Резолютивная часть решения объявлена: 23 августа 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено: 28 августа 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<_> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,
Члены комиссии:
<_> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,
<_> специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
рассмотрев дело N 9 по признакам нарушения "Газпромбанк" (Акционерное общество) (117420, г. Москва, Наметкина, д. 16, корп. 1 ИНН 7744001497 ОГРН 1027700167110) (далее - Банк ГПБ (АО)) части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", выразившихся в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге,
в присутствии:
представителя Банка ГПБ (АО) - <_> (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Сотрудниками Липецкого УФАС России установлено, что в г. Липецке, на рекламной конструкции, расположенной на ул. Космонавтов (направление движения в сторону ул. Циолковского), распространяется информация, следующего содержания: "ГАЗПРОМБАНК КРЕДИТ НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ от 11,4 % по онлайн-заявкам на сайте".
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
п. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Информация, распространяемая на рекламной конструкции, расположенной на ул. Космонавтов (направление движения в сторону ул. Циолковского), следующего содержания: "ГАЗПРОМБАНК КРЕДИТ НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ от 11,4 % по онлайн-заявкам на сайте", соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной.
Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Целью введения столь значительных ограничений к рекламе финансовых, страховых и иных финансовых услуг, связанных с вложением денежных средств или пользованием ими юридическими и физическими лицами, являются защита данных лиц от злоупотреблений и предотвращение ситуаций, связанных с фактическим введением потребителя в заблуждение.
Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Поэтому достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан и организаций и предотвращения недобросовестной конкуренции.
Также согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
При этом в рассматриваемой рекламе указана лишь процентная ставка - от 11,4 %.
Следует отметить, что анализ положений Закона о рекламе показывает системную связь положений статьи 28 Закона о рекламе с положениями статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В развитие установленного частью 7 статьи 5 Закона о рекламе запрета статья 28 Закона о рекламе не допускает в рекламе умалчивать о существенных для потребителей условиях оказания финансовых услуг и предписывает сообщать все без исключения условия соответствующих договоров, влияющие на фактические доходы и расходы потребителей, если в рекламе содержится хоть одно из таких условий.
Поскольку распространяемая реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Следует отметить, что в рассматриваемой рекламе имеется мелкий шрифт, который является нечитаемым в силу используемого размера и цвета текста.
Во многих случаях из рекламных материалов потребители не получают информацию об условиях оказания финансовых услуг в доступной форме и в полном объеме. Очень часто банки используют в рекламе способ доведения информации, при котором информация о привлекательных и выгодных условиях получения кредита или размещения вклада дается большим форматом, а все остальные важные условия, которые являются неотъемлемой частью договоров кредита или вклада и не всегда выгодны для потребителя, предоставляются мелким, неразличимым шрифтом.
Если нечитаемым шрифтом изложены существенные условия оказания услуг, возможно, что решение о выборе той или иной услуги будет принято на основании неполной информации и под влиянием заблуждения о ее преимуществе по сравнению с услугами других организаций, оказывающих аналогичные финансовые услуги.
Сообщение такой информации может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, в том числе финансовых услуг, то есть ввести их в заблуждение. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 N 8287/09 по делу N А32-17357/08-59/223-105АЖ).
На основании изложенного информацию о предоставлении потребительского кредита, указанную в рекламе мелким шрифтом, следует признавать фактически отсутствующей, так как она не доведена до потребителя надлежащим образом, что является нарушением требований Закона о рекламе.
При оценке данной рекламы учитываются все особенности размещения рекламы (месторасположение над проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, а также высота расположения рекламной конструкции и пр.), которые лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.
На основании вышеизложенного, реклама, следующего содержания: "ГАЗПРОМБАНК КРЕДИТ НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ от 11,4 % по онлайн-заявкам на сайте" содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пояснениям, представленным "Газпромбанк" (Акционерное общество) (117420, г. Москва, Наметкина, д. 16, корп. 1 ИНН 7744001497 ОГРН 1027700167110) (далее - Банк ГПБ (АО)) макет рассматриваемой рекламы был направлен для изготовления и размещения в готовом виде по электронной почте Банком ГПБ (АО) в адрес ООО "Эйр Медиа" в соответствии с пунктом 9.2 Агентского договора N 08/12-2017-Г от 08.12.2017.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ООО "Эйр Медиа" от своего имени, но за счет Банка ГПБ (АО) совершает юридические и иные действия, в том числе совершает сделки с третьими лицами по размещению рекламных материалов Банка ГПБ (АО), в том числе предпечатной подготовке , производству, монтажу, демонтажу каждого рекламного материала, изготовленного согласно предоставляемым Банком ГПБ (АО) макетом рекламных материалов в соответствии с пунктом 2.1.1 договора, на объектах наружной рекламы, за обусловленное агентское вознаграждение.
Следовательно, рекламодателем указанной рекламы является Банк ГПБ (АО).
Исходя из вышеизложенного, в связи с наличием в рассматриваемой рекламе признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, Липецким УФАС России было возбуждено дело N 9 по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Липецкого УФАС России было установлено следующее.
Банк ГПБ (АО) с наличием нарушения в указанной рекламе не согласно. В соответствии с пояснениями представителя Банка ГПБ (АО) в рассматриваемой рекламе указан шрифт, воспринимающийся для потенциальных потребителей. Кроме того, реклама распространялась вблизи пешеходной зоны.
При этом в соответствии с Приложением N 4 к агентскому договору N 08/12-2017-Г от 08.12.2017 года рекламные материалы Банка ГПБ (АО) на территории г. Липецка размещаются в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 г. по следующим адресам: Воронежское шоссе (поворот на ул. Белана), Лебедянское шоссе (въезд в город)1, ул. Космонавтов (р-он рынка 9 Микрорайона), ул. Московская (в районе д. 6), пл. Заводская, ул. Гагарина 110 (район остановки ул. Титова), пр. 60 лет СССР (в районе д. 43).
В соответствии с пояснениями Банка ГПБ (АО) по состоянию на 21.08.2018 г. распространении рассматриваемой рекламы на территории Липецкой области не осуществляется. Однако подтверждений указанному утверждению не представлено.
Согласно Приложению N 4 к агентскому договору N 08/12-2017-Г от 08.12.2017 года рекламируемыми продуктами Банка ГПБ (АО) в мае 2018 года являются "Ипотека", "Карты", в июне 2018 года - "Вклады", в июле 2018 года - "Ипотека".
Однако в рассматриваемом случае объектом рекламирования является, в том числе, кредит ("Кредит на высоких скоростях").
Следовательно, доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы на территории г. Липецка в материалах дела отсутствуют.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: " ГАЗПРОМБАНК КРЕДИТ НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ от 11,4 % по онлайн-заявкам на сайте", рекламодателем которой является "Газпромбанк" (Акционерное общество) (117420, г. Москва, Наметкина, д. 16, корп. 1 ИНН 7744001497 ОГРН 1027700167110), т.к. нарушены часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать Банк ГПБ (АО) предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 9 о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
28 августа 2018 года г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<_> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,
Члены комиссии:
<_> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,
<_> специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
на основании своего решения от 28 августа 2018 г. по делу N 9 о признании ненадлежащей рекламы, следующего содержания: " ГАЗПРОМБАНК КРЕДИТ НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ от 11,4 % по онлайн-заявкам на сайте", рекламодателем которой является "Газпромбанк" (Акционерное общество) (117420, г. Москва, Наметкина, д. 16, корп. 1 ИНН 7744001497 ОГРН 1027700167110) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
"Газпромбанк" (Акционерное общество) (117420, г. Москва, Наметкина, д. 16, корп. 1 ИНН 7744001497 ОГРН 1027700167110) в течение десяти дней с момента получения предписания прекратить нарушение пунктов 2, 3, 14 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, следующего содержания: " ГАЗПРОМБАНК КРЕДИТ НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ от 11,4 % по онлайн-заявкам на сайте" .
О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 28 августа 2018 г. N 9
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.08.2018