Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Частная охранная организация "РУСЬ-Партнер" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - АО "Особые экономические зоны" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов, расположенных в границах особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Дубна Московской области (N 540К-19/2018) (реестровый N 31806106368) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе заявки Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
14.03.2017 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
07.02.2018 в ЕИС опубликовано извещение о проведении Конкурса. В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 28.02.2018, дата рассмотрения заявок - 05.03.2018, дата подведения итогов Конкурса - 14.03.2018, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) - 5 028 720, 00 руб.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 05.03.2018 N 540К-19/2018/2 заявка Заявителя отклонена от участия в Конкурсе на основании несоответствия требованиям Конкурсной документации.
Как указал в жалобе Заявитель, им представлены все предусмотренные Конкурсной документацией документы, в связи с чем отклонение его заявки является неправомерным.
Вместе с тем каких-либо доводов, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика по отклонению заявки Общества, Заявителем не представлено.
Согласно пояснениям Заказчика, утверждение Заявителя о предоставлении всех необходимых документов не соответствует действительности, поскольку в составе заявки отсутствуют следующие документы:
расчет и обоснование предлагаемой цены договора;
документы, подтверждающие наличие трудовых ресурсов;
документы, подтвердждающие наличие опыта оказания аналогичных услуг.
Изучив представленные сведения и документы, Комиссия установила следующее.
На основании пунктов 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 21 Положения о закупках заявка на участие в Конкурсе должна содержать сведения и документы, указанные в Конкурсной документации, в том числе прдложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложени об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, работы, услуги. В случае, если предложение о цене договора на десять или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной заказчиком в документации о закупке, участник закупки, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки на участие в Конкурсе представить расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование.
Аналогичное требование установлено подпунктом 2 пункта 13 Информационной карты Конкурсной документации.
При этом требования к форме и содержанию расчета Заказчиком не установлены.
Какие-либо критерии для отнесения документа к расчету, а также требование о предоставлении расчета в виде отдельного документа в Конкурсной документации также отсутствуют.
Как указывает в письменных пояснениях Заказчик, участники Конкурса представляют расчет в свободной форме.
Поскольку Заявителем представлено предложение о цене договора в размере 4 037 500,00 руб., что более чем на 10 процентов ниже начальной (максимальной) цены договора (цены лота), ему необходимо было представить расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование.
Заявителем в форме 1 заявки указана цена единицы услуги за час, за сутки, за 276 суток, то есть определена структура цены договора.
Вместе с тем Заказчик не учел представленный Заявителем расчет, поскольку он включен в состав формы 1 заявки.
Таким образом, Заказчик фактически настаивал на определенной форме расчета, которая должна была отвечать критериям самого Заказчика.
При этом, не установив ни в Конкурсной документации, ни в Положении о закупках таких критериев к расчету цены договора, не предоставив каких-либо доказательств невозможности представления Заявителем расчета в предложенной форме, Заказчик предъявляет к такому участнику требование, которое в документации о закупке не поименовано.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, действия Заказчика по отклонению заявки за непредставление расчета цены договора части 6 статьи 3 Закона о закупках, ввиду чего Комиссия признает жалобу в указанной части обоснованной.
Исходя из пунктов 3, 4 части 2 статьи 10 Положения о закупках при проведении конкурентной процедуры Заказчик вправе установить следующие требования:
наличие у участника закупки опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
наличие у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки.
Подпунктом 5 пункта 8 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования о наличии у участника закупки не менее 15 (Пятнадцати) работников, привлекаемых для исполнения обязательств по договору, и наличии оперативной дежурной службы (оперативного дежурного) и группы быстрого реагирования в составе не менее 2 (двух) работников.
Подпунктом 6 пункта 8 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника закупки опыта оказания охранных услуг не менее 2 (двух) лет.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 13 Информационной карты Конкурсной документации в подтверждение наличия у участника закупки трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом закупки, заявка должна содержать следующие документы:
копии приказов/распоряжений о создании оперативной дежурной службы (оперативного дежурного) и группы быстрого реагирования в составе не менее 2 (двух) работников);
сведения о количественном составе работников (не менее 15), привлекаемых для исполнения обязательств по договору (форма N 4, Приложение N 3 к заявке на участие в Конкурсе.
Согласно подпункту 12 пункта 13 Информационной карты Конкурсной документации в подтверждение наличия у участника закупки опыта оказания охранных услуг заявка должна содержать копию исполненного договора (-ов)/ государственного (-ых) контракта (-ов), с приложением копий актов оказанных услуг.
Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя отсутствует копия приказа/распоряжения о создании группы быстрого реагирования.
В подтверждение опыта оказания услуг, аналогичных предмету Конкурса, Заявителем представлены выписки из ЕИС, содержащие информацию о заключенных договорах, что не отвечает требованиям Конкурсной документации, а также копии двух договоров за 2017 год, не соответствующих по сроку выполнения работ - не менее 2 (двух) лет, требованиям Конкурсной документации.
Исходя из изложенного, Комиссия установила, что, вопреки требованиям подпунктов 11, 12 пункта 13 Информационной карты Конкурсной документации Заявителем не представлено документов, подтверждающих наличие необходимого опыта и трудовых ресурсов.
На заседании Комиссии Заявителем не дано пояснений относительно наличия объективных причин невозможности предоставления указанных документов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не отвечает установленным Заказчиком требованиям.
В силу пункту 1 части 1 статьи 11 Положения о закупках при рассмотрении заявок на участие в закупке участник закупки не допускается комиссией к участию в закупке, в частности, в случае непредоставления документов, определенных документацией о закупке.
Резюмируя вышеизложенное, Комиссия установила, что Заказчик имел основания для отказа в допуске к участию в Конкурсе заявке Заявителя.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части, касающейся отклонения заявки Заявителя по мотивам непредставления расчета цены договора, в остальной части - необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с наличием объективных оснований для отклонения заявки Заявителя.
4. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.03.2018 N НО/12659/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2018 г. N 1-00-492/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.06.2018