Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Зюзюкин П.Н. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля органов власти; члены Комиссии: Фомичев А.П. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, Соколова И.Г.- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, в присутствии представителя от администрации города Белгорода: Ядута Алексея Ивановича, (доверенность от 25.05.2014 N 285 исх), от департамента городского хозяйства администрации города Белгорода представитель не явился, рассмотрев дело N 223-14-АЗ по признакам нарушения администрацией города Белгорода пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении администрации города Белгорода по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального Закона "О защите конкуренции" приказом руководителя Белгородского управления ФАС России от 25.07.2014 N 211. В соответствии с определением от 25.07.2014 г. (исх. N 3462/5) рассмотрение дела было назначено на 13 августа 2014 года.
Отделом контроля органов власти совместно с отделом рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России было проанализирован Протокол поручений, данных по итогам совещания с руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода 05 июня 2013 года, (утвержденного заместителем начальника департамента городского хозяйства - начальником управления ЖКХ Р.П. Макаренко).
Протокол содержит ряд поручений, в частности:
Обеспечить заключение договоров с ООО "ТК "Экотранс" на оказание услуг по вывозу и захоронению бытовых отходов;
Обеспечить заключение дополнительных соглашений с ОАО "Региональный расчетно-кассовый центр" на право формирования услуги "Вывоз ТБО" в ЕПД, на основании заключенных договоров с ООО "ТК"Экотранс";
Иные поручения.
Исполнителями поручения по данным пунктам выступают управляющие организации (УК и ТСЖ), являющиеся хозяйствующими субъектами.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют лишь организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований. Непосредственно бремя утилизации отходов (заключения договоров с лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, несения расходов по оплате их услуг возлагается на их собственника, то есть лицо, в результате деятельности которого эти отходы образовались).
Таким образом, управляющие организации, а равно иные лица вправе сами обеспечить транспортировку ТБО, так и заключить договор с любым хозяйствующим субъектом, готовым оказать услугу перевозки специфического груза.
Структурное подразделение администрации города Белгорода в лице департамента городского хозяйства, утвердив Протокол поручений, данного по итогам совещания с руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода 05 июня 2013 года, в пунктах которого содержаться прямые указания хозяйствующим субъектам о заключении в приоритетном порядке договоров, нарушило запрет установленный частью 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 15 Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.
Представитель от администрации города Белгорода Ядута Алексей Иванович на рассмотрение Комиссии представил следующие копии документов:
1. Распоряжения администрации города Белгорода от 19 октября 2012 г. N 3712 "Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Белгорода";
2. Распоряжение администрации города Белгорода от 06 июня 2013 г. N 122-к "О командировке Гармашева А.А. И Варыпаева А.В.";
3. Приказ Департамента городского хозяйства администрации города Белгорода от 14 июня 2013 г.N 33 "Об отмене поручений данных по итогам совещания от 05.06.2013 г.";
4. Протокола Поручений, данных по итогам совещания с руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода 5 июня 2013 года ;
5. Лист рассылки приказа об отмене поручений;
6. Копии журнала регистрации приказов департамента;
7. Объяснение Варыпаева А.В. и пояснил следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются правовые акты. Уставом городского округа "Город Белгород" определено, что глава администрации города Белгорода издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения администрации города Белгорода.
Таким образом, департамент городского хозяйства администрации города Белгорода, являясь структурным подразделением, не наделен полномочиями издания правовых актов подлежащих исполнению. В силу своих полномочий департамент городского хозяйства может издавать только приказы. Протоколы по итогам совещаний составляемые департаментом городского хозяйства не могут быть расценены как документы обязательные для исполнения, тем более для хозяйствующих субъектов. Данные протоколы носят рекомендательный характер и в качестве нормативных актов рассматриваться не могут.
При обнаружении протокола поручений по итогам совещания с руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода 05 июня 2013 года Приказом департамента городского хозяйства от 14.06.2013 N 33 "Об отмене поручений, данных по итогам совещания от 05.06.2013 года" данный протокол был отменен. Приказ от 14.06.2013 N 33 был разослан всем участникам совещания под роспись. Приняты меры об исключении из практики департамента городского хозяйства составления подобных протоколов.
Администрация города Белгорода признает, что было допущено нарушение антимонопольного законодательства, в плане неправомочного составления протокола поручений в пунктах которого содержаться прямые указания хозяйствующим субъектам о заключении в приоритетном порядке договоров с ООО "ТК Экотранс" и просит учесть Комиссию, что данное нарушение было сразу устранено в добровольном порядке. Правовым управлением администрации города Белгорода даны рекомендации структурным подразделениям о недопущении впредь данных нарушений.
Изучив материалы дела, выслушав представителя по доверенности администрации города Белгорода Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 15 Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют лишь организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
Протокол поручений, данных по итогам совещания с руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода 05 июня 2013 года содержит ряд поручений, в частности:
- Обеспечить заключение договоров с ООО "ТК "Экотранс" на оказание услуг по вывозу и захоронению бытовых отходов;
- Обеспечить заключение дополнительных соглашений с ОАО "Региональный расчетно-кассовый центр" на право формирования услуги "Вывоз ТБО" в ЕПД, на основании заключенных договоров с ООО "ТК"Экотранс".
Исполнителями поручения по данным пунктам выступают управляющие организации (УК и ТСЖ) являющиеся хозяйствующими субъектами.
Структурное подразделение администрации города Белгорода в лице департамента городского хозяйства утвердив Протокол поручений, данного по итогам совещания с руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода 05 июня 2013 года в пунктах которого содержаться прямые указания хозяйствующим субъектам о заключении в приоритетном порядке договоров, нарушило запрет, установленный частью 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из письменного объяснения начальника департамента городского хозяйства администрации города Белгорода Варыпаева А.В. следует, что каждый четверг месяца проводятся совещания с руководителями жилищно-коммунального комплекса по различным вопросам. По итогам совещаний оформляются протоколы поручений, которые доводятся до исполнителей и рассылаются по электронной почте, а при наличии возможности вручаются через представителей. Данные протоколы носят рекомендательный характер.
был подготовлен и.о. начальника отдела жилищного хозяйства и утвержден заместителем начальника департамента Макаренко Р.М. После ознакомления с данным протоколом поручений и его экспертизе в правовом управлении, уже 14 июня 2013 года Приказом N 33 данный протокол был отменен. Данный Приказ был доведен до сведения хозяйствующих субъектов путем выдачи его под роспись представителям.
Администрация города Белгорода признает, что департаментом городского хозяйства администрации города Белгорода было допущено нарушение антимонопольного законодательства, посредством неправомочного составления протокола поручений, в пунктах которого содержаться прямые указания хозяйствующим субъектам о заключении в приоритетном порядке договоров с ООО "ТК Экотранс".
Нарушение антимонопольного законодательства было устранено администрацией города Белгорода в добровольном порядке. Правовым управлением администрации города Белгорода даны рекомендации структурным подразделениям о недопущении впредь данных нарушений.
Руководствуясь статьей 22, статьей 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 42, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
р е ш и л а:
1. Признать факт нарушения администрацией города Белгорода части 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Рассмотрение дела N 223-14-АЗ прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
3. Выдать предписание администрации горда Белгорода о совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Комиссии: Зюзюкин П.Н.
Члены Комиссии:
Фомичев А.П.
Соколова И.Г.
|
|
Главе администрации г. Белгорода
308000, г. Белгород, Гражданский проспект, 38
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 194
августа 2014 г. г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <_> - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля органов власти; члены Комиссии: <_> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 26.08.2014 г. (резолютивная часть решения оглашена 13.08.2014 г.) по делу N 223-14-АЗ о нарушении администрацией города Белгорода (3080000, г. Белгород, Гражданский проспект,38) пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации города Белгорода в срок до 01 ноября 2014 года прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомочном принятии департаментом городского хозяйства протокола поручений, данного по итогам совещания с руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода 05 июня 2013 года, в пунктах которого содержаться прямые указания хозяйствующим субъектам о заключении в приоритетном порядке договоров с ООО "ТК Экотранс".
2. Администрации города Белгорода принять мер по совершению действий, направленных на обеспечение конкуренции, в частности недопущения дачи хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Белгородское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 августа 2014 г. N 223-14-АЗ
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.08.2014