Резолютивная часть решения оглашена "27" октября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "05" ноября 2015 года.
Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
(_)
Члены Комиссии:
(_)
рассмотрев дело N 103-К-05-15 по признакам нарушения администрацией Советского района Муниципального образования "Город Астрахань" (414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д.13к.2, ИНН 3017002900/КПП 302501001, ОГРН 1023000864810) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выраженного в непринятии мер по организации работ по демонтажу рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома 150 (далее - Рекламная конструкция), эксплуатируемой с истекшим сроком разрешения на установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции,
в присутствии представителей администрации Советского района г. Астрахани, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела - (_) , действующего на основании доверенности б/н от 12.01.2015, и (_) , действующего на основании доверенности б/н от 05.05.2015 года,
в присутствии представителя Прокуратуры Советского района г. Астрахани, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, - (_) .,
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России поступили материалы Прокуратуры Советского района г. Астрахани (вх. N7078 от 14.07.2015), содержащие информацию о размещении рекламной конструкции по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150 с истекшим сроком разрешения на ее установку и (или) эксплуатацию.
В связи с вышеизложенным приказом Управления N 515-п от 05.10.2015 года возбуждено дело N 103-К-05-15 по признакам нарушения администрацией Советского района города Астрахани ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей администрации Советского района г. Астрахани, Комиссия установила следующее.
Согласно материалам дела (вх. N7761 от 03.08.2015) между Обществом с ограниченной ответственностью "Биг Борд" (далее - ООО "Биг Борд") и Комитетом имущественных отношений г. Астрахани был заключен договор N008-дс от 28.09.2006 на присоединение рекламной конструкции к муниципальному недвижимому имуществу в городе Астрахани, сроком действия по 30.11.2007 г.
Согласно п. 4.1.2. вышеуказанного договора Рекламная конструкция подлежит демонтажу в случае истечения срока настоящего договора, его досрочного прекращения и аннулирования разрешения или признания его недествительным. Комитет вправе самостоятельно демонтировать Рекламную конструкцию с возмещением Рекламораспространителем затрат по демонтажу, хранению Рекламной конструкции.
Пунктом 4.2.5. указанного договора установлено, что в случае отказа Комитета в продлении договора на новый срок, досрочном прекращении настоящего договора и аннулирования разрешения или признания его недействительным Рекламораспространитель обязан произвести демонтаж Рекламной конструкции в течение месяца.
Согласно п. 5.3. указанного договора в случае демонтажа Рекламной конструкции расходы по демонтажу, транспортировке, хранению и (или) утилизации, а также по восстановлению недвижимого муниципального имущества, к которому присоединяется Рекламная конструкция, в первоначальное состояние, понесенные Комитетом и (или) другими исполнителями указанных работ, подлежат возмещению в полном объеме за счет Рекламораспространителя (ООО "Биг Борд").
Согласно материалам дела (вх. N7761 от 03.08.2015) Комитетом имущественных отношений г. Астрахани 01.02.2007 года ООО "Биг Борд" выдано разрешение N074-рс на установку отдельно-стоящей двухсторонней рекламной конструкции, размером рекламного поля 6,0х3,0-м в г. Астрахани по ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150. Срок действия указанного разрешения истек 01.02.2012 года.
Согласно информации управления муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань" (вх. N 7761 от 03.08.2015 по итогам проведенного 06.11.2013 года аукциона с ООО "Контакт" заключен договор N16/13-дс на присоединение указанной Рекламной конструкции к муниципальному недвижимому имуществу в городе Астрахани сроком действия с 18.11.2013 до 18.11.2018 года. По истечении срока действия разрешения N074-рс разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150 какому-либо хозяйствующему субъекту не выдавалось.
Однако, материалами дела подтверждается факт эксплуатации Рекламной конструкции после истечения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно материалам дела (вх. N8080 от 11.08.2015) между ООО "Электротехническая компания" и (_) заключен Договор N1 от 01.12.2014 года (далее - Договор N1 от 01.12.2014) аренды рекламной конструкции.
Согласно п. 1.1.1 Договора N1 от 01.12.2014 арендодатель (ИП (_) ) обязуется передать Арендатору (ООО "Электротехническая компания") во временное пользование стороны рекламной конструкции (далее - Объекты) для размещения на них Арендатором (ООО "Электротехническая компания") рекламно-информационных материалов.
Согласно п. 1.2 перечень Объектов, их место расположение, срок аренды указываются в приложениях к указанному договору.
Согласно приложениям 2-10 к Договору N1 от 01.12.2014 срок аренды рекламной конструкции по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150 с 01.01.2015 по 31.08.2015.
В материалах дела имеются копии финансовых документов, подтверждающих факт исполнения обязательств сторонами по договору, а именно счет N127 от 07.08.2015, счет N116 от 15.07.2015, счет N95 от 20.05.2015, счет N81 от 30.04.2015, счет N55 от 03.04.2015, счет N49 от 05.03.2015, счет N29 от 05.02.2015, счет N21 от 12.01.2015, платежное поручение N14632 от 30.07.2015, платежное поручение N14166 от 24.07.2015, платежное поручение N9972 от 28.05.2015, платежное поручение N9971 от 28.05.2015, платежное поручение N8377 от 18.05.2015,платежное поручение N8032 от 29.04.2015, платежное поручение N 4413 от 20.03.2015, платежное поручение N 3864 от 13.03.2015, платежное поручение N 2302 от 13.02.2015, а так же акты оказанных услуг: акт N116 от 31.07.2015, акт N 95 от 30.06.2015, акт N81 от 31.05.2015, акт N 80 от 30.04.2015, акт N 55 от 30.04.2015, акт N49 от 31.03.2015, акт N29 от 28.02.2015, акт N21 от 31.01.2015 (вх. N8080 от 11.08.2015).
Кроме того, в материалах дела (вх. N7078 от 14.07.2015) имеется акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 28.05.2015 года, которым зафиксирован факт установки Рекламной конструкции по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150 и размещения на Рекламной конструкции рекламы следующего содержания: "добрострой.рф ЭМАЛЬ ПФ-145 от 49 руб. Добрострой Боевая, 134 30-30-20".
Таким образом, Управлением установлен факт эксплуатации рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150, после истечения срока разрешения на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции.
Согласно материалам дела (вх. N7761 от 03.08.2015) комиссией по выявлению самовольно установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Астрахань" 23.07.2014 года проведена проверка мест размещения рекламных конструкций на территории Советского района, по итогам которой составлен акт инспектирования от 23.07.2014 года.
Письмом исх. N01-10-02-3089/14 от 11.08.2014 указанный акт направлен в адрес администрации Советского района г. Астрахани с поручением организовать работы по демонтажу рекламных конструкций, указанных в акте, и необходимостью в срок до 08.09.2014 года предоставить информацию о количестве демонтированных рекламных конструкций.
На момент составления указанного акта условия и порядок размещения и демонтажа рекламных конструкций регулировались ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а так же Положением о порядке демонтажа самовольно установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Астрахань", утвержденным Постановлением администрации города Астрахани от 31.03.2014 N2087 (далее - Положение о порядке демонтажа от 31.03.2014).
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно ч.5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 5.1. ст 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно п. 2 Положения о порядке демонтажа самовольно установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Астрахань" рекламные конструкции, установленные и (или) эксплуатируемые на территории муниципального образования "Город Астрахань" без разрешения, подлежат демонтажу на основании предписания о демонтаже рекламной конструкции (далее - Предписание) соответствующей администрации района города, на территории которой установлена рекламная конструкция.
Как следует из объяснений администрации Советского района г. Астрахани (вх. N10605 от 20.10.2015), на основании акта инспектирования территории Советского района от 23.07.2014 года 07.11.2014 года, то есть по истечении 87 дней со дня получения вышеуказанного акта, администрация Советского района г. Астрахани направила ООО "Биг Борд" предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения на установку рекламной конструкции. Указанное предписание было направлено в адрес ООО "Биг Борд" 10.11.2014 года.
Согласно вышеуказанного предписания ООО "Биг Борд" надлежало осуществить демонтаж крупногабаритной отдельно-стоящей двухсторонней рекламной конструкции по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150 в течении месяца со дня получения предписания.
В соответствии с п. 5.8 Положения о порядке демонтажа от 31.03.2014 в случае если владелец самовольно установленной и (или) эксплуатируемой рекламной конструкции установлен, администрация соответствующего района выдает владельцу рекламной конструкции предписание лично, под его подпись (для юридического лица - скрепленного печатью) или направляет предписание заказным письмом с уведомлением.
Однако, по информации, предоставленной администрацией Советского района г. Астрахани (вх. N 10859 от 28.10.2015), вышеуказанное предписание было направлено администрацией Советского района г. Астрахани в адрес ООО "Биг Борд" простым письмом.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что документы, предоставленные администрацией Советского района г. Астрахани, не являются надлежащим доказательством направления администрацией Советского района г. Астрахани ООО "Биг Борд" предписания о демонтаже Рекламной конструкции, поскольку администрацией Советского района г. Астрахани нарушен порядок отправки Предписаний, установленный п. 5.8 Положения о порядке демонтажа от 31.03.2014.
Предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения на установку рекламной конструкции, от 07.11.2014 года ООО "Биг Борд" исполнено не было.
Согласно п.п. 6 Положения о порядке демонтажа самовольно установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Астрахань" в случае если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в п. 5.7 настоящего Положения обязанность по демонтажу рекламной конструкции, либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Астрахань".
Согласно п.п. 8.1 Положения о порядке демонтажа самовольно установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Астрахань" организация работ по демонтажу с последующей транспортировкой поручается районным администрациям города Астрахани.
Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" N36 от 20.03.2014 года утверждено Положение об администрации Советского района г. Астрахани (далее - Положение об администрации Советского района г. Астрахани от 20.03.2014 г)
Согласно п. 2.1.14 Положения об администрации Советского района г. Астрахани от 20.03.2014 г администрация Советского района г. Астрахани участвует в работе по выявлению рекламных конструкций, установленных без разрешения на территории муниципального образования "Город Астрахань".
Согласно п. 2.1.27 Положения об администрации Советского района г. Астрахани от 20.03.2014 г администрация Советского района г. Астрахани ведет работу по выявлению объектов движимого имущества, установленных без соответствующих разрешительных документов, и передает данную информацию в уполномоченный орган; принимает меры по освобождению земельных участков от вышеназванных объектов.
Однако, администрацией Советского района г. Астрахани в материалы дела не предоставлены какие-либо доказательства, подтверждающие принятие администрацией Советского района г. Астрахани действий в соответствии с ч. 21.1-21.3 ст. 19 Закона о рекламе, п. 2.1.27 Положения об администрации Советского района г. Астрахани от 20.03.2014 г. по освобождению земельного участка от Рекламной конструкции.
Таким образом, Управлением установлен и подтверждается материалами дела факт установки и эксплуатации Рекламной конструкции по истечении срока, предусмотренного для демонтажа Рекламной конструкции.
Таким образом, мер для демонтажа Рекламной конструкции, предусмотренных ч. 21.1-21.3 ст. 19 Закона о рекламе, Положением о порядке демонтажа самовольно установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Астрахань", утвержденным Постановлением администрации города Астрахани от 31.03.2014 N2087, Положения об администрации Советского района г. Астрахани, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" N36 от 20.03.2014 года, администрация Советского района г. Астрахани администрация Советского района в период с 11.08.2014 по дату принятия решения, то есть по 27.10.2015 года, не предпринимала.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Бездействие администрации Советского района г. Астрахани, выразившееся в непринятии мер по демонтажу рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150, эксплуатируемой без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, привело к ограничению конкуренции на рынке наружной рекламы г. Астрахани, поскольку создало для отдельных хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих Рекламную конструкцию без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, без уплаты государственной пошлины за выдачу такого разрешения, без участия в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном недвижимом имуществе, без заключения такого договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и, соответственно, без осуществления оплаты по такому договору, преимущества перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые несут затраты, сопряженные с законным способом установки и эксплуатации рекламной конструкции.
Кроме того, указанное бездействие повлекло нарушение права неопределенного круга лиц на добросовестную конкуренцию ввиду несоблюдения публичного порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по результатам торгов и публичного порядка выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, администрация Советского района города Астрахани нарушила ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Признать администрацию Советского района города Астрахани нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
Выдать Администрации Советского района города Астрахани предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 05.02.2016 года организовать работы по демонтажу рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Н. Островского, четная сторона, напротив дома N150, в соответствии с действующим законодательством.
Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.
Председатель Комиссии (_)
Члены Комиссии: (_)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 октября 2015 г. N 103-К-05-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.11.2015