Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2018 года
В полном объёме решение изготовлено 26 июня 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Кыргыс А.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Орус-оол Е.А. - специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
в присутствии:
-представителя Акционерного общества "Тываэнерго" (далее - АО "Тываэнерго") *, действующего на основании доверенности от 07.12.2017 года N 00/247/05,
-представителя Акционерного общества "Тываэнергосбыт" (далее - АО "Тываэнергосбыт") *, действующего на основании доверенности от 07.11.2017 года N 175,
рассмотрев дело N 04-06-08/15-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Акционерного общества "Тываэнерго" (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4) и Акционерного общества "Тываэнергосбыт" (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065, юридический адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Заводская, д. 2А) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося во взимании с потребителей платы за проверку схемы подключения и опломбировку прибора учета электрической энергии в отсутствии законных оснований,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также в рамках полномочий по осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 года N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", 28.08.2017 года и 05.09.2017 года Тывинским УФАС России произведен осмотр интернет-сайтов АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресам: http://www.tuvaenergo.ru/, http://www.tuvaensb.ru/. По результатам осмотра составлены акты осмотра интернет-сайтов от 28.08.2017 года и 05.09.2017 года.
В ходе осмотра интернет-сайта АО "Тываэнерго" установлено, что в подразделе "Дополнительные услуги" раздела "Клиентам" размещены расценки на типовые работы и услуги АО "Тываэнерго", а именно пункт 8 техническое обслуживание приборов учета:
-проверка схемы подключения однофазного прибора учета электроэнергии - 880 руб., в том числе НДС - 134,24 руб.;
-проверка схемы подключения трехфазного прибора учета электроэнергии, включенного через измерительный трансформатор - 2 050 руб., в том числе НДС - 312,71 руб.;
-проверка схемы подключения трехфазного прибора учета электроэнергии прямого включения - 1 500 руб., в том числе НДС - 228,81 руб.
В ходе осмотра интернет-сайта АО "Тываэнергосбыт" установлено, что в подразделе "Дополнительные услуги" раздела "Потребителям" размещены расценки на реализуемые товары, работы (услуги) АО "Тываэнергосбыт", пункты 14-17:
-опломбировка однофазного счетчика и проверка схемы подключения по г. Кызылу и пгт. Каа-Хем (на автотранспорте АО "Тываэнергосбыт") - 824,9 руб. с НДС;
-опломбировка однофазного счетчика и проверка схемы подключения по г. Кызылу и пгт. Каа-Хем (на автотранспорте заказчика) - 287,3 руб. с НДС;
-проверка схемы подключения по г. Кызылу и пгт. Каа-Хем (на автотранспорте АО "Тываэнергосбыт") - 764,8 руб. с НДС;
-проверка схемы подключения по г. Кызылу и пгт. Каа-Хем (на автотранспорте заказчика) - 227,6 руб. с НДС.
Согласно информации АО "Тываэнергосбыт" (вх. N 3872 от 11.09.2017 года) в соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 Устава для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе диагностику, эксплуатацию, ремонт, замену и проверку средств измерений и учета электрической энергии.
Согласно пунктам 146-149 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442, установку, замену прибора учета производит сетевая организация по предварительно согласованной с ней заявке, также собственники приборов учета электроэнергии могут привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В связи изложенным АО "Тываэнергосбыт" для получения прибыли оказывает потребителям услуги по проверке схемы подключения и опломбировке прибора учета электрической энергии. Расценки на дополнительные услуги, оказываемые гарантирующим поставщиком потребителям, утверждены приказом генерального директора АО "Тываэнергосбыт" от 18.01.2016 года N 09 и приказом и.о. генерального директора АО "Тываэнергосбыт" от 20.06.2017 года N 104.
К письму АО "Тываэнергосбыт" приложены: приказы от 18.01.2016 года N 09, от 20.06.2017 года N 104, устав.
Из информации АО "Тываэнергосбыт" (вх. N 4319 от 12.10.2017 года) следует, что АО "Тываэнергосбыт" в 2016-2017 гг. услуга по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии и в 2016 году услуга по опломбировке прибора учета электрической энергии потребителям не оказывалась. В 2017 году АО "Тываэнергосбыт" 7 потребителям - физическим лицам оказало услугу по опломбировке прибора учета электрической энергии на общую сумму 2 011,1 руб. с НДС.
Согласно информации АО "Тываэнерго" (вх. N 3892 от 13.09.2017 года) сетевая организация плату за опломбировку прибора учета электрической энергии не взимает. Расценки на типовые работы и услуги АО "Тываэнерго" утверждены приказом и.о. управляющего директора - первого заместителя генерального директора АО "Тываэнерго" от 30.12.2015 года N 19/751-пр.
К письму АО "Тываэнерго" приложен приказ от 30.12.2015 года N 19/751-пр.
Из информации АО "Тываэнерго" (вх. N 4744 от 09.11.2017 года) следует, что АО "Тываэнерго" в 2016 году и за 1-3 кварталы 2017 года оказало потребителям услугу по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии на общую сумму 4 696 816,78 руб. с НДС.
По результатам изучения представленных в адрес Тывинского УФАС России сведений и документов приказом от 30.11.2017 года N 387 возбуждено дело N 04-06-08/15-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 30.11.2017 года рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 в отношении АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" назначено на 19.12.2017 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от АО "Тываэнергосбыт" (вх. N 5241 от 12.12.2017 года) поступили следующие документы: устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, приказ о назначении на должность и.о. генерального директора АО "Тываэнергосбыт".
До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от АО "Тываэнерго" (вх. N 5285 от 14.12.2017 года) поступили следующие документы: устав, свидетельства ОГРН, ИНН, перечень электросетевого оборудования АО "Тываэнерго" по состоянию на 30.10.2017 года, приказ о назначении на должность управляющего директора - первого заместителя генерального директора АО "Тываэнерго".
Явившийся 19.12.2017 года на рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 представитель АО "Тываэнергосбыт" не согласился с существом вменяемого нарушения антимонопольного законодательства и пояснил, что в соответствии с пунктом 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения), действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение.
При этом пунктом 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
С учетом изложенного гарантирующий поставщик при вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию впервые, в том числе при технологическом присоединении, за проверку схемы подключения и опломбировку прибора учета электрической энергии с потребителей плату не взимает. Во всех иных случаях данные услуги потребителям гарантирующим поставщиком оказываются на платной основе.
Явившийся 19.12.2017 года на рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 представитель АО "Тываэнерго" также не согласился с существом вменяемого нарушения антимонопольного законодательства, полностью поддержал устные пояснения представителя АО "Тываэнергосбыт" и пояснил, что сетевая организация взимает плату с потребителей за данные услуги при аналогичных обстоятельствах.
Определением от 19.12.2017 года рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 отложено на 30.01.2018 года в 15 часов 00 минут.
Определением от 19.12.2017 года у АО "Тываэнерго" истребованы следующие сведения и надлежащим образом заверенные копии документов в отношении потребителей, указанных АО "Тываэнерго" в информации по услуге "Проверка схем подключения" за 1-4 кварталы 2016 года и 1-3 кварталы 2017 года (Сопроводительное письмо АО "Тываэнерго" от 09.11.2017 года б/н):
-акты о технологическом присоединении объектов потребителей к электрическим сетям АО "Тываэнерго";
-акты допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии потребителей;
-акты проверки расчетных приборов учета электрической энергии потребителей, составленные при проверке схемы подключения;
-акты осмотра расчетных приборов учета электрической энергии потребителей, составленные при проверке схемы подключения;
-письменные заявления (заявки) потребителей в адрес сетевой организации об оказании услуг по проверке схемы подключения и опломбировке приборов учета электрической энергии на бесплатной основе, с указанием причин и оснований заказа данных услуг;
-письменные заявления (заявки) потребителей в адрес сетевой организации об оказании услуг по проверке схемы подключения и опломбировке приборов учета электрической энергии на платной основе, с указанием причин и оснований заказа данных услуг;
-письменные договора на оказание платных услуг по проверке схемы подключения и опломбировке приборов учета электрической, заключенные с потребителями;
-иные документы (сведения), имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 19.12.2017 года у АО "Тываэнергосбыт" истребованы следующие сведения и надлежащим образом заверенные копии документов:
в отношении потребителей, указанных АО "Тываэнергосбыт" в приложении N 1 к сопроводительному письму от 12.10.2017 года (исх. N 4821):
-письменные заявления (заявки) потребителей в адрес гарантирующего поставщика об оказании услуги по опломбировке приборов учета электрической энергии на платной основе, с указанием причин и оснований заказа данной услуги;
-письменные договора на оказание платной услугу по опломбировке приборов учета электрической, заключенные с потребителями;
в отношении потребителей, список которых приложен к настоящему определению и направлен вместе с ним в адрес АО "Тываэнергосбыт":
-информацию о дате открытия указанными потребителя финансово-лицевых счетов в АО "Тываэнергосбыт" для расчетов за потребленную электрическую энергию, с приложением подтверждающих документов;
-иные документы (сведения), имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.
22.01.2018 года (вх. N 207) АО "Тываэнергосбыт" во исполнение определения от 19.12.2017 года в адрес Тывинского УФАС России представлена информация о датах открытия лицевых счетов потребителей в электронном виде на сд-диске.
Также АО "Тываэнергосбыт" представлены дополнительные пояснения по делу, согласно которых пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354), на собственника жилого помещения возложена обязанность по оснащению, вводу в эксплуатацию, надлежащей технической эксплуатации, сохранности и своевременной замене прибора учета потребляемого коммунального ресурса.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
В соответствии с пунктом 81(9) Правил N 354 ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
С учетом изложенного АО "Тываэнергосбыт" полагает, что обязанность опломбировать и ввести прибор учета в эксплуатацию после его замены без взимания платы с потребителя возникает у исполнителя после его обращения с соответствующей заявкой, отвечающий требованиям пункта 81 Правил N 354.
Однако от потребителей, перечисленных в письме АО "Тываэнергосбыт" от 12.10.2017 года (вх. N 4319), письменные заявления (заявки) в адрес гарантирующего поставщика не поступали, в связи с чем, взимание гарантирующим поставщиком платы за опломбировку приборов учета электрической энергии вне рамок процедуры ввода их в эксплуатацию не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, АО "Тываэнергосбыт" в адрес Тывинского УФАС России письменные договора на оказание услуги по опломбировке прибора учета электрической энергии, заключенные с указанными потребителями, не представлены ввиду их отсутствия.
22.01.2018 года (вх. N 211) АО "Тываэнерго" во исполнение определения от 19.12.2017 года в адрес Тывинского УФАС России представлены заявления потребителей в адрес сетевой организации по проверке схем подключения в количестве 107 штук. Также АО "Тываэнерго", в связи с обработкой большого объема документации, ходатайствовало о продлении срока предоставления документов, истребованных определением от 19.12.2017 года, до 05 февраля 2018 года.
Определением от 30.01.2018 года рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 отложено на 27.02.2018 года в 15 часов 00 минут.
Определением от 30.01.2018 года у АО "Тываэнерго" в срок до 16.02.2018 года повторно запрошены документы и сведения, ранее истребованные определением от 19.12.2017 года.
До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от АО "Тываэнерго" (вх. N 537 от 12.02.2018 года и вх. N 558 от 13.02.2018 года) поступили заявления потребителей в адрес сетевой организации на оказание услуги по опломбировке на бесплатной основе с техническими условиями за 1, 2. 3, 4 кварталы 2016 года и 1, 2, 3 кварталы 2017 года в количестве 2193 штук. В рамках рассмотрения дела N 04-06-08/15-10-17 данные документы Тывинским УФАС России от АО "Тываэнерго" не запрашивались и представлены в адрес антимонопольного органа по собственной инициативе АО "Тываэнерго".
26.02.2018 года (вх. N 690) от АО "Тываэнерго" поступили акты допуска приборов учета в эксплуатацию за 1, 2, 3 квартал 2017 года в количестве 790 штук.
27.02.2018 года (вх. N 715) от АО "Тываэнерго" поступили акты допуска приборов учета в эксплуатацию за 2016 год в количестве 18 штук.
Определением от 27.02.2018 года рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 отложено на 12.04.2018 года в 15 часов 00 минут.
Определением от 27.02.2018 года у АО "Тываэнерго" в срок до 02.04.2018 года повторно запрошены документы и сведения, ранее истребованные определением от 30.01.2018 года.
По факту не представления в адрес антимонопольного органа сведений и документов, истребованных определением от 30.01.2018 года, АО "Тываэнерго" постановлением Тывинского УФАС России по делу об административном правонарушении N А09-19.8/18 от 28.03.2018 года привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
11.04.2018 года (вх. N 1305) АО "Тываэнерго" во исполнение определения от 27.02.2017 года в адрес Тывинского УФАС России представлены договора на оказание платных услуг по проверке схемы подключения прибора учета, акты выполненных работ, счета-фактуры в отношении юридических лиц за 1-4 кварталы 2016 года и 1-3 кварталы 2017 года.
Явившийся 12.04.2018 года на рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 представитель АО "Тываэнерго" пояснил, что ранее АО "Тываэнерго" в адрес Тывинского УФАС России представлены 107 заявлений в адрес сетевой организации от потребителей - физических лиц о замене прибора учета электрической энергии, в связи с некорректностью его работы. Иные документы, заключенные с потребителями - физическими лицами по факту оказания сетевой организацией услуги по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии, у АО "Тываэнерго" не имеются. Потребители - физические лица устно обращались в адрес АО "Тываэнерго", оплачивали стоимость услуги по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии, после чего данная услуга предоставлялась сетевой организацией.
Явившийся 12.04.2018 года на рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 представитель АО "Тываэнергосбыт" пояснил, что АО "Тываэнергосбыт" не может представить в адрес Тывинского УФАС России информацию о точных датах открытия финансово-лицевых счетов потребителей - физических лиц, поскольку в АО "Тываэнергосбыт" с 2011 года применяется автоматизированная информационная база потребителей и вся информация о потребителях - физических лицах внесена в данную базу в 2011 году.
Определением от 12.04.2018 года рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 отложено на 10.05.2018 года в 16 часов 00 минут.
Определением от 12.04.2018 года у АО "Тываэнергосбыт" истребованы выписки по финансово-лицевым счетам за 2017 год в отношении потребителей, указанных АО "Тываэнергосбыт" в приложении N 1 к сопроводительному письму от 12.10.2017 года (исх. N 4821).
26.04.2018 года (вх. N 1492) АО "Тываэнергосбыт" в адрес Тывинского УФАС России представлены документы, истребованные определением от 12.04.2018 года.
Явившиеся 10.05.2018 года на рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 представители АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" полностью поддержали ранее озвученные доводы об отсутствии в рассматриваемых действиях сетевой организации и гарантирующего поставщика нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела N 04-06-08/15-10-17, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО "Тываэнерго" относится передача электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 - 0,4кВ, к дополнительной экономической деятельности относится распределение электрической энергии.
АО "Тываэнерго" в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.
Кроме того, Тывинским УФАС России проведен анализ (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва за 2017 год, по результатам которого установлено, что АО "Тываэнерго" является хозяйствующим субъектом, занимающим на исследуемом рынке в пределах территории Республики Тыва в рамках присоединенной сети, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО "Тываэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.
Тывинским УФАС России проведен анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) на предмет определения состояния данного товарного рынка за 2017 год, по результатам которого установлено, что АО "Тываэнергосбыт" является хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке электрической энергии в пределах территории Республики Тыва, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, АО "Тываэнергосбыт" занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Тыва.
Следовательно, в силу своего доминирующего положения АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" обязаны соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, а также неопределенного круга потребителей.
Аналогичные выводы изложены и в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Законом об электроэнергетике, Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861.
В соответствии с частью 1 пункта 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 2 статьи 13 вышеуказанного федерального закона указано, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Статьей 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков.
В разделе X Основных положений предусмотрены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.
Пунктом 136 Основных положений установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.
В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
В соответствии с пунктом 145 Основных положений под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В соответствии с пунктом 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета.
Согласно пункту 153 Основных положений собственник прибора учета обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций: гарантирующего поставщика, сетевой организации.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
При этом пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение.
Из содержания изложенных норм права следует, что в целях применения приборов учета электрической энергии в отношении них в обязательном порядке должна проводиться процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. По окончания проверки подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.
Данная процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, включая все ее этапы, осуществляется, в том числе гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, бесплатно.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений проверка схемы подключения прибора учета является одним из этапов, комплексом работ, осуществляемым сетевой организацией или гарантирующим поставщиком при допуске прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Также на это указывают пункты 149, 172 Основных положений, согласно которых в случаях демонтажа прибора учета в целях замены, ремонта или поверки прибор учета (пункт 149 Основных положений) и проверки (плановой и внеплановой) расчетного прибора учета (пункт 172 Основных положений) сетевая организация или гарантирующий поставщик осуществляет проверку схемы подключения прибора учета, являющуюся одним из этапов данных работ.
При этом по итогам осуществления данных действий по проверке схемы подключения прибора учета отдельный акт, помимо акта допуска прибора учета в эксплуатацию или акта проверки расчетного прибора учета, не оформляется.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела N 04-06-08/15-10-17:
22.01.2018 года (вх. N 211) АО "Тываэнерго" во исполнение определения от 19.12.2017 года в адрес Тывинского УФАС России представлены заявления потребителей в адрес сетевой организации по проверке схем подключения в количестве 107 штук.
Данные заявления имеют типовую форму, в соответствии с которой потребители заменили имеющийся прибора учета, в связи с возникшими сомнениями в корректности его работы. Ранее установленные пломбы удалены. Потребители просят АО "Тываэнерго" снять с расчетов прежний прибор учета и поставить на расчеты вновь установленный прибор учета.
26.02.2018 года (вх. N 690) и 27.02.2018 года (вх. N 715) от АО "Тываэнерго" в адрес Тывинского УФАС России поступили акты допуска приборов учета в эксплуатацию за 1, 2, 3 квартал 2017 года в количестве 790 штук, за 2016 год в количестве 18 штук.
В представленных актах допуска приборов учета в эксплуатацию в графе "причина осмотра" указано "опломбировка", в графе "заключение" - "принят учет".
Явившийся 12.04.2018 года на рассмотрение дела N 04-06-08/15-10-17 представитель АО "Тываэнерго" пояснил, что ранее АО "Тываэнерго" в адрес Тывинского УФАС России представлены 107 заявлений в адрес сетевой организации от потребителей - физических лиц о замене прибора учета электрической энергии, в связи с некорректностью его работы. Иные документы, заключенные с потребителями - физическими лицами по факту оказания сетевой организацией услуги по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии, у АО "Тываэнерго" не имеются. Потребители - физические лица устно обращались в адрес АО "Тываэнерго", оплачивали стоимость услуги по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии, после чего данная услуга предоставлялась сетевой организацией.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела N 04-06-08/08-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного Тывинским УФАС России в отношении АО "Тываэнерго" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии АО "Тываэнерго" по допуску в эксплуатацию и опломбировке прибора учета электрической энергии, принадлежащего Производственному кооперативу "Дорожный строительно-транспортный" (далее - ПК "ДСТ"), установлено, что ПК "ДСТ" 02.02.2017 года обратился в адрес АО "Тываэнерго" с заявлением (исх. N 24 от 01.02.2017 года) о проведении технической проверки прибора учета электрической энергии СНТ N 12, поскольку у заявителя имеются достаточные основания полагать, что показания, подаваемые СНТ N 12, не соответствуют действительности.
АО "Тываэнерго" письмом от 09.02.2017 года (исх. N 1.9/4.3/377-исх.) уведомило ПК "ДСТ", что проверка схемы подключения прибора учета электрической энергии по заявке потребителя является дополнительной платной услугой.
ПК "ДСТ" оплатил стоимость услуги АО "Тываэнерго" по проверке схемы подключения трехфазного счетчика прямого включения на сумму 1500 рублей (счет от 17.01.2017 года N 13).
22.03.2017 года АО "Тываэнерго" в присутствии представителей ПК "ДСТ" и СНТ N 12 проведен визуальный осмотр приборов учета электрической энергии, принадлежащих ПК "ДСТ" (абонент) и СНТ N 12 (субабонент), о чем составлены акты проверки расчетных приборов учета от 22.03.2017 года N 016 и N 015.
При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что проверка схемы подключения прибора учета является комплексом работ, выполняемым сетевой организацией или гарантирующим поставщиком в процессе эксплуатации прибора учета электрической энергии и в соответствии с пунктом 8 Основных положений данные действия совершаются субъектами розничных рынков без взимания платы за их совершение.
С учетом пункта 8 Основных положений Комиссией Тывинского УФАС России отклоняется довод представителей АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" о том, что во всех иных случаях, помимо ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию впервые, в том числе при технологическом присоединении, гарантирующим поставщиком и сетевой организацией за проверку схемы подключения и опломбировку прибора учета электрической энергии плата с потребителей взимается правомерно.
Пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений сетевая организация и гарантирующий поставщик являются субъектами розничных рынков, соответственно на них распространяются вышеуказанные требования.
В свою очередь, Основные положения не содержат норм, позволяющих субъектам розничных рынков при определённых условиях взимать с потребителей плату за совершение ими описываемых действий.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России полагает, что данный довод представителей АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" противоречит пункту 8 Основных положений и основан на субъективном толковании названного пункта Основных положений.
Комиссией Тывинского УФАС России по вышеизложенным мотивам отклонятся довод представителя АО "Тываэнергосбыт" о правомерности взимания гарантирующим поставщиком платы за опломбировку приборов учета электрической энергии вне рамок процедуры ввода их в эксплуатацию.
Также Комиссия полагает несостоятельной ссылку представителя АО "Тываэнергосбыт" на пункты 81, 81(9) Правил N 354 ввиду следующего:
Во-первых, согласно пункту 81(9) Правил N 354 ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Пунктом 81(14) Правил N 354 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно, в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В соответствии с пунктом 81(11) Правил N 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
-целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
-наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
-отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
26.04.2018 года (вх. N 1492) АО "Тываэнергосбыт" в адрес Тывинского УФАС России представлены выписки по финансово-лицевым счетам за 2017 год в отношении потребителей, которым АО "Тываэнергосбыт" в 2017 году оказана услуга по опломбировке прибора учета электрической энергии на платной основе.
Из представленных выписок по финансово-лицевым счетам видно, что в 2017 году АО "Тываэнергосбыт" указанным потребителям доначисления по факту несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электрической энергии не производились, в графе "Акт нарушения" значится "0", то есть в отношении данных потребителей в 2017 году акты о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета электрической энергии в порядке пункта 81(11) Правил N 354 ни сетевой организацией, ни гарантирующим поставщиком не составлялись.
При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России полагает, что АО "Тываэнергосбыт", не имея доказательств виновных действий названных потребителей, приведших к нарушению пломбы, в нарушение пункта 81(14) Правил N 354 неправомерно взимало с потребителей плату за повторную опломбировку приборов учета электрической энергии.
Во-вторых, Комиссия Тывинского УФАС России считает, что при регулировании правоотношений между потребителями и субъектами розничных рынков следует ориентироваться на отраслевое законодательство в сфере электроснабжения и руководствоваться Основными положениями, а не Правилами N 354 в силу следующего:
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует, в том числе отношения по предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
С учетом целей правового регулирования отношений жилищным законодательством в пункте 10 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, заключаемых собственником с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
Таким образом, указанными нормами установлен приоритет специального (отраслевого) законодательства об электроснабжении в правоотношениях между потребителями и субъектами розничных рынков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 539 ГК РФ, положениями статьи 21 Закона об электроэнергетики утверждены Основные положения, содержащие специальные нормы, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям. Иное толкование может привести к неравному положению потребителей и злоупотреблению со стороны субъектов розничных рынков, изначально занимающих в спорных правоотношениях доминирующее положение.
Пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений сетевая организация и гарантирующий поставщик являются субъектами розничных рынков, соответственно, на них распространяются вышеуказанные требования.
Из правовой природы правоотношений, возникающих между сетевой организацией, гарантирующим поставщиком и потребителями, в связи с установкой и дальнейшей эксплуатацией прибора учета электрической энергии, видно, что потребителями услуг АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" по проверке схемы подключения и опломбировке прибора учета электрической энергии может быть неопределенный круг потребителей, круг которых невозможно определить (индивидуализировать).
Кроме того, в пункте 24 постановления Президиума Верховного суда Российской Федерации от 28.03.2018 года N 1 разъяснено, что под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.
Согласно информации АО "Тываэнергосбыт" (вх. N 4319 от 12.10.2017 года) в 2017 году АО "Тываэнергосбыт" 7 потребителям - физическим лицам оказало услугу по опломбировке прибора учета электрической энергии на общую сумму 2 011,1 руб. с НДС.
Согласно информации АО "Тываэнерго" (вх. N 3892 от 13.09.2017 года) в 2016 году и за 1-3 кварталы 2017 года АО "Тываэнерго" оказало 4 493 потребителям, из них юридическим лицам - 327 потребителям, услугу по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии на общую сумму 4 696 816,78 руб. с НДС.
С учетом вышеизложенного Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 приходит к выводу, что действия АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" по взиманию с потребителей платы за проверку схемы подключения и опломбировку прибора учета электрической энергии в отсутствии законных оснований, противоречат пункту 8 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442, свидетельствуют о злоупотреблении доминирующим положением, нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, чем ущемлены интересы неопределенного круга потребителей и хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 11.05.2018 года принято заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17, направленное в адрес АО "Тываэнергосбыт"" и АО "Тываэнерго".
АО "Тываэнерго" в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции до оглашения резолютивной части решения по настоящему делу возражения на заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представлены.
Явившийся 14.06.2018 года на заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель АО "Тываэнерго" устные возражения на заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17 также не заявил.
14.06.2018 года (вх. N 2197) АО "Тываэнергосбыт" представило в адрес Тывинского УФАС России возражения на заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17, из которых следует:
1. АО "Тываэнергосбыт" указывает, что в соответствии с абзацем 6 пункта 146 Основных положений установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Поскольку в данном случае рассматриваются правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальной услуги, то применению подлежат именно нормы Правил N 354.
2. АО "Тываэнергосбыт" указывает, что возможность взимания платы с потребителей за мероприятия по проверке схемы подключения и повторную опломбировку приборов учета действующим законодательством не исключается. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2015 года по делу N А03-16238/2014 установлена правомерность взимания платы за подобные мероприятия.
3. АО "Тываэнергосбыт" указывает, что в выписках из финансово-лицевых счетов потребителей информация об отсутствии доначисления по факту несанкционированного вмешательства в работу приборов учета отражена по состоянию на 25.04.2018 года, в связи с чем, не могут рассматриваться в качестве доказательств отсутствия доначисления платы за периоды оказания услуги по проверке схемы подключения и повторной опломбировке.
4. АО "Тываэнергосбыт" указывает, что в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Поскольку деятельность по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета не является лицензируемым видом деятельности, ею может заниматься любой хозяйствующий субъект.
Таким образом, деятельность АО "Тываэнергосбыт" по проверке схем подключения и опломбировке приборов учета потребителей электрической энергии лежит вне взаимосвязи с его доминирующем положением на рынке.
В заключении об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17 от 11.05.2018 года Тывинского УФАС России отсутствует объективная взаимосвязь между доминирующим положением гарантирующего поставщика и действиями по взиманию платы.
Явившийся 14.06.2018 года на заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель АО "Тываэнергосбыт" полностью поддержал доводы, изложенные в возражениях от 14.06.2018 года (исх. N 2873) на заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17.
Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17, изучив письменные возражения АО "Тываэнергосбыт" от 14.06.2018 года (исх. N 2873), полагает, что приведенные доводы возражений не опровергают выводы о наличии в рассматриваемых действиях АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" нарушения антимонопольного законодательства, изложенные Тывинским УФАС России в заключении об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17 от 11.05.2018 года, исходя из следующего:
1. Как указывалось в заключении об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17 от 11.05.2018 года Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 считает, что при регулировании правоотношений между потребителями и субъектами розничных рынков следует ориентироваться на отраслевое законодательство в сфере электроснабжения и руководствоваться Основными положениями, а не Правилами N 354 в силу следующего:
По общему правилу нормы материального права, специально регулирующие конкретные правоотношения, имеют приоритет перед общими нормами. При конкуренции общих и специальных норм применению подлежат специальные, каковыми для рассматриваемых правоотношений являются нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ и законодательства в сфере энергоснабжения и электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует, в том числе отношения по предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
С учетом целей правового регулирования отношений жилищным законодательством в пункте 10 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, заключаемых собственником с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
Таким образом, указанными нормами установлен приоритет специального (отраслевого) законодательства об электроснабжении в правоотношениях между потребителями и субъектами розничных рынков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 539 ГК РФ, положениями статьи 21 Закона об электроэнергетики утверждены Основные положения, содержащие специальные нормы, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям. Иное толкование может привести к неравному положению потребителей и злоупотреблению со стороны субъектов розничных рынков, изначально занимающих в спорных правоотношениях доминирующее положение.
Пунктом 8 Основных положений предусмотрено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений сетевая организация и гарантирующий поставщик являются субъектами розничных рынков, соответственно, на них распространяются вышеуказанные требования.
2. Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 считает несостоятельной ссылку представителя АО "Тываэнергогсбыт" на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2015 года по делу N А03-16238/2014, поскольку в данном деле судами исследованы и дана правовая оценка иным фактическим обстоятельствам.
В данном случае суды пришли к выводу, что обязанность исполнителя опломбировать и ввести прибор в эксплуатацию после его замены без взимания платы с потребителя возникает у исполнителя после обращения потребителя с соответствующей заявкой, которая должна отвечать требованиям, содержащимся в пункте 81 Правил N 354.
При этом судами правомерность взимания субъектами розничных рынков электроэнергии платы за опломбировку приборов учета электрической энергии вне рамок процедуры ввода их в эксплуатацию не исследовалась и правовая оценка не давалась.
Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 обращает внимание на тот факт, что в судебном деле N А03-16238/2014 предметом рассмотрения является бездействие исполнителя по вводу в эксплуатацию и опломбировке прибора учета воды.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Аналогичные требования содержатся в пункте 51 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 776, согласно которого приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.
Таким образом, отраслевым законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, как и пунктом 81(14) Правил N 354, предусмотрена возможность взимания исполнителем с потребителей платы за услугу по опломбировке водомерных узлов вне рамок процедуры их ввода в эксплуатацию.
3. Статьей 45.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.
В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
Финансово-лицевой счет является документом, оформляемым на жилое помещение, которое принадлежит гражданам по договору найма, социального найма или на правах собственности. В нем отражаются все вопросы, связанные с осуществляемыми собственником или нанимателем помещения платежами за пользование им, за коммунальные услуги, управление и содержание многоквартирного дома.
Финансово-лицевой счет содержит сведения о типе и характере жилого помещения (отдельная квартира или коммунальная, ее площадь и число комнат и т. д.). Здесь же приводится информация о степени благоустройства квартиры и предоставляемых коммунальных услугах (есть ли центральное отопление, водопровод, электроэнергия, газовая плита, газовая колонка, канализация, ванна, мусоропровод, лифт и прочее).
В финансово-лицевом счете указываются сведения обо всех лицах, проживающих в данном жилом помещении. Эта информация учитывается при начислении платы за пользование конкретным жилым помещением и предоставляемые коммунальные услуги.
Таким образом, в финансово-лицевом счете потребителей электрической энергии отражаются все начисления и оплата за фактически потребленную электрическую энергию.
26.04.2018 года (вх. N 1492) АО "Тываэнергосбыт" в адрес Тывинского УФАС России представлены выписки по финансово-лицевым счетам за 2017 год в отношении потребителей, которым АО "Тываэнергосбыт" в 2017 году оказана услуга по опломбировке прибора учета электрической энергии на платной основе.
Из представленных выписок по финансово-лицевым счетам видно, что в 2017 году АО "Тываэнергосбыт" указанным потребителям доначисления по факту несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электрической энергии не производились, в графе "Акт нарушения" значится "0", то есть в отношении данных потребителей в 2017 году акты о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета электрической энергии в порядке пункта 81(11) Правил N 354 ни сетевой организацией, ни гарантирующим поставщиком не составлялись.
При этом об отсутствии в материалах дела N 04-06-08/15-10-17 документальных доказательств, подтверждающих факты виновных действий самих потребителей, приведших к нарушению пломбу, в частности несанкционированное вмешательство в работу прибора учета электрической энергии, позволяющих гарантирующему поставщику в соответствии с пунктом 81(14) Правил N 354 правомерно взимать с названных потребителей плату за повторную опломбировку приборов учета электрической энергии, Комиссией Тывинского УФАС России указывалось в заключении об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17 от 11.05.2018 года.
В свою очередь, АО "Тываэнергосбыт", утверждая обратное, ознакомившись с правовой позицией Тывинского УФАС России, изложенной в заключении об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17 от 11.05.2018 года, имело неоднократную возможность до объявления 14.06.2018 года резолютивной части решения по делу представить в адрес Комиссии Тывинского УФАС России вышеназванные документальные доказательства, тем более, до заседания Комиссии по делу 14.06.2018 года (вх. N 2197) АО "Тываэнергосбыт" представило в адрес Тывинского УФАС России возражения на заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/15-10-17.
При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 полагает, что АО "Тываэнергосбыт" злоупотребляет правами, предоставленными статьей 43 Закона о защите конкуренции, что запрещено частью 4 статьи 43 Закона о защите конкуренции.
Более того, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.05.2017 года N 303-КГ17-216 (судебное дело N А04-9320/2015), не принятие лицом достаточных мер, направленных на сбор доказательств, и их не представление административному органу в отсутствии объективных препятствий, не является основанием для отмены решения административного органа, поскольку отсутствие подтверждающих документов не позволило административному органу устранить сомнения в достоверности указанных сведений.
4. Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 соглашается с АО "Тываэнергосбыт", что в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При это в разделе X Основных положений предусмотрены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках, которыми регламентирована поэтапная процедура установки и допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Согласно пункту 146 Основных положений собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
В соответствии с пунктом 153 Основных положений собственник прибора учета обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций: гарантирующего поставщика, сетевой организации.
Если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
Согласно пункту 153(1) Основных положений в случае если допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется в процессе технологического присоединения соответствующих энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, заявка, предусмотренная пунктом 153 настоящего документа, направляется сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение, в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
С данного момента прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Таким образом, разделом X Основных положений определен круг лиц (гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), сетевая организация), уполномоченных осуществлять допуск прибора учета электрической энергии в эксплуатацию. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При этом опломбирование и проверка схемы подключения в соответствии с Основными положениями являются комплексом работ и относятся к неотъемлемой части процесса поставки электрической энергии потребителям и должны осуществляться бесплатно.
В свою очередь, действия АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт", как субъектов розничных рынков, по взиманию с потребителей платы за проверку схемы подключения и опломбировку прибора учета электрической энергии в отсутствии законных оснований в нарушение пункта 8 Основных положений, свидетельствуют о злоупотреблении доминирующим положением и ущемляют интересы потребителей, выступающих экономически слабой стороной правоотношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности, влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность прямо не установлена нормативно-правовыми актами.
При таких обстоятельствах факт нарушения АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" антимонопольного законодательства установлен Комиссией Тывинского УФАС России настоящим решением.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из функций антимонопольного органа является принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), а также предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства (подпункт "е" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности АО "Тываэнерго" и АО "Тываэнергосбыт" Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний:
1. АО "Тываэнепргосбыт":
-о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
2. АО "Тываэнерго":
-о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
-об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
В целях выдачи АО "Тываэнерго" предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства Комиссией Тывинского УФАС России принято во внимание, что согласно информации АО "Тываэнерго" (вх. N 3892 от 13.09.2017 года) в 2016 году и за 1-3 кварталы 2017 года АО "Тываэнерго" оказало 4 493 потребителям услугу по проверке схемы подключения прибора учета электрической энергии на общую сумму 4 696 816,78 руб. с НДС.
Следовательно, доход, полученный АО "Тываэнерго" вследствие нарушения антимонопольного законодательства, составляет 3 980 353,20 (три миллиона девятьсот восемьдесят тысяч триста пятьдесят три) рублей 20 копеек без учета НДС (НДС - 716 463,58 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/15-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
Признать Акционерное общество "Тываэнерго" и Акционерное общество "Тываэнергосбыт" нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части взимания с потребителей платы за проверку схемы подключения и опломбировку прибора учета электрической энергии в отсутствии законных оснований, чем ущемлены (могут быть ущемлены) интересы неопределенного круга потребителей и хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
Выдать Акционерному обществу "Тываэнергосбыт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать Акционерному обществу "Тываэнерго" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела N 04-06-08/15-10-17 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.В. Кыргыс
Е.А. Орус-оол
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Тыва в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 июня 2018 г. N 04-06-08/15-10-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.06.2018