Я, заместитель руководителя Московского УФАС России (далее - Управление) <..>, рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.32-859/77-18 об административном правонарушении в отношении ООО "ХИМТОРГ" (адрес: 117303, г. Москва, ул. Большая Юшуньская, д. 1А, корпус 3, офис 1417; дата регистрации 23.09.2013, ОГРН 1137746871470, ИНН 7723884080, КПП 772701001) в присутствии законного представителя, генерального директора ООО "ХИМТОРГ" гражданина Российской Федерации <...>,
УСТАНОВИЛ:
Протоколом от 25.05.2018 по делу N 4-14.32-859/77-18 об административном правонарушении зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Управления от 21.02.2018 по результатам рассмотрения дела N 1-11-2275/77-17 ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционах с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110, состоявшихся в период с 17.12.2015 по 11.11.2016.
В ходе рассмотрения дела N 1-11-2275/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства, Управлением было установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в 2015-2016 годах ФГБУ "Санаторно-курортный комплекс "Подмосковье" Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации были опубликованы 3 аукциона в электронной форме с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110, предметами которых являлись соответственно:
- санитарное содержание прилегающий территории и внутренних помещений;
- техническое обслуживание и содержание имущества;
- оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда на объектах филиалов ФГБУ "СКК "Сочинский" МО РФ.
ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ", подав в ходе аукционов по одному ценовому предложению, или, в некоторых случаях воздержавшись от подачи ценовых предложений, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы друг с другом. В результате снижение по всем рассматриваемым аукционам составило от 0,5% до 1 % от начальной (максимальной) цены контрактов (далее - НМЦК).
Общая НМЦК составила 336 447 675,32 рублей.
Данные о реестровых номерах аукционов, их предметах, НМЦК, датах публикации, датах проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу N 1.
Таблица N 1
Реестровый номер торгов |
Предмет |
Заказчик |
НМЦК |
Дата опубликования |
Дата проведения |
Победитель |
ЦП победителя |
Снижение, % |
Второй участник |
ЦП второго участника |
Снижение, % |
0348100029915000055 |
Техническое обслуживание и содержание имущества |
ФГБУ "СКК "Подмосковье" МО РФ |
86657913,14 |
23.11.2015 |
17.12.2015 |
ООО "ХИМТОРГ" |
85 791 334,00 |
-1,0 |
ООО "МИКАДО" |
86 224 623,57 |
-0,5 |
0348100029915000053 |
Санитарное содержание прилегающий территории и внутренних помещений |
ФГБУ "СКК "Подмосковье" МО РФ |
196 895 448,66 |
20.11.2015 |
28.01.2016 |
ООО "МИКАДО" |
194 926 494,18 |
-1,0 |
ООО "ХИМТОРГ" |
195 910 971,42 |
-0,5 |
0318100069416000110 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда на объектах филиалов ФГБУ " СКК "Сочинский" МО РФ |
ФГБУ "СКК "Сочинский" МО РФ |
52 894 313,52 |
08.10.2016 |
11.11.2016 |
ООО "ХИМТОРГ" |
52 629 841,95 |
-0,5 |
ООО "МИКАДО" |
- |
- |
Вышеуказанные аукционы состоялись в период 17.12.2015 по 11.11.2016, по их итогам:
- ООО "МИКАДО" был заключен 1 контракт по цене 194 926 494,18 рублей;
- ООО "ХИМТОРГ" было заключено 2 контракта на общую сумму 138 421 175,95 рублей.
Торговыми площадками представлена информация о том, что подача заявок и ценовых предложений обществами, а также подписание контрактов осуществлялись с преимущественно с одних и тех же IP-адресов (данные сведены в Таблицу N 2).
Таблица N 2
Реестровый номер торгов |
Наименование участника |
IP-адрес при подаче заявки |
IP-адрес при подаче ЦП |
IP-адрес при подписании контракта |
0348100029915000055 |
ООО "ХИМТОРГ" |
46.39.228.164 |
46.39.228.164 |
46.39.229.72 |
ООО "МИКАДО" |
46.39.228.164 |
46.39.228.164 |
- |
|
0348100029915000053 |
ООО "МИКАДО" |
46.39.228.164 |
90.154.66.108 |
46.39.229.15 |
ООО "ХИМТОРГ" |
46.39.228.164 |
90.154.66.108, |
- |
|
0318100069416000110 |
ООО "ХИМТОРГ" |
46.39.229.8 |
94.25.191.0 |
46.39.229.8 |
ООО "МИКАДО" |
31.173.80.135 |
- |
- |
Согласно сведениям, указанным ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" в качестве контактных данных на Торговых площадках, их фактическим местонахождением являлись следующие адреса:
- ООО "МИКАДО" - 117042, г. Москва, Чечерский проезд, д. 120, пом. 1, офис 4;
- ООО "ХИМТОРГ" - 117303, г. Москва, ул. Большая Юшуньская, д. 1А, корпус 3, офис 1503-М;
Таким образом, в период проведения рассматриваемых аукционов указанные общества находились по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговых площадках.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно, Управление пришло к выводу, что общества совершали юридически значимые действия на аукционах N N 0348100029915000053 и 0348100029915000055, такие, как подача заявок и ценовых предложений, используя совместно единые инфраструктуры.
Кроме того, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговыми площадками от ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ", поданных ими в рамках участия в аукционах N N 0348100029915000053 и 0348100029915000055 с одних и тех же IP-адресов, а в рамках участия в аукционе N 0318100069416000110 - с разных, установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись их файлы заявок, поданные для участия во всех трех аукционах, кроме того, в некоторых случаях установлено совпадение даты создания и (или) даты изменения таких файлов, а также наименований файлов заявок (данные сведены в Таблицу N 3).
Таблица N 3
Реестровый номер торгов |
Наименование участника |
Наименование файла |
Учетная запись, создавшая файл |
Учетная запись, изменившая файл |
Дата и время создания |
Дата и время изменения |
0348100029915000053 |
ООО "МИКАДО" |
1 часть заявки |
Дмитрий |
Марина |
08.12.2015, 17:21:00 |
08.12.2015, 17:25:00 |
ООО "ХИМТОРГ" |
1 часть заявки |
Дмитрий |
Марина |
07.12.2015, 11:55:00 |
08.12.2015, 16:17:00 |
|
0348100029915000055 |
ООО "ХИМТОРГ" |
ТО 1 часть заявки |
Марина |
Марина |
30.11.2015, 11:44:00 |
08.12.2015, 16:49:00 |
ООО "МИКАДО" |
1 часть заявки |
Марина |
Марина |
07.12.2015, 15:29:00 |
08.12.2015, 17:24:00 |
|
0318100069416000110 |
ООО "ХИМТОРГ" |
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ |
Марина |
User |
30.11.2016, 15:56:00 |
01.12.2016, 11:29:00 |
декларация |
Марина |
Марина |
31.10.2016, 16:46:00 |
31.10.2016, 16:47:00 |
||
Согласие |
Марина |
Марина |
31.10.2016, 16:43:00 |
31.10.2016, 16:47:00 |
||
ООО "МИКАДО" |
Заявка |
Марина |
Марина |
01.12.2016, 17:12:00 |
01:12:2016, 17:14:00 |
|
декларация |
Марина |
Марина |
01.11.2016, 13:19:00 |
01.11.2016, 13:19:00 |
||
Согласие |
Марина |
Марина |
01.11.2016, 13:19:00 |
01.11.2016, 13:19:00 |
Проанализированы и признаны идентичными в части содержания файлы заявок типа "Форма 2", поданные ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" для участия в каждом из рассматриваемых аукционов. В указанных файлах полностью совпадает их содержание, в том числе наименование товарных знаков и производителей предлагаемой к поставке продукции, при том, что такие требования к поставляемым товарам заказчиками не конкретизированы.
Кроме того, в большинстве случаев установлено совпадение и синхронное изменение наименований учетных записей, на которых обществами создавались и изменялись файлы поданных заявок. Так, при создании файлов заявок, поданных ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" для участия в аукционе с реестровым N 0348100029915000053, ими была использована учетная запись с наименованием "Дмитрий"; далее при создании файлов заявок для участия в аукционах с реестровыми N N 0348100029915000055 и 0318100069416000110 ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" была использована учетная запись с наименованием "Марина".
При этом, изменение файлов заявок, поданных ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" для участия в рассматриваемых торгах, в большинстве случаев происходило под учетной записью с наименованием "Марина" (за исключением файла заявки с наименованием "ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ", поданной ООО "ХИМТОРГ" для участия в аукционе с реестровым N 0318100069416000110).
Совпадение и синхронное изменение наименований учетных записей, на которых ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" создавались и изменялись файлы поданных заявок, а также совпадение содержания файлов заявок типа "Форма 2", поданных ими для участия в каждом из рассматриваемых аукционов в части наименования товарных знаков и производителей предлагаемой к поставке продукции, свидетельствует о том, что они координировали свои действия при подготовке файлов заявок, преобразовывали и сохраняли такие файлы на одних и тех же электронно-вычислительных устройствах, а также обменивались файлами заявок.
Тот факт, что заказчиками ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ними, осуществлялся в целях их допуска до аукционов.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
В целях установления факта наличия между ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" деловых связей и взаимодействия, была проанализирована информация о финансовых операциях, проведенных по их расчетным счетам.
По результатам анализа сведений, представленных ПАО АКБ "Держава" (вх. N33776/17 от 17.07.2017 и вх. N47290/17 от 02.10.2017), об операциях, проведенных в 2016-2017 годах по расчетным счетам N 40702810400000002631 и N 40702810700000002629, открытым ООО "ХИМТОРГ" и ООО "МИКАДО" соответственно в указанном банке, выявлены следующие перечисления денежных средств между ними:
- 25.12.2015 и 27.12.2016 ООО "МИКАДО" были переведены в адрес ООО "ХИМТОРГ" денежные средства в общей сумме 1 080 000,00 рублей по договорам займа;
- в 2016-2017 годах ООО "ХИМТОРГ" были переведены в адрес ООО "МИКАДО" денежные средства в общей сумме 10 300 000,00 рублей по договорам займа.
В ходе проведения антимонопольного расследования было установлено лицо - ООО "ВЕКТОР СМР" ИНН 7726318692 (адрес нахождения: 117303, г. Москва, ул. Большая Юшуньская, д. 1А, корпус 3, офис 1516 Б), входящее в одну группу лиц с ООО "ХИМТОРГ" в силу наличия у них одного и того же генерального директора и учредителя - <...>. При этом, по результатам анализа выписки с расчетного счета ООО "МИКАДО" установлены финансовые связи между ООО "МИКАДО" и ООО "ВЕКТОР СМР":
- 23.11.2016 ООО "МИКАДО" были переведены в адрес ООО "ВЕКТОР СМР" денежные средства в размере 50 000,00 рублей по договору займа.
Кроме того, по результатам анализа сведений, представленных АО "НС Банк" (вх. N46988/17 от 29.09.2017), об операциях, проведенных в 2016-2017 годах ООО "ВЕКТОР СМР" по расчетному счету N 40702810016000000148, выявлены перечисления денежных средств в адрес физического лица Гафурова Джалиля Алиевича с назначением "заработная плата...", который также является генеральным директором и единственным учредителем ООО "МИКАДО".
В выписках с расчетных счетов ООО "МИКАДО", ООО "ХИМТОРГ" и ООО "ВЕКТОР СМР" также содержится информация о перечислениях в 2016-2017 годах денежных средств с назначением платежей "заработная плата..." одному и тому же физическому лицу - <...>. Также в выписках с расчетных счетов ООО "МИКАДО" и ООО "ВЕКТОР СМР" содержится информация о перечислениях в 2016-2017 годах денежных средств с назначением платежей "заработная плата..." одному и тому же физическому лицу - <...>.
На основании сведений, представленных ПАО АКБ "Держава", также проанализированы IP-адреса, с которых ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" осуществлялся доступ к системе "Клиент-Банк".
Система "Клиент-Банк" - программный комплекс, позволяющий клиенту совершать операции по счету, обмениваться документами и информацией с банком без посещения офиса кредитной организации. Обмен информации происходит через электронно-вычислительное устройство, имеющее доступ в сеть "Интернет". При этом, при каждом входе клиента в программу "Клиент-Банк" кредитные организации получают информацию относительно IP-адреса, с которого клиентом совершается вход в программу.
В результате анализа сведений, представленных ПАО АКБ "Держава" и АО "НС Банк", выявлены многочисленные факты совпадения IP-адресов, использованных ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" в 2015-2017 годах для осуществления операций по переводу денежных средств. ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" были совместно использованы IP-адреса 46.138.153.110, 46.138.157.33, 194.135.210.126.
Таким образом, передача указанными обществами денежных средств по договорам процентного займа друг другу, наличие в штате ООО "МИКАДО", ООО "ХИМТОРГ" и ООО "ВЕКТОР СМР", входящего в одну группу лиц с ООО "ХИМТОРГ", одних и тех же сотрудников-физических лиц, наличие в штате ООО "ВЕКТОР СМР" сотрудника <...>, который также является генеральным директором и единственным учредителем ООО "МИКАДО", а также факт ведения ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" финансово-хозяйственной деятельности (осуществление платежей в системе "Клиент-Банк") с использованием единых инфраструктур, свидетельствует об устойчивых взаимосвязях, взаимодействии и доверительных отношениях между ними.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела N 1-11-2275/77-17 в адрес Управления поступили заявления ООО "МИКАДО" (вх. N 62134/17 от 15.12.2017) и ООО "ХИМТОРГ" (вх. N 62615/17 от 18.12.2017) о заключении между ними недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, направленного на поддержание цен на торгах.
В заявлении ООО "МИКАДО" (вх. N 62134/17 от 15.12.2017) сообщено о том, что при участии в электронных аукционах N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110 между ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" было реализовано соглашение, направленное на поддержание цен на торгах, заключённое 20.11.2015 в устной форме на встрече генеральных директоров ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ".
В целях реализации указанного соглашения ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" по согласованию друг с другом на основании гражданско-правового договора был привлечен один и тот же сотрудник для выполнения работ по подготовке заявок на аукционы и для работы на электронных площадках, в подтверждение чего ООО "МИКАДО" представлен соответствующий договор, заключенный между ООО "МИКАДО" и физическим лицом <..> (Договор N 11/15-Д на выполнение работ/оказание услуг с физическим лицом - гражданином Российской Федерации от 20.11.2015).
ООО "МИКАДО" сообщено об отказе в участии в соглашении с ООО "ХИМТОРГ", в подтверждение чего ООО "МИКАДО" приложено уведомление о расторжении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, направленное в адрес ООО "ХИМТОРГ" 13.12.2016.
ООО "ХИМТОРГ" в своем заявлении (вх. N 62615/17 от 18.12.2017) полностью подтвердило сведения, изложенные ООО "МИКАДО", а также сообщило об отказе в участии в антиконкурентном соглашении с ООО "МИКАДО", в подтверждение чего к заявлению ООО "ХИМТОРГ" было приложено уведомление о расторжении недопустимого с соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, направленное в адрес ООО "МИКАДО" 13.12.2016.
Таким образом, факты изложенные в заявлениях ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" и представленные ими доказательства, а также установленные обстоятельства по делу N 1-11-2275/77-17, свидетельствуют о заключении устного картельного соглашения между ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" в отношении 3 аукционов в электронной форме с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110, реализация которого привела к поддержанию цены на указанных аукционах и позволила ООО "МИКАДО" заключить 1 контракт по цене 194 926 494,18 рублей, ООО "ХИМТОРГ" заключить 2 контракта на общую сумму 138 421 175,95 рублей.
По результатам проведенного анализа состояния конкуренции от 24.01.2018 на 3 открытых аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110, Управлением установлено следующее:
1. Временной интервал настоящего исследования определен периодом с 23.11.2015 (дата размещения извещения о проведении первого из рассматриваемых аукционов с реестровым N 0348100029915000053) по 11.11.2016 включительно (дата проведения последнего из рассматриваемых аукционов с реестровым N 0318100069416000110).
2. Предметами рассматриваемых аукционов являются:
- санитарное содержание прилегающий территории и внутренних помещений;
- техническое обслуживание и содержание имущества;
- оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда на объектах филиалов ФГБУ "СКК "Сочинский" МО РФ.
3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ", которые в период проведения рассматриваемых аукционов являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиками.
Согласно сведениям сайта ФНС России, а также информации имеющейся в материалах дела, установлено, что ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" не входили в одну группу лиц (на дату проведения аукционов и в настоящее время) по признакам, предусмотренным частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги аукционов в электронной форме с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110 не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устного соглашения, не отвечающего принципам конкуренции, подтверждающегося совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного Управление, учитывая совокупность имеющихся по делу N 1-11-2275/77-17 доказательств, а именно:
- совместное использование ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" одного и того же IP-адреса при подаче заявок и ценовых предложений на аукционы с реестровыми N N 0348100029915000055 и 0348100029915000053;
- совпадение и синхронное изменение учетных записей, используемых ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" при создании и изменении файлов заявок, поданных ими для участия в рассматриваемых аукционах с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110;
- совпадение содержания файлов заявок типа "Форма 2", поданных ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" для участия в каждом из рассматриваемых аукционов в части наименования товарных знаков и производителей предлагаемой к поставке продукции;
- передача ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" денежных средств по договорам процентного займа друг другу;
- ведение ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" финансово-хозяйственной деятельности (осуществление платежей в системе "Клиент-Банк") с использованием единых инфраструктур;
- наличие в штате ООО "МИКАДО", ООО "ХИМТОРГ" и ООО "ВЕКТОР СМР", входящего в одну группу лиц с ООО "ХИМТОРГ", одних и тех же сотрудников-физических лиц, в том числе наличие в штате ООО "ВЕКТОР СМР" сотрудника <...>, который также является генеральным директором и единственным учредителем ООО "МИКАДО";
- представление ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" заявлений о заключении между ними недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, с приложением подтверждающих документов;
пришло к выводу о том, что ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" в ходе 3 аукционов в электронной форме с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно сведениям, опубликованным в ЕИС, установлено, что доход ООО "МИКАДО" от реализации картельного соглашения составил 194 926 494,18 рублей; доход ООО "ХИМТОРГ" от реализации картельного соглашения составил 138 421 175,95 рублей.
Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" не установлен.
Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий установлена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, при этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "ХИМТОРГ" состоит в нарушении требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения устного картельного соглашения с ООО "МИКАДО", реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110, состоявшихся в период с 17.12.2015 по 11.11.2016.
Таким образом, ООО "ХИМТОРГ" нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение ООО "ХИМТОРГ" части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения Московского УФАС России по делу N 1-11-2275/77-17, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации - 21.02.2018.
Место совершения указанного правонарушения - город Москва.
Согласно примечанию 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
НМЦК по аукционам в электронной форме с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110, в которых участвовало ООО "ХИМТОРГ", составила 336 447 675,32 рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В ходе рассмотрения дела N 1-11-2275/77-17, в адрес Управления поступили заявления ООО "МИКАДО" (вх. N 62134/17 от 15.12.2017) и ООО "ХИМТОРГ" (вх. N 62615/17 от 18.12.2017) о заключении между ними недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, направленного на поддержание цен на торгах.
В заявлении ООО "МИКАДО" (вх. N 62134/17 от 15.12.2017) сообщено о том, что при участии в электронных аукционах N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110 между ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" было реализовано соглашение, направленное на поддержание цен на торгах, заключённое 20.11.2015 в устной форме на встрече генеральных директоров ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ".
В целях реализации указанного соглашения ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" по согласованию друг с другом на основании гражданско-правового договора был привлечен один и тот же сотрудник для выполнения работ по подготовке заявок на аукционы и для работы на электронных площадках, в подтверждение чего ООО "МИКАДО" представлен соответствующий договор, заключенный между ООО "МИКАДО" и физическим лицом <...> (Договор N 11/15-Д на выполнение работ/оказание услуг с физическим лицом - гражданином РФ от 20.11.2015).
ООО "МИКАДО" сообщено об отказе в участии в соглашении с ООО "ХИМТОРГ", в подтверждение чего ООО "МИКАДО" приложено уведомление о расторжении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, направленное в адрес ООО "ХИМТОРГ" 13.12.2016.
ООО "ХИМТОРГ" в своем заявлении (вх. N 62615/17 от 18.12.2017) полностью подтвердило сведения, изложенные ООО "МИКАДО", а также сообщило об отказе в участии в антиконкурентном соглашении с ООО "МИКАДО", в подтверждение чего к заявлению ООО "ХИМТОРГ" было приложено уведомление о расторжении недопустимого с соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, направленное в адрес ООО "МИКАДО" 13.12.2016.
Таким образом, факты изложенные в заявлениях ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" и представленные ими доказательства, а также установленные обстоятельства по делу N 1-11-2275/77-17, свидетельствуют о заключении устного картельного соглашения между ООО "МИКАДО" и ООО "ХИМТОРГ" в отношении 3 аукционов в электронной форме с реестровыми N N 0348100029915000053, 0348100029915000055 и 0318100069416000110, реализация которого привела к поддержанию цены на указанных аукционах и позволила ООО "МИКАДО" заключить 1 контракт по цене 194 926 494,18 рублей, ООО "ХИМТОРГ" заключить 2 контракта на общую сумму 138 421 175,95 рублей.
В адрес Управления 21.03.2018 поступило заявление ООО "ХИМТОРГ" об исполнении предписания N ЕП/8592/18 от 21.02.2018.
Выявлено четыре обстоятельства, смягчающих административную ответственность:
- добровольное прекращение лицом, совершившим административное правонарушение, противоправного поведения;
- добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в антимонопольный орган о совершенном административном правонарушении;
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия антимонопольному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- добровольное исполнение ООО "ХИМТОРГ" до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения выданного Комиссией Московского УФАС России по рассмотрению дела N 1 11 2275/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Расчет суммы штрафа.
Значения |
Суммы |
НМЦ - начальная (максимальная) цена |
336 447 675,32 |
МаксШ (1/2 от стоимости торгов) - максимальный штраф |
168 223 837,66 (50%) |
МинШ (1/10 от стоимости торгов) - минимальный штраф |
33 644 767,53 (10%) |
БШ=(МаксШ-МинШ)/2+МинШ базовый штраф |
100 934 302,60= (168 223 837,66 -33 644 767,53)/2 + 33 644 767,53 |
ОО (ОС)=(МаксШ-МинШ)/8 |
16 822 383,77 = (168 223 837,66 - 33 644 767,53)/8 |
Выявлены четыре обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены. | |
ПШ=БШ+(ОО*n)-(ОО*n) применяемый штраф |
33 644 767,53=100 934 302,60+ (16 822 383,77 * 0) - (16 822 383,77 * 4) |
Где "МаксШ" - максимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "МинШ" - минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "БШ" - базовый штраф, применяемый для установления размера оборотного штрафа в каждом конкретном случае, составляющий административный штраф в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "ОО (ОС)" - коэффициент, на который размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению (уменьшению) за каждое отягчающее (смягчающее) обстоятельство, составляющий одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "ПШ" - размер оборотного штрафа, применяемого в рассматриваемом случае.
Таким образом, с учетом положений статей 4.1 и 4.2 КоАП РФ, а также на основании расчетов, произведенных в соответствии с приложением 4 к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении ООО "ХИМТОРГ", подлежит применению штраф в размере 33 644 767,53 рублей, что составляет 10% от НМЦК по трем аукционам.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются в том числе защита законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Исходя из указанных выше положений КоАП РФ, целью административного наказания является в том числе предупреждение совершения новых правонарушений, а не нанесение непоправимого экономического вреда, ведущего к банкротству юридического лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.
При этом, в соответствии с частями 2 и 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, подлежащего наложению, не может быть менее 100 000,00 рублей и не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (Приказ Московского УФАС России от 18.10.2017 N 326 о возбуждении дела N 1-11-2275/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства).
Согласно представленным ООО "ХИМТОРГ" документам и сведениям (бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах), совокупный размер суммы выручки за 2016 год составил 83 502 000,00 рублей.
При этом, одна двадцать пятая (4%) совокупного размера суммы выручки ООО "ХИМТОРГ" от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2016 год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение составляет 3 340 080,00 рублей.
Таким образом, в связи с тем, что рассчитанный от стоимости торгов размер штрафа превышает одну двадцать пятую (4%) совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2016 год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, в отношении ООО "ХИМТОРГ" за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения подлежит применению сумма штрафа в размере 3 340 080,00 рублей, что составляет одну двадцать пятую (4%) совокупного размера суммы выручки за 2016 год.
Руководствуясь статьями 23.48 и 29.9, а также частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать ООО "ХИМТОРГ" (адрес: 117303, г. Москва, ул. Большая Юшуньская, д. 1А, корпус 3, офис 1417; дата регистрации 23.09.2013, ОГРН 1137746871470, ИНН 7723884080, КПП 772701001) виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
2. Назначить ООО "ХИМТОРГ" (адрес: 117303, г. Москва, ул. Большая Юшуньская, д. 1А, корпус 3, офис 1417; дата регистрации 23.09.2013, ОГРН 1137746871470, ИНН 7723884080, КПП 772701001) административное наказание в виде штрафа в размере 3 340 080,00 рублей (Три миллиона триста сорок тысяч восемьдесят рублей 00 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:
Извещение |
Наименование получателя платежа: |
|
|
|
УФК по г Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890) |
|
|
|
ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001 |
|
|
|
Код ОКТМО: 45375000 |
||
|
Номер счета получателя платежа: 40101810045250010041 |
||
|
Наим.банка: ГУ Банка России по ЦФО |
||
|
БИК: 044525000 |
КБК:161 1 16 02010 01 6000140 |
|
|
Фамилия И.О.: ________________________________________________________ |
||
|
Адрес: ________________________________________________________________ |
||
|
Наименование платежа: Административный штраф по делу N4-14.32-859/77-18 от 07.06.2018 ______________________________________________________________________ |
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя <..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2018 г. N 4-14.32-859/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.06.2018