Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
"..." - заместитель руководителя, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.
Члены Комиссии:
"_" - заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
"_" - главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
"_" - главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
"_" - главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело N 262/2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ИП "_" (адрес регистрации: "_" ) по пункту 1 статьи 14.6, статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела N 262/2018 ответчика - ИП "_"
руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступило заявление гр. "_" (вх.N эл./п. 5788 от 15.06.2018 г.) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при использовании ИП "_" символики FIFA в информации, размещенной на баннере, установленном в месте нахождения заведения общественного питания "STEAK HOUSE GOODMAN": г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, содержания: "GOODMAN STEAK HOUSE. Болеем за наших!!! Мангал, пиво, раки, г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018. 8 (918) 276-02-02", в которой используется обозначение и изображение кубка, сходные до степени смешения с товарным знаком "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018" c изображением кубка по свидетельству N 600424 от 28.12.2016 г. Правообладателем указанного товарного знака является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА). Кроме того, указанная информация направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ИП "..," к мероприятиям FIFA 2018. Кроме того, Краснодарское УФАС России, установило, что вышеуказанное обозначение и изображение кубка используется в приложении Инстаграм (аккаунт steak_house_goodman_armavir). В виду указанных обстоятельств, Краснодарским УФАС России возбуждено дело N 262/2018 по признакам нарушения ИП "_" п.1 ст. 14.6, ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из заявления гр. "_" (вх.N эл./п. 5788 от 15.06.2018 г.) следует, что в месте нахождения заведения общественного питания "STEAK HOUSE GOODMAN": г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, на баннере незаконно используется символика "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018".
Краснодарским УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.1.3 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Федерального закона "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводился с особенностями, установленными п.10.6 настоящего порядка.
Исследование рынка по осуществлению деятельности ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания проводится с целью определения состояния конкуренции на рынке по осуществлению деятельности ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания на территории Краснодарского края с 15.06.2018 г. - по настоящее время.
В качестве источников исходной информации в соответствии с п. 1.5 Приказа N 220 использовались документы и материалы, представленные заявителем, прокуратурой г. Армавира.
Факт недобросовестной конкуренции выявлен Заявителем 15.06.2018 г.. Таким образом, временной интервал исследования рынка деятельности ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания определен с момента выявления факта недобросовестной конкуренции Заявителем с 15.06.2018 г.- по настоящее время.
Согласно ОК 029 - 2014 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14 -ст., деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания 56.10.1.
Учитывая вышеизложенное, а также цель проведения анализа товарного рынка, продуктовые границы рынка определены как деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (ОКВЭД 56.10.1) на территории Краснодарского края.
Географическими границами товарного рынка определены границы территории, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля. ИП "_" является хозяйствующим субъектом-конкурентом, поскольку обладает всеми признаками, установленными п.5 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции". Таким образом, географическими границами товарного рынка приняты административно - территориальные границы Краснодарского края.
Краснодарским УФАС России был направлен запрос (исх.N 15330/7 от 15.06.2018 г.) в прокуратуру г. Армавира об оказании содействия в установлении владельца заведения общественного питания "STEAK HOUSE GOODMAN", расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86.
Из ответа прокуратуры г. Армавира (вх.N эл./п. 5934 от 19.06.2018 г.) следует, что деятельность в заведении общественного питания "STEAK HOUSE GOODMAN", расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, осуществляет ИП "_"
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, права на осуществление контроля за доступом к местам осуществления мероприятий, права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, права определения коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий.
Согласно ч.2 ст.17 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" FIFA вправе использовать имущественные права, указанные в части 1 настоящей статьи, в любой форме и любым способом. Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA. Использование третьими лицами символики спортивных соревнований осуществляется в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
На официальном сайте FIFA - https://ru.fifa.com/worldcup/organisation/partners/
в открытом доступе размещен, в том числе, список партнеров/спонсоров, среди которых ИП "_" не указана.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований; осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA; введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Согласно ч.1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно ч.3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, ред. от 02.10.1979) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
В частности, подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно п.1 ст.14.6 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.
В части квалификации акта недобросовестной конкуренции по п.1 ст.14.6 Краснодарское УФАС Росси исходит из того, что в информации, распространенной ИП Юриной М. Р. в приложении Инстаграм (аккаунт steak_house_goodman_armavir) и на баннере, установленном в месте нахождения заведения общественного питания "STEAK HOUSE GOODMAN": г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, содержания: "GOODMAN STEAK HOUSE. Болеем за наших!!! Мангал, пиво, раки, г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018. 8 (918) 276-02-02", используются обозначение и изображение кубка, сходные до степени смешения с товарным знаком "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018" c изображением кубка по свидетельству N 600424 от 28.12.2016 г. Правообладателем указанного товарного знака является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА).
В соответствии со ст. 14.8 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
Общая оценка содержания и изображений, использованных в маркетинговых мероприятиях, совпадение сроков размещения/проведения с мероприятиями FIFA, наличие ассоциативной связи с регионом проведения мероприятий, в совокупности с изображением футбольной тематики (в том числе без использования обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков), в совокупности может привести к формированию у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятий, а также создать ложное представление о причастности продавца/рекламодателя к мероприятиям FIFA 2018, что в силу прямого указания Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признается недобросовестной конкуренцией.
В части квалификации акта недобросовестной конкуренции по ст.14.8 Федерального закона "О защите конкуренции" Краснодарское УФАС Росси исходит из того, что информация содержания: "GOODMAN STEAK HOUSE. Болеем за наших!!! Мангал, пиво, раки, г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018. 8 (918) 276-02-02" направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ИП "_" к мероприятиям FIFA 2018.
В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
ИП "_" обладает всеми признаками, установленными п.5 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции", а следовательно является хозяйствующим субъектом.
При этом, непосредственно Международная Федерация футбольных ассоциаций (FIFA) предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации, правообладателем которых она является, не осуществляет и, таким образом, не может рассматриваться как хозяйствующий субъект, однако использование каким-либо хозяйствующим субъектом обозначения, сходного до степени смешения либо идентичного широко известному товарному знаку, связанному с популярным среди потребителей мероприятием или событием (в том числе крупнейшими спортивными мероприятиями, к которым относятся мероприятия FIFA) либо иных способов, создающих ассоциации о причастности нарушителя к деятельности и мероприятиям FIFA, может обеспечить получение необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса потребителей к соответствующим мероприятиям и товарам (услугам), к ним относящимся.
Действия таких лиц по использованию спорных обозначений предоставляют указанным хозяйствующим субъектам ничем не обоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности в первую очередь перед хозяйствующими субъектами - участниками того же рынка, которые во исполнение нормативных требований воздерживаются от использования подобных обозначений и иных ассоциаций без правовых оснований. При этом действия нарушителя вводят потребителя в заблуждение, создавая впечатление о причастности изготовителя или продавца товара к соответствующим мероприятиям, что, в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к продукции нарушителя и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов - конкурентов.
Таким образом, в действиях ИП "_" выразившихся в распространении информации, размещенной в приложении Инстаграм (аккаунт steak_house_goodman_armavir) и на баннере, установленном в месте нахождения заведения общественного питания "STEAK HOUSE GOODMAN": г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, содержания: "GOODMAN STEAK HOUSE. Болеем за наших!!! Мангал, пиво, раки, г. Армавир, ул. Карла Либкнехта, 86, FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018. 8 (918) 276-02-02", в которой используется обозначение и изображение кубка, сходные до степени смешения с товарным знаком "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018" c изображением кубка по свидетельству N 600424 от 28.12.2016 г. правообладателем указанного товарного знака является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА), которая направлена на формирование у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также на создание ложного представления о причастности ИП "_" к мероприятиям FIFA 2018, и которая направлена на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинила или может причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкуренту либо нанесла или могла нанести вред его деловой репутации, усматриваются признаки нарушения пункта 1 статьи 14.6, статьи 14.8 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Федерального закона "О защите конкуренции" лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии:
|
"_" "_"
"_"
"_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 июня 2018 г. N 262/2018 (ключевые темы: недобросовестная конкуренция - товарный знак - общественное питание - использование символики - деятельность ресторанов и кафе)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.06.2018