Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "СИЗон" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ПАО "МРСК Центра" (далее также - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на поставку спецодежды и спецобуви для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиалов "Белгородэнерго", "Брянскэнерго", "Воронежэнерго", "Костромаэнерго", "Курскэнерго", "Липецкэнерго", "Орёлэнерго", "Смоленскэнерго", "Тамбовэнерго", "Тверьэнерго" и "Ярэнерго") (реестровый N 31806640600, далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении в Конкурсной документации неправомерных требований, а также в нарушении порядка размещения ответа на запрос о разъяснениях положений Конкурсной документации и самого извещения о проведении Конкурса.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (в редакции, действующей на дату опубликования извещения о проведении Конкурса) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещен Единый стандарт закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках).
Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 22.06.2018.
Согласно извещению о проведении Конкурса датой окончания подачи заявок установлено 23.07.2018, датой рассмотрения заявок - 17.10.2018, подведения итогов установлено 19.10.2018.
Согласно доводам жалобы Заявителем обжалуется установление в Техническом задании Конкурсной документации по лоту N 1 неправомерных требований
о предоставлении участниками документов, которые могут быть получены только после производства партии товара, что ограничивает конкуренцию на торгах.
В соответствии с пунктами 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 1.6 Технического задания Конкурсной документации поставляемые комплекты спецодежды должны комплектоваться копиями деклараций, сертификатов соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями, протоколами испытаний. При невыполнении данных требований образцы продукции не рассматриваются и участник отклоняется.
Пунктом 1.7 Технического задания Конкурсной документации установлено, что поставщик должен предоставить протоколы испытаний независимых лабораторий, подтверждающие заявленные физико-механические свойства используемых тканей.
В соответствии с пунктом 1.10 Технического задания Конкурсной документации поставщик должен предоставить гарантирующее письмо завода-изготовителя ткани, соответствующей техническим требованиям технического задания, включая физико-механические параметры и цветовую гамму, о фактическом наличии требуемой ткани в объемах, удовлетворяющих пошиву количества спецодежды, заявленного Конкурсной процедуре.
На заседании Комиссии представитель Заказчика указал на то, что сертификации (декларированию) соответствию требованиям регламентов, получению санитарно-эпидемиологическим заключений, испытаниям подлежит ткань, из которого изготовлена требуемая спецодежда, соответственно, для этого не требуется изготовление партии средств индивидуальной защиты (продукции) соответствующей дизайну, раскрою, цвету, по параметрам, указанным в Технических заданиях. Данное требование о предоставлении вышеперечисленных документов позволяет оценить на стадии проведения закупочных процедур соответствие дизайна, качества пошива, размеров типовым фигурам.
При этом представитель Заказчика пояснил, что все 5 участников Конкурса по лоту N 1 предоставили требуемые Конкурсной документацией документы и образцы ткани и были допущены к участию в Конкурсе.
Кроме того, как установлено Комиссией, Заявитель ранее участвовал в закупочной процедуре с аналогичным предметом закупки, и предоставлял в составе заявки необходимые декларации, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения, протоколы испытаний, что подтверждает исполнительность требований Заказчика, с чем представитель Заявителя согласился.
Указанное обстоятельство подтверждают представленные на заседании Комиссии сертификаты соответствия, протоколы испытаний на образцы ткани, которые предоставлял Заявитель по раннее проведенной процедуре по аналогичному предмету договора.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса российской Федерации запрещается злоупотреблять предоставленными правами, однако, в нарушение данного запрета, Заявитель фактически требовал признать несоответствующими положениям Закона о закупках требования Конкурсной документации, которые его права не ущемляли, что в свою очередь, свидетельствует о невозможности удовлетворения жалобы в данной части.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание возможность предоставления Заявителем требуемых Конкурсной документацией документов, Комиссией принято решение о признании довода жалобы необоснованным.
Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком порядка ответа на запрос разъяснений положений Конкурсной документации и извещения необходимо отметить следующее.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе разъяснения закупочной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно представленной на заседании Комиссии информации, 04.07.2018 Обществом были направлены запросы на разъяснение положений Конкурсной документации. При этом, как указывает в своей жалобе Заявитель, ответ на указанные запросы Заказчиком не были даны.
Согласно пункту 8.1.5.1 Положения о закупках Заказчик обязан своевременно ответить на любой письменный запрос участника закупки, касающийся разъяснения извещения и (или) Конкурсной документации, полученный не позднее установленного в Конкурсной документации срока. Разъяснения положений извещения, конкурсной документации размещаются в тех же источниках, в которых размещены извещение и документация о закупке.
В соответствии с пунктом 3.5.1 Конкурсной документации в процессе подготовки заявки участники вправе обратиться к Заказчику за разъяснениями Конкурсной документации. Запросы на разъяснение Конкурсной документации должны быть направлены через ЭТП или в письменной форме на имя секретаря Конкурсной комиссии за подписью руководителя организации или иного ответственного лица Участника.
Как установлено Комиссией, Заказчиком в соответствии с Положением о закупках, Конкурсной документацией на сайте электронной торговой площадки 20.07.2018 в 16:53 были размещены ответы на поданные Заявителем запросы положений Конкурсной документации.
Однако, как пояснил представитель Заказчика, в связи с технической ошибкой, указанные ответы не были размещены на Официальном сайте.
Комиссия отмечает, что размещение ответов на запросы разъяснений положений документации на Официальном сайте является обязательным требованием в соответствии с Законом о закупках. При этом вопрос виновности или невиновности неразмещения подобных сведений не подлежит выяснению в рамках данной административной процедуры.
Указанные действия Заказчика свидетельствуют о нарушении им части 5 стать 4 Закона о закупках.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанное нарушение не привело к невозможности подачи заявки Заявителем, поскольку, как установлено на заседании Комиссии, формально Заявитель в своих запросах разъяснений положений документации не ставил вопросов относительно подачи заявки, а из их содержания следует вывод о том, что Общество просило дать разъяснения относительно сущности процедуры оценки заявок.
И направление запросов разъяснений в данном случае свидетельствует о злоупотреблении своим правом, не допускающимся в силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, по возможному в будущем продлению сроков подачи заявок, с целью подготовки объемной заявки, которую он в силу своего предпринимательского риска не учел изначально, когда собрался поучаствовать в Конкурсе.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СИЗон" (ОГРН: 1127746548478, ИНН: 7721763241) на действия ПАО "МРСК Центра" (ОГРН: 1046900099498, ИНН: 6901067107 ) при проведении Конкурса обоснованной в части неразмещения ответа на запросы разъяснений положений Конкурсной документации обоснованной, в остальной части необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках.
Обязательно для исполнения предписание Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
от 24.07.2018 N ИГ/35522/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2018 г. N 1-00-1331/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.08.2018