Резолютивная часть решения оглашена "30" августа 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "31" августа 2018 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в отсутствие представителей ФГБНУ "Федеральный научный центр им. Мичурина" (далее также Заказчик), заявившего ходатайство о проведении заседании в отсутствие представителей (вх. от 30.08.2018 N 5186э),
ИП <_> (далее также ИП), заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия (вх. от 30.08.2018 N 5177э),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта N 0364100000717000017 от 24.01.2018 с ИП <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение ФГБНУ "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина" (вх. от 21.08.2018 N 5007н) о направлении сведений об индивидуальном предпринимателе <_> (<_>) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 19.07.2018 от исполнения контракта N 0364100000717000017 от 24.01.2018, заключенного с ИП <_>, в связи с существенным нарушением им условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" документы и сведения.
В своём обращении Заказчик сообщил следующие обстоятельства.
ФГБНУ "Федеральный научный центр имени Мичурина" 13.12.2017 опубликовало на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N0364100000717000017 о проведении электронного аукциона на поставку микроскопа стереоскопического.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 494 788 ,93 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 10.01.2018 N 0364100000717000017 победителем аукциона был признан участник с заявкой N 2 - ИП <_> с предложенной ценой контракта 980 000,00 руб. Участник с заявкой N 1 - ООО "ИнфоЛаб" предложило лучшую цену контракта после победителя - 992 526,06 руб.
24 января 2018 года между ФГБНУ "Федеральный научный центр имени Мичурина" и ИП <_> по итогам электронного аукциона (извещение N 0364100000717000017) заключен контракт на поставку микроскопа стереоскопического.
Согласно п. 3.1. поставщик обязуется поставить товар и обеспечить исполнение обязательств по настоящему контракту с 26.03.2018 г. по 30.05.2018 г.
В установленный срок поставка товара поставщиком не осуществлена.
21.06.2018 Заказчиком в адрес ИП направлено требование (претензия) об уплате неустойки (пени и штрафа) в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом, а также просьба сообщить, будет ли поставлен товар.
25.06.2018 от ИП получен ответ о доукомплектовании и отправке товара в ближайшие дни. Однако товар так и не был поставлен.
04.07.2018 Заказчик по электронной почте сообщил ИП <_>, что Заказчиком рассматривается вопрос о расторжении контракта в одностороннем порядке ввиду неисполнения обязательств по поставке.
10.07.2018 от ИП <_> в адрес Заказчика высланы фото микроскопа, который ИП готов поставить, но не соответствующего микроскопу, указанному в контракте.
В итоге Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, 19.07.2018 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.01.2018 N 0364100000717000017. Данное решение 19.07.2018 опубликовано Заказчиком в ЕИС и направлено на адрес ИП, указанный в контракте, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по адресу электронной почты.
06.08.2018 Заказчик посредством сайта Почта России узнал о том, что ИП вручено письмо с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из изложенного, ФГБНУ "Федеральный научный центр имени Мичурина" на основании статьи 104 Закона о контрактной системе направило сведения об ИП <_> в Тамбовское УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
ИП <_> представил (исх. от 29.08.2018 N 2998, вх. от 30.08.2018 N 5177э) в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемой ситуации. ИП сообщил, что товар не был поставлен по независящим от Поставщика причинам, а именно из-за просрочки Заказчика, неполучении необходимых сведений, после подписания контракта, от Заказчика. ИП указывает, что Заказчик незаконно вынес решение об отказе от исполнения контракта после срока истечения его действия. По мнению ИП, информация о нём не может быть включена в реестр недобросовестных поставщиков, так как контракт не был расторгнут, а прекратил свое действие по истечении срока, определенного в контракте.
Тамбовское УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения дел о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, а также Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, и статьей 104 Закона о контрактной системе.
В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта проверке подлежат действия заказчика по соблюдению порядка расторжения контракта, установленного положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе в рамках вышеуказанных норм.
Правовые основания применения Заказчиком одностороннего отказа от исполнения контракта Комиссией Тамбовского УФАС России не проверяются в силу отсутствия соответствующих полномочий у антимонопольного органа на контроль исполнения контракта.
Тамбовское УФАС России отмечает, что вопросы исполнения контракта и его расторжения в случае разногласия сторон по контракту подлежат рассмотрению в суде.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 24.01.2018 N 0364100000717000017 с ИП <_.>, рассмотрев материалы Заказчика и документы закупки, пояснения ИП, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0364100000717000017 ФГБНУ "Федеральный научный центр имени Мичурина" 24.01.2018 был заключен контракт N 0364100000717000017 с ИП <_> на поставку микроскопа стереоскопического по цене 980 000,00 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта "В соответствии с условиями настоящего контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику микроскоп стереоскопический (далее - товар) с относящейся к нему документацией в количестве, ассортименте и комплектации, указанным в Спецификации (Приложение N 1 является неотъемлемой частью настоящего контракта) и в соответствии с условиями настоящего контракта".
Согласно пункту 3.1 контракта "Поставщик обязуется поставить товар и обеспечить исполнение обязательств по настоящему контракту с 26.03.2018 г. по 30.05.2018 г".
В установленный в контракте срок обязательства по контракту, поставка микроскопа стереоскопического, ИП <_> исполнены не были.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 8.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8.4 контракта: "Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том числе:
- при отказе Поставщика передать Заказчику Товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
- при существенном нарушении Поставщиком требований к качеству Товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
- при невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании Товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
- при неоднократном нарушении Поставщиком сроков поставки Товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ);
- в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации".
19.07.2018 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.01.2018 N 0364100000717000017.
19.07.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.01.2018 N 0364100000717000017 опубликовано Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, направлено на адрес ИП по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и по адресу электронной почты, указанные в контракте. Согласно информации с сайта Почта России (www.pochta.ru) 06.08.2018 ИП вручено письмо, направленное Заказчиком 19.07.2018.
Однако Комиссия Тамбовского УФАС России на основе анализа условий контракта считает, что на время принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт уже прекратил своё действие в силу следующего.
В рассматриваемом случае в контракте от 24.01.2018 N 0364100000717000017 определен момент окончания исполнения сторонами обязательств в пункте 10.1: "Настоящий контракт вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует по 30.06.2018 г.".
Между тем, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято 19.07.2018.
Поскольку контракт содержит определенное условие о сроке его действия, то в силу требований статей 407 и 408 Гражданского кодекса Российской Федерации наличие неисполненных обязательств между сторонами не влечет изменение установленного сторонами срока действия договора.
Кроме того, контракт содержит условие о прекращении обязательств сторон по нему в случае прекращения (окончания) срока действия контракта в пункте 10.10 контракта: "Прекращение (окончание) срока действия настоящего контракта влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, но не освобождает Стороны контракта от ответственности за его нарушение, если таковые имели место при исполнении условий настоящего контракта".
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что требование о расторжении заявлено 19.07.2018 в отношении недействующего с 01.07.2018 контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, учитывая вышеизложенное, считает, что в данном случае контракт не может быть расторгнут, а сведения об ИП <_> не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ч.ч. 2, 3, 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП <_> (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 августа 2018 г. N РНП-68-55/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.08.2018