Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
|
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта": <_> (по доверенности), <_> (по доверенности);
в отсутствие представителей:
от подателей жалобы - ООО "ОКНОСТАР", ООО "ЛИДЕРГРУПП": не явились (уведомлены надлежащим образом);
рассмотрев жалобы ООО "ОКНОСТАР" и ООО "ЛИДЕРГРУПП" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" при проведении электронного аукциона N 0351100010518000015 на выполнение работ по текущему ремонту, замене дверных и оконных блоков в зданиях заказчика, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 22, Красный проспект, 75, начальная (максимальная) цена контракта 1 400 000 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратились ООО "ОКНОСТАР" и ООО "ЛИДЕРГРУПП" с жалобами на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" при проведении электронного аукциона N 0351100010518000015 на выполнение работ по текущему ремонту, замене дверных и оконных блоков в зданиях заказчика, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 22, Красный проспект, 75.
Суть жалобы ООО "ОКНОСТАР" заключается в следующем.
Заказчиком ФГБОУ ВО "СГУВТ" 07.08.2018 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме.
В описании объекта закупки установлено следующее требование для позиции "уплотнитель для оконных блоков": содержание вещества мг/м3 выделяемых в атм.воздуха: этилбензол - менее 0,001 мг/м3; бутилацетат - менее 0,001 мг/м3; стирол - менее 0,0001 мг/м3; дихлорэтан - менее 0,001 мг/м3; цвет черный или серый.
ФАС России в письме N ИА/44536/16 от 01.07.2016 определила, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения), химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данное нарушение, по мнению подателя жалобы, содержится также в п.п. 2,3.2, 3.3, 5, 7 описания объекта закупки.
Таким образом, заказчик включил в техническое задание показатели по химическому составу, компонентам, показателям, значения которых можно узнать только испытаниями или лабораторным путем.
Суть жалобы ООО "ЛИДЕРГРУПП" заключается в следующем.
1. Согласно п.1. ч.1 ст.30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе, путем проведения электронных аукционов, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч.3. ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п.7 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона заказчик установил, что к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
В п.4.1 информационной карты заказчиком установлены требования к составу второй части заявки для участия в аукционе, однако необходимость предоставления документов (или копий), подтверждающих принадлежность участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям отсутствует, в нарушение ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п.5.1 информационной карты размер обеспечения исполнения контракта составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта - 140 000 (сто сорок тысяч) рублей 00 копеек. Однако в нарушение ч.27. ст.34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит информации о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" в ответ на уведомление Новосибирского УФАС России о рассмотрении жалобы ООО "ОКНОСТАР" сообщило следующее.
Технические требования к материалам и изделиям, указанные в описании объекта закупки, не обязывают участника закупки иметь в наличии материал или изделие на момент заполнения заявки на участие в закупке и, соответственно, заказчик никаким образом не ограничивал количество участников закупки.
Участник закупки должен был указать минимальные и (или) максимальные технические характеристики или диапазон характеристик материала или изделия, которые он намерен в дальнейшем использовать, которые, в свою очередь, в процессе выполнения ремонтных работ будут контролировать технические специалисты заказчика. При этом, производитель материала или изделия всегда указывает минимальные и (или) максимальные гарантированные технические характеристики материала или изделия в виде одного значения (с допусками отклонений, при их наличии) или диапазона значений, которые должны соответствовать определённым подтверждающим качество материала или изделия документам (например: сертификат соответствия, ГОСТ, ТУ и т.п.). Если в процессе испытания производителем партии произведённого им материала или изделия данные минимальные и (или) максимальные гарантированные технические характеристики материала или изделий в виде одного значения (с допусками отклонений, при их наличии) или диапазона значений параметры не выдерживаются, то данная партия материала или изделий должна быть отбракована.
В описании объекта закупки заказчиком указаны только необходимые требования к материалам и изделиям, которые основаны на требованиях документации, а также нормативной документации РФ, приказах и требованиях надзорных органов РФ. Заказчиком в аукционной документации приведены только общепринятые в документообороте РФ знаковые обозначения. С возникшими вопросами в правильности понимания знаковых обозначений участник закупки имел полное право обратиться за разъяснениями к заказчику, на которые бы получил полноценное разъяснение, но этого сделано не было.
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" в ответ на уведомление Новосибирского УФАС России о рассмотрении жалобы ООО "ЛИДЕРГРУПП" сообщило следующее.
1. Извещение электронного аукциона содержит ограничения и запреты для участников закупки в соответствии с ч.3 ст.30 и п.4 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе. В соответствии с изменениями Закона о контрактной системе, вступившими в силу с 01.07.2018, заказчик действительно не установил требования в п.4.1 информационной карты аукционной документации о представлении во второй части заявок информации, подтверждающей принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства.
В Законе о контрактной системе указано, что при установлении в извещении ограничений, предусмотренных ч.3 ст.30 указанного закона, участники закупок обязаны во второй части заявки на участие в электронном аукционе декларировать в заявках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
2. Согласно ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 7.1 проекта контракта предусмотрено, что исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Срок действия контракта в соответствии с п.8.1 проекта контракта - 31.12.2018. Срок действия банковской гарантии в соответствии с п.7.4 проекта контракта - 31 января 2019, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со ст.190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может также определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Пункт 7.7 проекта контракта устанавливает, что в случае надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту обеспечение исполнения контракта подлежит возврату подрядчику. Заказчик осуществляет возврат денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, после приемки работ. По смыслу ст.190 ГК РФ данное указание является сроком, установленным для возврата обеспечения исполнения контракта подрядчику и соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Изучив представленные материалы и доводы сторон относительно жалобы ООО "ОКНОСТАР", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). ФАС России в своем письме N ИА/44536/16 от 01.07.2016 указала: при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что при описании объекта закупки по позициям: "профиль оконный", "адсорбент для изолирующих стеклопакетов", "герметики для стеклопакета", "профили поливинилхлоридные подоконные для внутренней отделки", "шов монтажный узла примыкания", "уплотнитель для оконных блоков" указаны характеристики, которые становятся известными по результатам испытаний, а также химический состав и (или) компоненты товара, при этом, также установлено, что инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрено, что участник закупки должен указать конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара. Кроме того, на заседании Комиссии представитель заказчика также пояснил, что в первой части заявки участникам необходимо было указать конкретные значения показателей. Таким образом, установив данные требования, заказчик нарушил ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает жалобу ООО "ОКНОСТАР" обоснованной.
Изучив представленные материалы и доводы сторон относительно жалобы ООО "ЛИДЕРГРУПП", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч.4 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленная в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о Контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем электронных аукционов в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем, п.2 ч.1 ст.64 указанного закона содержит положение, в соответствии с которым установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе предусмотрена необходимость представления во второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 настоящего Федерального закона.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссия Новосибирского УФАС установила, что заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме установлено ограничение, а именно, к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. Вместе с тем, пп.2 п.4.2 аукционной документации не включает требование о необходимости представления декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что, не установив требование в отношении представления декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства, заказчиком нарушен п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы подтвержден.
2. Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Вместе с тем, изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что п.8.7 проекта содержит условие о возврате обеспечения исполнения контракта в случае надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту. Однако в указанном пункте действительно отсутствует информация о сроке возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, так как в проекте контракта не установлен срок возврата обеспечения исполнения контракта, заказчик нарушил ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе. Довод нашел подтверждение.
На основании вышеизложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, жалоба ООО "ЛИДЕРГРУПП" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту, замене дверных и оконных блоков в зданиях заказчика, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 22, Красный проспект, 75 обоснована.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме содержит ограничение в отношении участников закупки, а именно, к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Между тем, п.3.1 аукционной документации гласит, что ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлено.
Таким образом, извещение и аукционная документация содержат разночтения в части ограничений, применяемых к участникам данной закупки (принадлежность участников закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям), что является нарушением ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
Представителями заказчика на заседание Комиссии были представлены вторые части заявок участников. Было установлено, что на участие в аукционе было подано шесть заявок, все участники были допущены к участию аукционе в электронной форме.
В электронном аукционе приняли участие два участника, ценовое предложении одного из участников ниже начальной (максимальной) цены контракта на 24%.
С учетом достигнутой экономии по результатам проведения электронного аукциона, а также принимая во внимание то, что допущенные заказчиком нарушения не повлекли ущемления прав и законных интересов участников закупки, так как это не привело к необоснованному отказу в допуске заявок, руководствуясь п.3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает возможным не выдавать заказчику ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" предписание об отмене результатов закупки.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛИДЕРГРУПП" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" при проведении электронного аукциона N 0351100010518000015 на выполнение работ по текущему ремонту замене дверных и оконных блоков в зданиях Заказчика расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 22, Красный проспект, 75 обоснованной.
Признать жалобу ООО "ОКНОСТАР" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" при проведении электронного аукциона N 0351100010518000015 на выполнение работ по текущему ремонту замене дверных и оконных блоков в зданиях Заказчика расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 22, Красный проспект, 75 обоснованной.
Признать заказчика нарушившим ч.3 ст.7, ч.1 ст.33, ч.27 ст.34, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Выдать заказчику - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-217
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
21 августа 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
|
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
|
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 08-01-427 от 21.08.2018 по жалобам ООО "ОКНОСТАР" и ООО "ЛИДЕРГРУПП" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" при проведении электронного аукциона N 0351100010518000015 на выполнение работ по текущему ремонту, замене дверных и оконных блоков в зданиях заказчика, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, 22, Красный проспект, 75,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику прекратить нарушение ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, а именно, при заключении контракта с победителем внести изменения в п.8.7 проекта контракта установить сроки возврата обеспечения исполнения контракта в случае надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту в соответствии с решением N 08-01-427 от 21.08.2018 и настоящим предписанием.
2. Заказчику не допускать нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, а именно, соответствующим образом устанавливать требование о необходимости представления декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
3.Заказчику не допускать нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, а именно, прекратить в аукционной документации указывать недостоверную информацию относительно установленных ограничений по отношению к участникам закупки.
4. Заказчику не допускать нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а именно, прекратить устанавливать в описании объекта закупки требования к характеристикам показателей, значения которых могут быть известны только по результатам испытаний, а также требования к химическому составу и (или) компонентам товара.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 августа 2018 г. N 08-01-427
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.08.2018