральный реестр жилых домом, по вине АО "НЭСК-электросети" задерживается срок ввода в эксплуатацию данного МКД, что приводит к неисполнению обязательств со стороны застройщика - ООО "Дирекция строительства МКД" перед дольщиками, в связи с чем, имеются судебные разбирательства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России по делу N350/2016 в действиях АО "НЭСК-электросети" установила факт нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Дирекция строительства МЖК" путем неисполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств 9-этажного 2-секционного жилого дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя, 145, обеспечивающих категорию надежности энергоснабжения: I (24 кВт), II (197 кВт) согласно условиям заключенного Договора N4-38-12-2044 и ТУ N N4-38-12-2044, с учетом внесенных изменений от 18.11.2016 г. и требований подпункта "в" пункта 7 Правил технологического присоединения к электрическим сетям N861.
За нарушение части 1 ст.10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрена административная ответственность по части 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Местом совершения указанного правонарушения является, месторасположение АО "НЭСК-электросети" 350033, г. Краснодар, пер. Переправный,13.
Время совершения --18.07.2017 дата выявленного нарушения ч.1 ст.10 "Закона о защите конкуренции", связанного с ущемлением интересов ООО "Дирекция строительства МЖК" путем неисполнения АО "НЭСК-электросети" мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств 9-этажного 2-секционного жилого дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Гоголя, 145, обеспечивающих категорию надежности энергоснабжения: I (24 кВт), II (197 кВт) согласно условиям заключенного Договора N4-38-12-2044 и ТУ N N4-38-12-2044, с учетом внесенных изменений от 18.11.2016 г. и требований подпункта "в" пункта 7 Правил технологического присоединения к электрическим сетям N861.
Срок давности привлечения АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения постановления, не истек.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия (часть 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О Защите конкуренции").
Решение Краснодарского УФАС России по делу N 350/2016 изготовлено в полном объеме 18.07.2017.
В адрес АО "НЭСК-электросети" посредством почтовой связи направлено уведомление о составлении протокола от 07.05.2018 N 11355/6, в котором указано, что 31.05.2018 в 15:00 часов, законному представителю АО "НЭСК-электросети" необходимо явиться в Краснодарское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания и получения протокола об административном правонарушении (Уведомлению от 07.05.2018 получено АО "НЭСК-электросети" 16.05.2018 согласно сведениям, которые имеются в материалах дела N235А/2018).
31.05.2018 в присутствии представителей АО "НЭСК-электросети" "_", действующего по доверенности от "_" N "_", "_", действующего по доверенности от "_" N "_", должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу N 235А/2018 об административном правонарушении и вынесено определение от 31.05.2018 о назначении дела N 235А/2018 к рассмотрению на 14.06.2018 в 15:30 часов.
31.05.2018 Протокол от 31.05.2018 и Определение от 31.05.2018 по делу N235А/2018 получены "_" представителем АО "НЭСК-электросети" по доверенности от "_" N "_" нарочным способом, в материалах дела N235А/2018 имеется соответствующая запись.
В ходе рассмотрения дела N 235А/2018 должностным лицом Краснодарского УФАС России рассмотрена возможность о применении ст. 2.9 КоАП РФ.
Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Кроме того, согласно абзацу 3 пункта 18.1 Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, халатном отношении АО "НЭСК-электросети" к исполнению своих публично-правовых обязанностей согласно действующему законодательству в сфере электроэнергетики, которые признаны решением комиссии Краснодарского УФАС России от 18.07.2018 по делу N350/2016 нарушением антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела об административном правонарушении N 235А/2018, должностным лицом Краснодарским УФАС России не установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая вмененного АО "НЭСК-электросети" административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела N235А/2017 должностным лицом установлено, что о выявлении нарушения АО "НЭСК-электросети" ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" свидетельствует совокупность обстоятельств в виде получения Управлением Краснодарского УФАС России обращения ООО "Дирекция строительства МЖК", проведение проверки по этому обращению и издание приказа от 04.10.2016 N 544 о возбуждении дела и создании комиссии по делу 350/2016. Все эти обстоятельства имели место быть в 2016 г.
Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" совершено АО "НЭСК-электросети" на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей на территории МО г. Краснодар.
На основании вышеизложенного, согласно нормам части 2 ст.14.31 КоАП РФ для расчета штрафа использованы финансовые результаты АО "НЭСК-электросети" за 2015 г.
Со стороны АО "НЭСК-электросети" письмами от 30.05.2018 N09.НС-08/870/4930 (вх. в Краснодарское УФАС России от 31.05.2018 N5866), от 13.06.2018 N09.НС-08/946/5305 (вх. от 14.06.2018 N6429) представлены требуемые финансовые документы и сведения за 2015год согласно Уведомлению от 07.05.2018 N11355/6 и Определению от 31.05.2018 N13941/6).
В соответствии с Отчетом о прибылях и убытках (Форма 2) за 2015 год, объем выручки в целом по АО "НЭСК-электросети" от продажи товаров, продукции, работ и услуг без НДС составил 7 866 117 000,0 руб. По сведениям, представленным АО "НЭСК-электросети":
-объем -объем выручки за услуги по передаче электрической энергии по ТП -169-ТП-752; ТП-1380-ТП-20п за 2015 год в рублях (без НДС) составил 409 850,01 руб. (без показателей по ТП-1380, так как данная подстанция введена в эксплуатацию в 2017 г.);
-объем выручки за услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям по ТП -169-ТП-752; ТП-1380-ТП-20п за 2015 год в рублях (без НДС) составил 1 398,31 руб (без показателей ТП 752 и ТП-1380, так как данная подстанция введена в эксплуатацию в 2017 г.);
Базовый размер выручки для исчисления штрафа составил 411 248,32 руб. (без НДС).
Так как административное правонарушение совершено на рынке услуг по передаче электрической энергии, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам, размер штрафа исчисляется следующим образом:
3/100 объема выручки АО "НЭСК-электросети" от реализации услуг по передаче электрической энергии, посредством объектов ТП -169-ТП-752(г. Краснодар) за 2015 год, без НДС составил 12 337,45 руб. (411 248,32 руб х 3/100 = 12 337,45 руб.);
3/1000 объема выручки АО "НЭСК-электросети" от реализации услуг по передаче электрической энергии, посредством объектов Т ТП -169-ТП-752(г. Краснодар) за 2015 год, без НДС составил 1 233,74 руб. (411 248,32 руб х 3/1000 = 1 233,74 руб.).
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер штрафа должен быть не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), данная сумма у АО "НЭСК-электросети" за 2015 год составила 157 322 340,0 руб. (7 866 117 000,0 руб. x1/50= 1 573 223,4 руб.) и не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии с ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
14.06.2018 г. заместителем руководителя Краснодарского УФАС России Иващенко И.В. по результатам рассмотрения материалов дела N 235А/2017 в присутствии представителя АО "НЭСК-электросети" "_", действующего по доверенности от "_" N "_", вынесено постановление о наложении штрафа.
Руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать АО "НЭСК-электросети" (ОГРН 1072308013821, ИНН 2308139496, КПП 230901001, адрес: 350033, г. Краснодар, пер. Переправный,13, офис N103 "А") виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф в размере 100 000 руб. должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП по форме квитанции, приложенной к постановлению.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма штрафа зачисляется в Федеральный бюджет по коду 161 1 16 02010 01 6000 140
Реквизиты счета для перечисления штрафа:
ИНН: 2309053192 КПП 231001001
Получатель УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю).
Банк получателя ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ г. Краснодар
БИК 040349001
Р/счет 40101810300000010013
Назначение платежа КБК 161 1 16 02010 01 6000 140.
НДС не предусмотрен
ОКТМО: 03701000
Очередность платежа 3.
Копию документа, подтверждающую уплату штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8(861) 253 66 82.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления И.В. Иващенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июня 2018 г. N 235А/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.06.2018