Резолютивная часть решения оглашена "14" июня 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" июля 2018 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1-14-70/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<...>
дело N 1-14-70/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "Бастион" (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
У С Т А Н О В И Л А:
ФАС России обнаружено присутствие на рынке алкогольного напитка CAPTAIN\x{a78c}S BRANDY, наименование которого изображено на этикетке крупными, бросающимися в глаза буквами.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-14-70/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лица, привлеченного к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика, установила следующие обстоятельства.
Алкогольный напиток CAPTAIN\x{a78c}S BRANDY был приобретен в магазине "Продукты" в Москве. Однако после более детального осмотра оказалось, что алкогольный напиток является горькой настойкой "Капитанский на основе коньяка". Данная настойка произведена из ректификованного спирта с добавлением коньяка и ароматизатора "Бренди", настоев спиртовых, сахарного сиропа, и имитирует по вкусу и упаковке бренди (коньяк).
Указанная продукция согласно информации, размещенной на контрэтикетке, производится АО "УРАЛАЛКО", АО "Бастион", входящими в Группу компаний "Синергия".
Вместе с тем, согласно открытым сведениям, юридического лица с фирменным наименованием АО "УРАЛАЛКО" не существует, под его ИНН/ОГРН в настоящее время действует АО "БАСТИОН".
Производство настойки регулируется ГОСТ 7190-2013 "Изделия ликероводочные. Общие технические условия", а производство бренди ГОСТ 31732-2012 "Коньяк. Общие технические условия.".
При этом под настойкой горькой понимается ликероводочное изделие крепостью от 25% до 60% с содержанием общего экстракта не более 3.0 г/100 см3, изготовленное на полуфабрикатах и/или ингредиентах, придающих вкус горечи.
Виски - винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не менее 40.0%, изготовленный из коньячных дистиллятов, полученных фракционированной дистилляцией (перегонкой) столового виноматериала, произведенного из винограда вида Vitis vinifera, и выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее трех лет.
Таким образом, спорный алкогольный напиток, очевидно, не является бренди (коньяком).
При размещении на полках магазина покупателю бросается в глаза крупная и яркая надпись CAPTAIN\x{a78c}S BRANDY, остальные надписи выполнены мелким и трудно читаемым на расстоянии шрифтом, что создает возможность приобретения потребителями напитка по ошибке.
Данное обстоятельство подтверждается поступившим в ФАС России заявлением гражданина, который сообщает о приобретении данной продукции по ошибке, а также указывает на возможный отказ от приобретения данной продукции при условии информирования его о том, что данная продукция является настойкой.
При этом производство бренди значительно более технологически сложный и дорогостоящий процесс, чем производство настойки.
Также следует отметить, что союзом производителей алкогольной продукции (СПАП), членами которого являются в том числе крупнейшие игроки рынка алкогольной продукции Группа компаний "Синергия" и Группа компаний "Руст", в 2011 году был принят Кодекс ответственного маркетинга Союза производителей алкогольной продукции. Согласно разделу IV указанного кодекса: "Реклама алкогольной продукции не должна создавать неясность в отношении вида (типа) и крепости алкогольных напитков_".
На основании статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" ФАС России было выдано АО "Бастион" Предупреждение от 13.12.2017 N ИА/87628/17 о необходимости прекращения введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации продукции "Капитанский бренди" (Capitan's brandy) с использованием в наименовании словесного элемента "бренди" (brandy).
Срок выполнения АО "Бастион" предупреждения истек. В установленный срок предупреждение исполнено не было.
Исходя из изложенного, а также на основании части 8 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" ФАС России издан приказ от 11.04.2018 N 454/18 о возбуждении дела N 1-14-70/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по его рассмотрению.
Как следует из письменных пояснений, представленных АО "Бастион" (далее также - Ответчик), спорный товар выпускается Ответчиком с 2016 года в соответствии с утвержденными технологической инструкцией и рецептурами и является продолжением линейки настоек под брендом "Капитанский" (Capitan's), включающей в себя серию настоек "Капитанский со вкусом рома" (CAPTAIN'S WITH TASTE OF RUM), которая присутствует на российском рынке с 1996 года. За все время производства и реализации спорного товара претензий от потребителей, связанных с использованием слова "бренди" в названии товара, не поступало.
Ответчик отмечает, что на российском рынке присутствует множество настоек со вкусами различных алкогольных напитков - рома, виски, джина и пр. То есть, по мнению Ответчика, производство подобных алкогольных напитков - сложившаяся практика, сформировался отдельный сегмент рынка алкогольной продукции в виде настоек с соответствующими вкусовыми и ароматическими ингредиентами, о которых потребитель информируется надлежащим образом. Указанная категория товаров является самостоятельной по своим свойствам и качествам, ценовой категории. В розничной реализации товар размещается рядом с другими настойками в соответствующей категории, в том числе в сетях "Магнит", "РиоМаркет" и др., что, по мнению Ответчика, исключает введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара.
При этом маркировка спорного товара соответствует Техническому регламенту ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), согласно пп. 1 и пп.3 п. 4.1. ст. 4 которого маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать наименование пищевой продукции и может содержать придуманное название пищевой продукции.
Согласно п. 3 ст. 1 ТР ТС 022/2011 требования к пищевой продукции в части ее маркировки устанавливаются в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
Согласно п. 1. ч. 4.3 ТР ТС 022/2011 наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции. При этом, исходя из п. 4 ч. 4.3 ТР ТС 022/2011, допускается в наименовании пищевой продукции указывать компоненты, если они или продукты их переработки входят в состав пищевой продукции.
Придуманное название пищевой продукции может не отражать ее потребительских войск и не должно заменять собой наименование пищевой продукции (ст. 2 ТР ТС 022/2011).
В составе спорного товара присутствует коньяк, в этой связи использование слова "бренди" ("brandy") при его маркировке является допустимым и соответствующим положениям ТР ТС 022/2011.
Наименование рассматриваемой продукции "настойка", размещенное на этикетках, достоверно ее характеризует и позволяет отличать ее от другой пищевой продукции. В этой связи маркировка спорного товара соответствует ТР ТС 022/2011 и не вводит в заблуждение потребителей относительно его качества и потребительских свойств. Кроме того, отсутствие у потребителей заблуждения относительно потребительских свойств товара подтверждают отзывы, размещенные в сети Интернет и представленные Ответчиком, согласно которым потребители понимают, что товар является настойкой, а не бренди.
Однако данный довод Комиссией ФАС России воспринимается критически с учетом имеющегося в материалах дела обращения гражданина в ФАС России, сообщившего о приобретении данной продукции по ошибке. При этом гражданин указал на возможный отказ от приобретения данной продукции при условии информирования его о том, что данная продукция является настойкой.
В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
В силу пункта 1 статьи 14.2 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона "О защите конкуренции", присутствуют в действиях Ответчика:
1. Направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности над конкурентами выразилась в осуществлении действий по размещению на горлышке и этикетке настойки "Капитанский бренди" (Capitan's brandy) наименования "бренди" (brandy), создающего впечатление о ее принадлежности иному виду алкогольной продукции.
2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
3. Указанные действия Ответчика способны причинить убытки конкурентам - производителям аналогичных настоек, оформление которых однозначно указывает на принадлежность товара к настойкам и не вводит в заблуждение в отношении того, к какому виду алкогольной продукции относится реализуемый товар, за счет перераспределения потребительского спроса к продукции, создающей впечатление о том, что она относится к иному виду алкоголя.
Вместе с тем, в настоящее время Ответчиком принято решение о полном прекращении производства спорного товара, что подтверждается представленной копией приказа от 05.05.2018 N 217.
При указанных обстоятельствах Комиссия ФАС России полагает, что основания для выдачи предписания Ответчику о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.
Принимая во внимание вышеуказанное и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Закона "О защите конкуренции", Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
2. Признать действия АО "Бастион" (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820), выразившиеся в размещении на горлышке и этикетке настойки "Капитанский бренди" (Capitan's brandy) наименования "бренди" (brandy), создающего впечатление о ее принадлежности иному виду алкогольной продукции, нарушающими пункт 1 статьи 14.2 Закона "О защите конкуренции".
3. Основания для выдачи предписания АО "Бастион" (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.
4. Передать материалы дела N 1-14-70/00-08-18 уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении АО "Бастион" производства по делу об административном правонарушении.
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. N 1-14-70/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.07.2018