Резолютивная часть объявлена 27 апреля 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2017 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело N 02-10/02-17, возбужденное в отношении арбитражного управляющего Витчукова Н.М. по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в неправомерном отказе в допуске к участию в торгах обществу с ограниченной ответственностью "Владимирское агентство правовой помощи" (далее - ООО "ВАПП"),
в присутствии:
от арбитражного управляющего Витчукова Н.М. -
в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о дате, месте, времени рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-10/02-17,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) от 02.02.2017 N 12 возбуждено дело в отношении арбитражного управляющего Витчукова Н.М. по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неправомерном отказе в допуске к участию в торгах ООО "ВАПП".
При рассмотрении дела представитель арбитражного управляющего Витчукова Н.М. пояснил, что в извещение о проведении торговой процедуры N 5009410 изложены требования к заявке и документам, подтверждающим полномочия заявителя, в том числе о необходимости представления выписки ЕГРЮЛ. Организатор торгов при проведении торговой процедуры руководствовался, в том числе Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) от 15.02.2010 N 54. Согласно подпункту "б" пункта 4.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54 заявка на участие в открытых торгах должна содержать, в том числе действительную на день предоставления заявки на участие в торгах выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельственную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица) и т.д. Обязанность по проверке действительности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц законодательно не возложена на организатора торгов. Информационная выписка, предоставляемая в электронном виде с сайта www.nalog.ru не имеет юридической силы, так как не содержит печати и подписи налогового инспектора. Срок действия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц законодательно не установлен. Поэтому арбитражный управляющий исходил из разумных сроков действительности данной выписки. Выписка, представленная ООО "ВАПП", к заявке на участие в торгах от 03.10.2016, датируется датой 19.07.2016, то есть, спустя почти три месяца с момента получения ее на бумажном носителе. Вместе с тем, выписка необходима для проверки достоверности сведений о законном представителе юридического лица. На основании вышеизложенного, было принято решение об отказе в принятии заявки, что подтверждается протоколом N 5009410-1 от 24.10.2016.
Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении арбитражным управляющим Витчуковым Н.М. пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-66410/13 от 08.07.2015 ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" (ИНН 5073086721, ОГРН 1025007459102) признано несостоятельным (банкротом), в отношении указанного общества введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" назначен Витчуков Н.М.
Реализация имущества общества осуществляется в соответствии с нормами статей 110, 111, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)).
Решением собрания кредиторов ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" от 01.02.2016 утверждено Положение о порядке, сроках и об условиях реализации имущества ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" в рамках конкурсного производства по делу N А41-66410/13 в соответствии с Законом несостоятельности (банкротстве)" (далее - Положение о реализации имущества ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания").
Согласно пункту 3.6 Положения о реализации имущества ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" продажа имущества должника осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 и в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 -19 статьи 110, пунктом 3 статьи 111, статьи 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Из положений раздела 3 Положения о реализации имущества ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" следует, что продаже, в том числе подлежит имущество должника - пионерный котлован, литер З (балансовая стоимость 6 000 рублей).
Согласно извещению о проведении торговой процедуры (номер торгов 5009410, лот 2), опубликованному на сайте оператора электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.fabrikant.ru (далее - http://www.fabrikant.ru) 28.08.2016, торги проводятся посредством публичного предложения, предметом торгов является имущество ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" - пионерный котлован, литер З. Объявление в газете "Коммерсант" о проведении названной торговой процедуры опубликовано в печатной версии 20.02.2016, то есть до вступления в силу Приказа Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 N 495. Следовательно, организатор торгов при проведении торговой процедуры руководствовался, в том числе Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54.
Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае не заключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 названного Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 указанного Федерального закона.
Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
В извещении о проведении торговой процедуры N 5009410 посредством публичного предложения конкурсным управляющим установлено несколько этапов проведения торговой процедуры.
Дата и время приема заявок 03.10.2016.
Дата окончания подачи заявок 22.05.2017.
Дата и время подведения результатов торгов: 23.05.2017 00:01.
03.10.2016 ООО "ВАПП" направило заявку и документы, указанные в сообщении о проведении торгов, на участие в проводимой процедуре торгов в форме публичного предложения, в том числе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.07.2016.
В соответствии с протоколом N 50009410-1 от 24.10.2016 конкурсным управляющим ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" Витчуковым Н.М. принято решение об отклонении заявки ООО "ВАПП" в связи с ее несоответствием предъявляемым требованиям извещения о проведении торговой процедуры N 5009410, а именно прилагаемая выписка из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ВАПП" не отражает достоверность и актуальность имеющихся сведений. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с момента выдачи которой прошел значительно большой срок, чем установлен для регистрации изменений, не может свидетельствовать о наличии правоспособности лица и достоверно подтверждать иные установленные в ней сведения. Иных заявок и участников на 1 этапе (с 29.08.2016 по 21.10.2016) заявлено не было.
На втором этапе проведения торговой процедуры заявок также представлено не было. В связи с этим был сформирован протокол N 5009410-1 от 13.11.2016.
На третьем этапе проведения торговой процедуры поступило 4 заявки (ООО "НАКОСТА-РОСТОВ", Акобян М.А., Страутман В., ООО "ВАПП") на участие в публичном предложении. Все участники были допущены до участия в торгах, в том числе ООО "ВАПП", так как общество предоставило выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.11.2016. В соответствии с протоколом о результатах проведения торговой процедуры N 5009410 от 13.11.2016 N 5009410-и3 победителем признано ООО "НАКОСТА-РОСТОВ".
16.11.2016 между ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" в лице конкурсного управляющего Витчукова Н.М. и ООО "НАКОСТА-РОСТОВ" заключен договор купли-продажи N 16/11-206 на сумму 23 000 рублей.
Согласно пункту 11 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
Согласно пункту 12 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с названным Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
В силу пункта 14 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах.
Материалами дела подтверждается, что к заявке на участие в торгах ООО "ВАПП" на 1 этапе (с 29.08.2016 по 21.10.2016) приложена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.07.2016; сведения, отраженные в выписке, соответствуют действительности и являются достоверными.
В извещении о проведении торговой процедуры N 5009410 указаны в том числе, требования к заявке и документам, подтверждающим полномочия заявителя: "Заявка - в произвольной форме, со сведениями о наименовании, правовой форме, адресе, телефоне, паспорте, ФИО, приложением выписки Единого государственного реестра юридических лиц, документа подтверждающего полномочия заявителя, в сканкопиях. Заявка должна содержать сведения о наличии и характере заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, управляющему, СРО и участии в капитале указанных лиц".
В разделе 6 Положения о реализации имущества ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания" содержатся следующие условия участия в торгах:
6.1. К участию в торгах допускаются физические и юридические лица, своевременно подавшие заявку на участие в торгах и предоставившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, объявленным в информационном сообщении не менее чем в двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
6.2. Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, указанным в сообщении о проведении торгов.
6.3. Заявка на участие в открытых торгах должна содержать сведения и документы, указанные в пп. а) - д) п. 4.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54, пункте 11 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 4.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54 заявка на участие в открытых торгах должна содержать, в том числе действительную на день представления заявки на участия в торгах выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), действительную на день представления заявки на участие в торгах выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение имущества (предприятия) или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой (пп. "б" п. 4.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-10/02-17 Марийским УФАС России направлен запрос в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Марий Эл (исх. N 02-11/2300 от 24.03.2017) с просьбой выразить позицию относительно того, что понимается под фразой "действительная на день представления заявки на участие в торгах выписка из Единого государственного реестра юридических лиц".
Письмом от 14.04.2017 N 06-24/1/04255 (вх. N 4516 от 19.04.2017) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл подтвердило, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридически лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Министерства финансов России от 15.01.2015 N 5н срок действия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц не установлен. Однако нормативно-правовыми актами может быть установлен конкретный срок, не ранее которого должна быть получена данная выписка, в ряде случае, когда законодательно установлена обязанность предоставления такой выписки.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации не содержит критерии действительности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и ограничения по сроку действительности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, а также срок действия выписки не установлен в Положении о реализации имущества ЗАО "Орехово-Зуевская стекольная компания", в опубликованном сообщении о продаже имущества, заявка ООО "ВАПП" соответствовала требованиям пункта 11 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Следовательно, заявка ООО "ВАПП" отклонена конкурсным управляющим в нарушение пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам. Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Учитывая, что заявка ООО "ВАПП" на первом этапе проведения торговой процедуры соответствовала требованиям, арбитражным управляющим неверно определен победитель вышеуказанной торговой процедуры.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Витчукова Н.М. нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном отказе в допуске к участию в торгах обществу с ограниченной ответственностью "Владимирское агентство правовой помощи".
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России полагает, что отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с заключением по результатам торговой процедуры N 5009410 с победителем ООО "НАКОСТА-РОСТОВ" договора купли-продажи от 16.11.2016.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях арбитражного управляющего Витчукова Николая Михайловича нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном отказе в допуске к участию в торгах обществу с ограниченной ответственностью "Владимирское агентство правовой помощи".
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица, допустившего нарушение.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27 апреля 2017 г. N 02-10/02-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2017