Резолютивная часть решения объявлена "06" августа 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено "08" августа 2018 года
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
Петров М.С. - заместитель Председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
.... - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
..... - член Комиссии, главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России.
- в отсутствие представителя Заказчика - Администрации Пудожского муниципального района, представителя Заявителя - ООО "ИМ-СЕРВИС" (извещались надлежащим образом, явку представителей не обеспечили),
рассмотрев жалобу ООО "ИМ-СЕРВИС" на действия заказчика - Администрации Пудожского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу 26 аварийных домов, расселенных в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы (извещение N 0106300008418000060), (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262)
установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком при подготовке документации об аукционе допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
По мнению Заявителя, обоснование начальной (максимальной) цены контракта составлено с нарушением Закона о контрактной системе, в частности, установленные расценки не учитывают вывозку строительного мусора, полученного от разборки, пробивки отверстий и борозд и смены конструкций за пределами стройки.
Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии именно у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. По мнению Заявителя, подрядчик вправе привлечь на субподряд лицо, обладающее такой лицензией.
В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчиком письмом от 06.08.2018 даны пояснения по доводам, указанным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
Документация об аукционе утверждена Распоряжением администрации Пудожского муниципального района от "16" июля 2018 года N 601 р-П и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок "www.zakupki.gov.ru" - 17.07.2018.
Номер извещения: |
|
|
N 0106300008418000060. |
Краткое наименование аукциона: выполнение работ по сносу 26 аварийных домов, расселенных в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 год.
Способ закупки: электронный аукцион.
Заказчик: Администрации Пудожского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 267 105.00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.07.2018 N0106300008418000060-1, по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
Согласно положениям части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Техническая часть документации об аукционе представлена дефектными ведомостями и локальными сметами по каждому из объектов сноса.
По мнению Заявителя, в начальную (максимальную) цену контракта не включены расценки на вывоз строительного мусора, полученного от разборки, пробивки отверстий и борозд и смены конструкций за пределами стройки. Указанные затраты следует учитывать дополнительно, исходя из количества мусора и расстояний его перевозки. Заявитель также полагает, что в НМЦК не учтена компенсация затрат по размещению ТБО в зависимости от класса опасности на полигоне.
В силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В Республике Карелия таким органом является Министерство финансов Республики Карелия.
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России полагает целесообразным направить в адрес Министерства финансов Республики Карелия материалы жалобы ООО "ИМ-СЕРВИС" на действия заказчика - Администрации Пудожского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу 26 аварийных домов, расселенных в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы (извещение N 0106300008418000060) для проведения проверки в части своей компетенции.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 2.28 документации об аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов.
Объектом закупки является выполнение работ по сносу 26 аварийных домов, расселенных в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 год.
В соответствии с технической частью документации об аукционе (локальными сметами и дефектными ведомостями), основным видом работ на Объекте является разборка зданий методом обрушения деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий.
Условиями документации об аукционе определено и не оспаривается ни Заявителем, ни Заказчиком, что в процессе исполнения условий контракта необходимо, в том числе, выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
При этом, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ, под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156) определено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, в силу пункта 13 Постановления N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, лицо, обладающее лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не обязано осуществлять деятельность по разборке зданий методом обрушения деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий, и, следовательно, иметь в своем штате соответствующих специалистов и технику.
Согласно пункту 6.1.3 проекта Контракта, являющегося Приложением N 1 к документации об аукционе, Подрядчик вправе в порядке, предусмотренном действующим законодательством, привлекать к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субподрядчиков.
Таким образом, в соответствии с условиями проекта Контракта, лицо, выполняющее работы на Объекте и не обладающее лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, вправе привлечь к исполнению контракта субподрядчика, обладающего такой лицензией.
Заказчиком не представлены документы, подтверждающие наличие конкурентного количества хозяйствующих субъектов, обладающих рассматриваемой лицензией, и обладающих специальными познаниями/опытом работы/ специалистами/техникой для выполнения работ по разборке жилого отапливаемого здания.
Комиссия Карельского УФАС России также учитывает, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.07.2018 N0106300008418000060-1, по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, что может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки путем установления в документации об аукционе оспариваемого требования.
С учетом изложенного, рассматриваемый довод жалобы признается обоснованным, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
За указанное правонарушение установлена административная ответственность по части 4.2. статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ввиду того, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ИМ-СЕРВИС" на действия заказчика - Администрации Пудожского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу 26 аварийных домов, расселенных в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы (извещение N 0106300008418000060) обоснованной в части.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Направить в адрес Министерства финансов Республики Карелия материалы жалобы ООО "ИМ-СЕРВИС" на действия заказчика - Администрации Пудожского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу 26 аварийных домов, расселенных в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы (извещение N 0106300008418000060) для проведения проверки в части своей компетенции.
5. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии ____________ М.С.Петров
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 6 августа 2018 г. N 04-18/203-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.08.2018