Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 09-07/18 по признакам нарушения Управлением муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрации муниципального района "Княжпогостский" (далее - Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами АМР "Княжпогостский", Управление муниципальным имуществом), место нахождения: Республика Коми, Княжпогостский район, город Емва, улица Дзержинского, дом 81, ИНН 1117006133, ОГРН 111121000023, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушение порядка допуска к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества - нежилых помещений общей площадью 54,2 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, улица Дзержинского, дом 82, создании индивидуальным предпринимателям <_> преимущественных условий участия в аукционе,
в отсутствии на заседании представителей лица, участвующего в рассмотрении дела,
УСТАНОВИЛА:
Коми УФАС России во 2 квартале 2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации муниципального района "Княжпогостский". Предметом проверки явилось соблюдение проверяемым лицом, в том числе, требований статей 15 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами АМР "Княжпогостский", место нахождения: Республика Коми, Княжпогостский район, город Емва, улица Дзержинского, дом 81.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу части 2 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Устава муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" (далее - Устав МР "Княжпогостский"), принятого Советом муниципального образования "Княжпогостский район" 30.08.2005:
1. Администрация муниципального района "Княжпогостский" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным Уставом муниципального района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Республики Коми.
2. Структура администрации муниципального района "Княжпогостский" утверждается Советом муниципального района по представлению руководителя администрации муниципального района. Функции и полномочия администрации муниципального района определяются положением об администрации, утверждаемым Советом муниципального района.
Согласно решению Совета МР "Княжпогостский" от 22.12.2017 N 234 "Об утверждении структуры администрации муниципального района "Княжпогостский" в структуру администрации муниципального района входит также Управление муниципальным имуществом (наделено правами юридического лица).
Согласно части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе:
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В Уставе МР "Княжпогостский" содержатся аналогичные положения.
Решение Совета МР "Княжпогостский" от 29.10.2007 N 58 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района "Княжпогостский", в соответствии с которым:
2.3. Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами АМР "Княжпогостский":
2.3.1. Осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, устанавливаемом действующим законодательством и настоящим Положением;
2.3.9. Принимает решение о передаче муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, залог в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
Решением Совета МР "Княжпогостский" от 21.12.2009 N 236 утверждено Положение об управлении муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрации МР "Княжпогостский", в соответствии с которым:
1.1. Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами АМР "Княжпогостский" является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района "Княжпогостский" с правами юридического лица.
1.8. Управление муниципальным имуществом является юридическим лицом.
2.1. Управление осуществляет следующие полномочия, в том числе:
20) заключает договоры о передаче муниципального имущества муниципального района "Княжпогостский" в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование, залог, а также иные договоры в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, Управление муниципальным имуществом является органом местного самоуправления муниципального района "Княжпогостский", который осуществляет функции управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, предусмотренных данной нормой.
В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Во исполнение данной нормы Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).
По пункту 1 Правил настоящие правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
По пункту 114 Правил документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе:
1) в соответствии с пунктами 120 - 122 настоящих Правил требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.
По пункту 120 Правил заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По пункту 121Правил заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе:
1) сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку:
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона.
По пункту 130 Правил аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 настоящих Правил.
По пункту 133 Правил на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе заявителя и о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске такого заявителя к участию в аукционе в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктами 24 - 26 настоящих Правил, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящих Правил, которым не соответствует заявитель, положений документации об аукционе, которым не соответствует его заявка на участие в аукционе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе размещается организатором аукциона или специализированной организацией на официальном сайте торгов. Заявителям направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в указанный протокол вносится информация о признании аукциона несостоявшимся.
По пункту 24 Правил заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях, в том числе:
непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:
конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с приказом Управления муниципальным имуществом от 04.12.2017 N 131-ОД "О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды недвижимого муниципального имущества" принято решение провести аукцион на право заключения договора аренды следующего муниципального имущества МР "Княжпогостский" - нежилых помещений общей площадью 54,2 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, улица Дзержинского, дом 82 (далее - аукцион, торги, муниципальное имущество); утверждена документация об аукционе N 06-12-2017 на право заключения договоров аренды недвижимого муниципального имущества МО МР "Княжпогостский" (далее - документация об аукционе).
Управление муниципальным имуществом явилось организатором аукциона.
Извещение о проведении аукциона, документация об аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru 04.12.2017 - извещение N 041217/0811185/01.
В соответствии документацией об аукционе (пункт 5.1.2) заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц или из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, срок выдачи которой не превышает 6 месяцев до даты размещения извещения о проведении аукциона, или нотариально заверенные копии таких выписок.
На участие в аукционе поданы заявки индивидуальными предпринимателями <_>.
В составе заявок индивидуальных предпринимателей <_> имелись распечатанные выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученные в электронном виде, подписанные электронной подписью.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно части 3 статьи 6 Закона об электронной подписи если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в том числе в виде выписки из соответствующего государственного реестра.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о государственной регистрации юридических лиц предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 N 5н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" утвержден соответствующий Административный регламент (далее - Административный регламент), которым предусмотрено предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Указанным регламентом предусмотрено предоставление выписки как на бумажном носителе, так и в электронном виде с электронной подписью.
Индивидуальными предпринимателями <_>, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей была получена в электронном виде с электронной подписью. Такая выписка является равнозначной выписке на бумажном носителе.
Однако, исходя из части 1 статьи 6 Закона об электронной подписи информация именно в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Распечатанная выписка из единого государственного реестра юридических лиц уже не являлась электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе.
Позиция о том, что распечатанная выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, не может быть равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанная собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью, содержится в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации N Д28и-326 от 17.02.2016, N Д28и-1027 от 25.04.2016, N Д28и-2310 от 09.09.2016.
В связи с этим, в заявках индивидуальных предпринимателей <_> отсутствовала требуемая выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки.
Данные лица не представили требуемый документ (или его нотариально заверенную копию) в составе своей заявки. Следовательно, они не должны были допускаться к участию в аукционе.
Однако, по протоколу N 1 от 26.12.2017 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе заявки всех индивидуальных предпринимателей признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
Все заявители были допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона.
Победителем аукциона признан индивидуальный предприниматель <_>, предпоследнее предложение сделал индивидуальный предприниматель <_> (это следует из протокола N 2 от 28.12.2017 проведения открытого аукциона).
Впоследствии индивидуальный предприниматель <_> уклонился от заключения договора, в связи с эти было принято решение заключить договор аренды с индивидуальным предпринимателем <_> (участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение) (это следует из протокола N 3 от 18.01.2018 о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения договора).
Между Управлением муниципальным имуществом и индивидуальным предпринимателем <_> заключен договор аренды N 02/ИП-2018 от 29.01.2018 в отношении муниципального имущества сроком с 29.01.2018 по 28.12.2018.
По информации Управления муниципальным имуществом договор аренды N 02/ИП-2018 от 29.01.2018 не расторгнут, является действующим в настоящее время.
Заявки индивидуальных предпринимателей <_> не соответствовали требованиям, установленным в документации об аукционе, в Правилах. В составе заявок отсутствовали выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (или их нотариально заверенные копии). В связи с этим, таким заявителям надлежало отказать в допуске к участию в аукционе. Однако, организатор аукциона (его аукционная комиссия) в нарушение пункта 24 Правил допустил индивидуальных предпринимателей к участию в аукционе.
Тем самым, Управлением муниципальной собственностью в нарушении пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции созданы индивидуальным предпринимателям <_> преимущественные условия участия в торгах.
Единственная заявка соответствующая установленным Правилами и документацией об аукционе требованиям была у индивидуального предпринимателя <_>. В случае надлежащего порядка допуска организатором аукциона заявителей к участию в аукционе, индивидуальный предприниматель <_> явился бы единственным участником аукциона и в соответствии с пунктом 101 Правил имел право на заключение договора по начальной (минимальной) цене договора.
Однако, в результате допуска к участию в аукционе всех заявителей цена договора аренды в ходе аукциона возросла в 2 раза по сравнению с начальной (минимальной) ценой договора. В последствие индивидуальный предприниматель <_> отказался от заключения договора по такой высокой цене.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на аукционе в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 04.12.2017 (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона) по 28.12.2018 (дата окончания действия договора аренды N 02/ИП-2018 от 29.01.2018, заключенного по результатам аукциона).
2. Предмет торгов: передача в аренду собственного нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 68.20.2).
В действиях Управления муниципальным имуществом имеется нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в виде нарушения порядка допуска индивидуальных предпринимателей <_> к торгам, создания им преимущественных условий участия в торгах.
Председатель Комиссии |
|
|
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16 августа 2018 г. N АО 09-07/18 (ключевые темы: заявка на участие в аукционе - запрос котировок - запрос предложений - аукционы на право заключения - природные ресурсы)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.08.2018