Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
- заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
- член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
- член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
в присутствии представителя заказчика - КУ РК "Управтодор РК", (копия доверенности в материалах дела);
в отсутствие представителя заявителя ООО "Каскад" (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);
рассмотрев жалобу ООО "Каскад" на действия заказчика - КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" при проведении открытого конкурса на разработку документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации объекта "Строительство мостового перехода через р. Волома на км 43+900 автомобильной дороги Муезерский-Гимолы-Поросозеро" (извещение N 0306200005118000059) (далее - конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262)
установила:
По мнению Заявителя, конкурсная документация утверждена с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно:
1. в нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке не установлено требование к участникам в части членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий;
2. в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 13.7 проекта контракта установлено излишнее требование о предварительном письменном согласии стороны на уступку прав (требований), вытекающих из контракта, третьим лицам;
3. в нарушение статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит в себе порядок оценки заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", который является субъективным.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчиком письмом от 25.06.2018 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:
Конкурсная документация утверждена Приказом КУ РК "Управтодор РК" N 110-З от 04.06.2018 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок "www.zakupki.gov.ru" - 04.06.2018.
Номер извещения: 0306200005118000059.
Краткое наименование конкурса: разработка документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации объекта "Строительство мостового перехода через р. Волома на км 43+900 автомобильной дороги Муезерский-Гимолы-Поросозеро".
Способ закупки: открытый конкурс.
Заказчик: КУ РК "Управтодор РК".
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 350 000,00 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе от 25.06.2018 на участие в конкурсе подана 1 заявка, которая будет рассмотрена в срок, указанный в конкурсной документации.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Предметом закупки является разработка документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации объекта "Строительство мостового перехода через р. Волома на км 43+900 автомобильной дороги Муезерский-Гимолы-Поросозеро".
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что подпунктом 8 пункта 7.1 конкурсной документации к участникам закупки предъявляется требование о членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования с правом осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Подпунктом "ж" пункта 10 конкурсной документации устанавливается, что заявка на участие в конкурсе должна содержать действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" в области архитектурно-строительного проектирования, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок. Данное требование не применяется к участникам конкурса, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
При этом, в пункте 2.1.4 проекта государственного контракта установлена обязанность подрядчика за 1 (один) день до выполнения работ по инженерным изысканиям предоставить заказчику выписку из реестра членов СРО в области инженерных изысканий или договор субподряда с организацией, являющейся членом СРО в области инженерных изысканий.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с частью 3 статьи 47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.
Согласно части 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что подрядчик может заключить договор с заказчиком на разработку проектной документации, которая включает в себя, в том числе, инженерные изыскания, имея только членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Для проведения инженерных изысканий подрядчик может привлечь стороннюю организацию (субподряд) с членством в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Подрядчику необходимо иметь членство одновременно на отдельные виды работ (инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование) в случае, если он исключительно своими силами будет исполнять контракт.
Таким образом, в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные СРО, заказчик вправе установить требование о наличии СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии у него всех указанных СРО. К выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в документации содержится требование к выписке из СРО, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.
В силу части 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Вместе с тем, законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.
Актуальность выписки из реестра членов саморегулируемой организации необходима на момент подачи заявки. В случае внесения изменений в конкурсную документацию и продления сроков подачи заявок участникам закупки необходимо заказывать новую выписку, что недопустимо и противоречит Закону о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации вышеуказанное условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что обе заявки допущены к рассмотрению и оценке, Комиссия Карельского УФАС России приняла решение предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
2. Пунктом 13.7 проекта государственного контракта предусмотрено, что "уступка прав (требований), вытекающих из настоящего Контракта, третьим лицам запрещена без предварительного письменного согласия другой стороны".
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены излишние требования, которые противоречат части 7 статьи 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законодательству о контрактной системе и ограничивают количество возможных участников закупки.
Согласно части 7 статьи 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 запрет уступки прав по договорам, заключение которых возможно только путем проведения торгов, не затрагивает требований по денежным обязательствам.
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что пункт 13.7 проекта государственного контракта не противоречит части 7 статьи 448 ГК РФ, поскольку акцент в данном пункте контракта сделан на условие, в соответствии с которым ни одна из сторон контракта не вправе уступить права (требования), вытекающие из контракта без письменного согласия ругой стороны. При наступлении такого случая стороны контракта будут придерживаться норм, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, в действиях Заказчика не установлено нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно пункту 15.15 конкурсной документации показателем нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" является показатель "качество товаров (качество работ, качество услуг)".
В рамках показателя оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника открытого конкурса выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям, которые изложены в настоящей документации, а именно, наличие в заявке участника открытого конкурса развернутого описания предложения о качестве работ, в том числе:
1. цель работы;
2. описание последовательности и порядка выполнения работ;
3.полнота учета нормативно-технических требований, установленных законодательством РФ, Техническим заданием (приложение N1 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации));
4. применяемые методы и способы выполнения работ;
5. описание применяемой в организации системы контроля качества.
Оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
При наличии развернутого описания, соответствующего требованиям, которые изложены в настоящей документации и иным нормативно правовым актам по каждому из пяти указанных критериев, показатель признается обоснованным. В случае отсутствия развернутого описания, соответствующего требованиям, которые изложены в настоящей документации и иным нормативно правовым актам хотя бы по одному из пяти указанных критериев - частично обоснованным. При отсутствии информации - не обоснованным.
Шкала оценки показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)":
Показатели |
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя |
||
Инженерные изыскания и предпроектное обследование в соответствии с СП 47.13330.2016; СП 11-104-97; СП 11-105-97; ГОСТ 21.301-2014; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 баллов |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Пояснительная записка" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел III; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 балла |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Проект полосы отвода" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел III; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 баллов |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения"в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел III; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 баллов |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Проект организации строительства" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел III; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 баллов |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел III; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 балла |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Мероприятия по охране окружающей среды" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел III; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 баллов |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N87 раздел III; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 балла |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Сметная документация" в соответствии с Постановлением Правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N 87 раздел III; техническим заданием (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 баллов |
Обосновано - 10 баллов |
Раздел "Иная документация": - Внедрение новых технологий, материалов, техники и конструкций; (приложение N 2 к проекту государственного контракта (приложение N 2 к документации)). -Комплектность и вид предоставляемой Заказчику документации |
При отсутствии информации по данному показателю или не обосновано - 0 баллов |
Частично обосновано - 5 баллов |
Обосновано - 10 баллов |
Итого по показателю оценки "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" |
от 0 до 100 баллов |
Следовательно, в конкурсной документации, предусмотрен порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определены правила присвоения конкурсной комиссией баллов по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)".
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России признает данный довод не доказанным, в действиях Заказчика не установлено нарушения статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Каскад" на действия заказчика - КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" при проведении открытого конкурса на разработку документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации объекта "Строительство мостового перехода через р. Волома на км 43+900 автомобильной дороги Муезерский-Гимолы-Поросозеро" (извещение N 0306200005118000059)
2. В действиях заказчика - КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" содержится нарушение части 5 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - КУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО "Каскад" должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3-х месяцев с момента его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии ____________
Члены комиссии ____________
____________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 28 июня 2018 г. N 04-18/172-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.06.2018